Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
статья на тему

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 4 «Чиполлино» муниципального образования   г. Саяногорск

ДОКЛАД

«Основные направления развития коммуникативных умений

детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Педагог - психолог

Мельникова О.В.


Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

По мнению М.И.Лисиной ребенок «становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка».

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника, а коммуникативные умения – являются важным показателем психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов (мышления, памяти, внимания).

Коммуникативные умения это -  знания,  которые необходимы в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.

Коммуникативные умения включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Формирование коммуникативных умений детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. У детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, незрелая эмоционально-волевая сфера.

    В связи с этим, необходимо  особое внимание в дошкольном учреждении  уделять развитию коммуникативных умений детей.

Развитие коммуникативных умений дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», - отмечал Л. С. Выготский.

Основными направлениями развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста являются:

  • развитие внимания, интереса к партнеру по общению (игры «Кто говорит?» «Комплименты»);
  • развитие умения входить в контакт, вести диалог (“Ласковое  имя”, “Разговор  по  телефону”)
  • развитие навыков невербального общения (“Как говорят части тела”)
  • развитие навыков взаимодействия детей в группе (“Робот», «Эхо,” “Удержи предмет”)
  • преодоление стеснения в общении (“Возьмёмся  за  руки,  друзья”)

В процессе работы по формированию коммуникативных умений, у дошкольника следует развивать представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Воспитывать  у ребенка  добрые и искренние чувства к самым близким людям, ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.

Таким образом, чтобы в  современных условиях необходимо использовать весь спектр направлений, средств и методов развития коммуникативных  умений и навыков ребёнка дошкольного возраста, для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни, чтобы ребенок стал полноценной и развитой личностью.

Список литературы

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000.

3.        Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).

4.        Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.