Доклад по теме "Элементы имаготерапии в работе педагога-психолога ДОУ"
учебно-методический материал по психологии

Слайд 1

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 
Что бы решить данную проблему, психологами стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Слайд 2

  Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

  Всё активнее заявляет о себе современный образовательный подход – инклюзия (включение).

   Инклюзивное образование предполагает, что дети со специальными образовательными потребностями получают образование в учреждениях, где сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе каждого ребёнка как ценного, уникального индивида.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.  

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.  

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Имеются нарушения речевых функций, либо не сформированность всех компонентов языковой системы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Слайд 3

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1.  Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, у других детей отмечается повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.  

В работе с детьми с ОВЗ мы используем разные направления работы, одно из таких направлений арт-терапия, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Сегодня я хочу осветить вам свой опыт работы с использованием таких элементов арт-терапии, как имаготерапия.

Слайд 5

Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Подвиды имаготерапии.

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)

Образно-ролевая драматерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога

Слайд 6

Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Слайд 7

Задачи имаготерапии:

-укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

-воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

-создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

Слайд 8-10

Функции:

-катарсистическая - (очищение, освобождение от негативных состояний);

-регуляторная; снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

-коммуникативно-рефлексивная коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Слайд 10

Формы организации:

1.индивидуальная

2.групповая

Индивидуальная: использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» ( на столе или на ширме);

драматизация народной, авторской сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы.

                  Групповая - представляет собой драматизацию народной либо авторской сказки,

                  в процессе которой ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа,

                  театрализацию специально составленного рассказа, инсценирование

                  фрагмента классической или современной пьесы.

 Слайд 10

Виды театров:

-пальчиковый театр

-кукольный театр

-театр вязаных игрушек

-театр перчаток

-театр теней

-театр масок

-настольный театр

 

 

 

 

 Слайд 11

Принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии.  

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога, и ребенка;

- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

- самостоятельный поиск решения творческих задач.

 Слайд 12

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства для стимулирования развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки  основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Слайд 13

С чего начинается театр - с прочтения художественного слова, с его обсуждения. После прочтения литературы мы рассуждаем о положительных и отрицательных сторонах героев, обсуждаем сюжет, где происходит действие. Потом - сюжет переносим в действие, подбираем героев, кто бы хотел стать актером данной театрализованной деятельности. И в этот момент дети проявляют свою инициативу, кто кем хотел бы стать. Они сами исполняют роли, а моя педагогическая помощь заключается в том, что подкорректировать некоторые аспекты детской игры, например, сменить походку, изменить тембр, как правильно жестикулировать, какую мимику использовать.

 Слайд 14

В своей работе я использую такие виды работы, как:

- Театрализованные игры;

- Игры-пантомимы;

- Игры-фантазии;

- Упражнения и игры на развитие мимики;

- Упражнения и игры на развитие жестов;

- Упражнения по речевой выразительности;

- Ритмопластика.

Слайд 15

Театральные игры

В самом начале своей работы я беру более простые упражнения, потом упражнения усложняются. В своей работе я использую такие театральные игры, как: «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Весёлые обезьянки», «Японская машинка», «Вот он какой», «Лентяи-простаки», «Хомячок – молчун».

При проведении занятий с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Поэтому, начинали обыгрывать те игры, которые раскрывают скованных и стеснительных детей.

Любая деятельность педагога с детьми должна начинаться с вопроса, а как вы себе представляете, а в какую игру вы хотели бы поиграть. Дети предлагают свои варианты, педагог поддерживает мнение и выбор детей, а следующую игру или упражнение выполняют по замыслу педагога.

Слайд 16

Игры-пантомимы

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети становятся более раскрепощенные, активные и каждый из детей предлагает свой вариант ответа или действия, его собственное видение действия в игре или высказанного вслух мнения, способствует повышению не только инициативности, самостоятельности, уверенности, но и самооценки ребенка.

Слайд 17

Игры фантазии

В работе со стеснительностью актуально использовать игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе, тем самым проявляют инициативу в передаче через рассказ своих мыслей и страхов.

Слайд 18

Упражнения и игры на развитие мимики

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности несложные игровые сюжеты, я беру более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.

Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы лица. Передать образы с помощью пластических выразительных движений и умения использовать губы, глаза, брови. Для расслабления мышц лица, мы используем точечный массаж, с помощью пальцев рук, потоков воздуха. Игры, которые я использую для развития мускулатуры лица и эмоций «Обезьянки», «Зеркало» и т.д. Моим деткам очень нравится игра «Зеркало», игра в которой ребенок показывает любую мимику или выражение лица, проявляя собственный замысел. Используя данную игру на практике, мы развиваем мышцы лица, самостоятельность детей, подъем эмоционального состояния, внимательность.

Постепенно дети преодолевают скованность, зажатость и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жеста, пластики тела создают этюды на любую заданную тему.

Слайд 19

Упражнения и игры на развитие жестов

Закончив работу над эмоциями и мимикой, мы переходим к более сложному этапу – работе над выразительностью жестов.

В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камушками», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей. Выполняя упражнения и игры на развитие жестов, мне было на много легче заниматься с детьми и потребовалось меньше времени на разъяснение и показ упражнений. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок», «Веселый огород», дети не только выполняют движения рук, но и выражают эмоции на лице, показывая свои чувства. Движения детей приобретают большую уверенность и управляемость. Замкнутые дети легче переключаются с одного движения на другое и могут самостоятельно решить двигательную задачу. Каждый ребенок показывает свою индивидуальность и свои творческие способности. Каждое детское движение, жест, мимика - это их видение сюжета или этюда театрализованной деятельности.

Слайд 20

Упражнения по речевой выразительности

На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию, помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.

При обучении детей речевой выразительности я использую в работе знакомые и любимые сказки, что позволяет детям активно использовать разнообразные выразительные средства в их сочинениях: речь, мимика, пантомима, движение. Вначале фрагменты из сказок беру как упражнения, предлагаю детям «попроситься в теремок как лягушка или медведь, или мышка». Затем усложняю задание, предлагая по желанию одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей, где ребёнок проговаривает слова и действует за каждого персонажа.

Таким образом, дети непринуждённо учатся словесному перевоплощению и стремятся, чтобы характер персонажа, голос, привычки легко узнавались всеми.

В старших группах упражнения по речевой выразительности усложняются. Детям я предлагаю произносить с разной интонацией любые слова. Например: «Здравствуй», «Помоги», «Принеси» и другие, то приветливо, то требовательно, то небрежно, просящее. В этом случае я использую образец.

В свою работу по выразительности речи я включаю разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, ролевые диалоги с использованием русского народного творчества (потешки, песенки), самостоятельные импровизации такие, как: «Забавный случай», «Интересная прогулка», «Случай в лесу» и т.д.

Слайд 21

Ритмопластика

Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом. В своей работе я также использую ритмопластику: «Капельки падают стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Воробей может прыгать или лететь» - все эти движения выполняются под музыкальное сопровождение. И этот вид деятельности воспитывает в детках самостоятельность, инициативность, умение передавать через музыку и движение свой собственный опыт.

Слайд 22

Занимаясь с детьми, я преследую главную цель - это развитие эмоций через театральную деятельность. Именно она развивает личность ребёнка, побуждает к созданию новых образов. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

Слайд 23

Заключение

 Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Способствуют развитию многих компонентов личности: обогащает эмоциональную сферу, развивает способность общаться, развивает способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий. Развивает волевые качества. Использование методов имаготерапии помогают разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку, ведь таким детям предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

 Вывод: главная цель использования имаготерапии — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

  В качестве лечебных и коррекционных факторов имаготерапии могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление, катарсис и т. д.

Целенаправленное использование средств имаготерапии способствует достижению более высокого уровня социализации и адаптации детей.      Использование имаготерапии помогает решить не только задачи социализации детей, но и раскрыть заложенные в каждом ребёнке предпосылки творческой личности, воспитать духовность, развить умения «творить красоту» и стремление делать добро.

А теперь уважаемые коллеги, я вам предлагаю импровизировать вместе со мной, я говорю, произношу название, а вы выражаете эмоции.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру на развитие речевой выразительности.

Лиса
Са — са – са – это хитрая лиса.
Су – су – су – и живёт она в лесу.
Сы — сы – сы – много дела у лисы.
Со – со – со – она крутит колесо.

Караси
Си-си-си-си-си-си
В водоеме караси.
Ся-ся-ся-ся-ся-ся
Вот поймать бы карася.
Се-се-се-се-се-се
Карасей ловили все.
Ся-ся-ся-ся-ся-ся
Не поймали карася.

