Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
статья по развитию речи на тему

Вислых Юлия Александровна

Размещен материал о влиянии театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка, виды театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_5.docx561.63 КБ

Предварительный просмотр:

Вислых Юлия Александровна, ГБДОУ № 9 Пушкинского района г. СПб., воспитатель

Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста  в театрализованной деятельности

       Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и  творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

      Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
     Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Это не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками процесса.

     Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. 

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1.   В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. Развивается эмоционально - волевая сфера;

7. Происходит коррекция поведения;

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

10. Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Театрализованные игры делятся  на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Театрализованная  деятельность  включает в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры - драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

    Дошкольное детство наполнено сказками и через сказку маленький слушатель усваивает богатство этнической культуры, приобщается к историческому опыту своего народа, формирует собственную картину мира. Театрализованная деятельность, которая может продолжать работу по ознакомлению со сказкой, обеспечивает максимальную активность детей с преобладанием самостоятельного процесса познания, что способствует развитию интегративных качеств личности дошкольника.  

     Детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла. Необходимо осознавать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

       Главный методический прием в использовании театральных игр – это многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Дошкольник по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

Сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.  Вначале беседы фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”, после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми

     Имитационные движения могут отрабатываться  на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. В игровых сюжетных ситуациях разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела.   Необходимо учить детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, затем дети начинают осваивать способы выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенности характера(грустный – веселый, добрый – злой и др.).

     Таким образом театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия, словестного контакта и установки коммуникативных навков.

C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Младшая группа\младшая группа 12-13 г\Фото\Альбом Все о том как мы живем\SDC18507.JPG     C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Младшая группа\младшая группа 12-13 г\Фото\конец 2012-13 уг\SDC18676.JPG    C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Младшая группа\младшая группа 12-13 г\Фото\конец 2012-13 уг\SDC18678.JPG 

                           C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Младшая группа\младшая группа 12-13 г\Фото\конец 2012-13 уг\SDC18677.JPG     C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Для фотографа\средн.гр\SDC19272.JPG

C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\Юля работа ГБДОУ 9\Здоровячки\Для фотографа\средн.гр\SDC19699.JPG           C:\Users\пк\Desktop\Юлия\Юля личное\фотографии с телефона 2016-17 г\Новая папка\DSC_0016.JPG

Используемая литература:

1. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).

1.Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:  Творческий центр, 2003.
3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – м :Просвещение,1991.-127 с.
4.Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"

Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....

Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.Особенно большое значение ...

Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ре...

Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....