Основные направления развития воли в дошкольном возрасте
консультация

Яковлева Екатерина Васильевна

Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления развития воли в дошкольном возрасте

Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно преломляются через его индивидуальность. Волевые качества также рассматриваются как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям.

Развитие воли в дошкольном возрасте - это важное условие формирования полноценной личности. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля с точки зрения не только общей, но и возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста.

Волевые действия могут быть:

  • Простые (те, при которых человек (ребенок) без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически).
  • Сложные волевые действия. Для него характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Рассмотрим основные проявления силы воли (волевые качества) личности и возможные пути их формирования у ребенка.

Формирование выдержки и самообладания. Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Но рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями (взять ту или другую игрушку).

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту (формируется соподчинение мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом). Так развивается самообладание, умение сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляется воля ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор.

Формирование целеустремленности. Признаки целеустремленности у ребенка: сознательная и активная направленность на достижение определенного результата деятельности; умение удерживать цель в центре внимания Больше проявляется в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

Данное волевое усилие зависит от ряда условий:

  1. от трудности задачи, длительности ее выполнения (нужны дополнительные подкрепления - указания, вопросы, советы взрослого или наглядной опоры);
  2. от успехов и неудач в деятельности. В 3-4 года они не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности, причем неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость, а успех - всегда положительно. В 5-7 лет успех стимулирует преодоление трудностей (иногда неуспех оказывает такое же действие - интерес к преодолению трудностей). А вот недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно.
  3. от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка.
  4. от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности.
  5. от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Формирование настойчивости, упорства. Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Признаками упорства являются: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Развиваются эти качества у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.

Формирование инициативности. Признаки инициативности: способность предпринимать попытки к реализации возникших у ребенка идей. Тесно связано с формированием самостоятельности. Признаки самостоятельности - это способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. К примеру, в совместной деятельности - это его умение организовать, завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении; стремление к применению к себе тех же средств, что используют взрослые по отношению к нему.

Формирование решительности. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. Развивается также в играх, определяется по времени между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

Формирование последовательности. Она характеризуется тем, что все совершаемые поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Формирование смелости. Признаки смелости: уверенность в своих силах, способность сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Развитию смелости способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре. Особенность проявления смелости у детей дошкольного возраста - это недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия.

Формирование дисциплинированности. Признаки: подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности. Развивается очень хорошо в процессе игр (подвижных, настольных, эстафет и др.).

Что же касается методов (способов) развития всех волевых сфер личности, то здесь следует отметить особое влияние игр, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. К примеру, конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры - ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами также решают еще 1 задачу: укрепление саморегуляции поступков.

Развитие воли в дошкольном возрасте – это вопрос, который особенно актуален в настоящее время. В наш век информатизации и компьютеризации общение детей и взрослых как таковое значительно «деградировало» в плане личного участия в жизни друг друга. Взрослые, в первую очередь, родители, лишь косвенно стали участвовать  в процессе передачи своего опыта в различных видах деятельности (в виду отсутствия таковых по причине постоянной занятости на работе). Зачастую все препятствия, встречающиеся на пути ребенка, решаются взрослыми, вместо того, чтобы помочь детям развивать способность осуществлять свои желания, ставить перед собой цели, а главное, находить пути достижения своих целей с учетом не только своего «хочу», но и существующих «хочу» других людей.

Использованная литература:

  1. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  2. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : уч. пос. / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

Особенности развития воли в дошкольном возрасте.

Особенности развития воли в дошкольном возрасте:-у детей формируется целепологание,борьба и соподчинение мотивов,планирование,самоконтроль в деятельности и поведении;-развивается способность к волевом...

Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельности в младшем дошкольном возрасте с учетом дефектов развития».

Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельностив младшем дошкольном возрасте с учетомдефектов развития»....

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

"Развитие воли в дошкольном возрасте"

Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека (родителя, педагога)....