Театральные игры.

Прочтение всем знакомых детских стихотворений с использованием различных эмоций и техник.

(с использованием эмоция «Злости» (медленно- быстро),с использованием эмоции «Страха» (тихо – громко), с использованием эмоции «Удивления» сидя -в беге, с использованием эмоции «Радости» в сквере - в зоопарке).

Это упражнения для развития выразительной мимики:

- Солёный чай.

- Ем лимон.

- Сердитый дедушка.

- Лампочка потухла, зажглась.

- Грязная бумажка.

- Тепло - холодно.

- Рассердились на драчуна.

- Обиделись.

- Мне грустно.

- я хочу вам, сказать спасибо!

На этом мое выступление подошло к логическому завершению!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов  имаготерапии в работе с детьми с ОВЗ».

Слайд 1

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 
Что бы решить данную проблему, психологами стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Слайд 2

  Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

  Всё активнее заявляет о себе современный образовательный подход – инклюзия (включение).

   Инклюзивное образование предполагает, что дети со специальными образовательными потребностями получают образование в учреждениях, где сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе каждого ребёнка как ценного, уникального индивида.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.  

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.  

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Имеются нарушения речевых функций, либо не сформированность всех компонентов языковой системы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Слайд 3

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1.  Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, у других детей отмечается повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.  

В работе с детьми с ОВЗ мы используем разные направления работы, одно из таких направлений арт-терапия, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Сегодня я хочу осветить вам свой опыт работы с использованием таких элементов арт-терапии, как имаготерапия.

Слайд 5

Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Подвиды имаготерапии.

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)

Образно-ролевая драматерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога

Слайд 6

Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Слайд 7

Задачи имаготерапии:

-укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

-воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

-создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

Слайд 8-10

Функции:

-катарсистическая - (очищение, освобождение от негативных состояний);

-регуляторная; снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

-коммуникативно-рефлексивная коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Слайд 10

Формы организации:

1.индивидуальная

2.групповая

Индивидуальная: использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» ( на столе или на ширме);

драматизация народной, авторской сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы.

                  Групповая - представляет собой драматизацию народной либо авторской сказки,

                  в процессе которой ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа,

                  театрализацию специально составленного рассказа, инсценирование

                  фрагмента классической или современной пьесы.

 Слайд 10

Виды театров:

-пальчиковый театр

-кукольный театр

-театр вязаных игрушек

-театр перчаток

-театр теней

-театр масок

-настольный театр

 Слайд 11

Принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии.  

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога, и ребенка;

- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

- самостоятельный поиск решения творческих задач.

 Слайд 12

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства для стимулирования развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки  основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Слайд 13

С чего начинается театр - с прочтения художественного слова, с его обсуждения. После прочтения литературы мы рассуждаем о положительных и отрицательных сторонах героев, обсуждаем сюжет, где происходит действие. Потом - сюжет переносим в действие, подбираем героев, кто бы хотел стать актером данной театрализованной деятельности. И в этот момент дети проявляют свою инициативу, кто кем хотел бы стать. Они сами исполняют роли, а моя педагогическая помощь заключается в том, что подкорректировать некоторые аспекты детской игры, например, сменить походку, изменить тембр, как правильно жестикулировать, какую мимику использовать.

 Слайд 14

В своей работе я использую такие виды работы, как:

- Театрализованные игры;

- Игры-пантомимы;

- Игры-фантазии;

- Упражнения и игры на развитие мимики;

- Упражнения и игры на развитие жестов;

- Упражнения по речевой выразительности;

- Ритмопластика.

Слайд 15

Театральные игры

В самом начале своей работы я беру более простые упражнения, потом упражнения усложняются. В своей работе я использую такие театральные игры, как: «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Весёлые обезьянки», «Японская машинка», «Вот он какой», «Лентяи-простаки», «Хомячок – молчун».

При проведении занятий с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Поэтому, начинали обыгрывать те игры, которые раскрывают скованных и стеснительных детей.

Любая деятельность педагога с детьми должна начинаться с вопроса, а как вы себе представляете, а в какую игру вы хотели бы поиграть. Дети предлагают свои варианты, педагог поддерживает мнение и выбор детей, а следующую игру или упражнение выполняют по замыслу педагога.

Слайд 16

Игры-пантомимы

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети становятся более раскрепощенные, активные и каждый из детей предлагает свой вариант ответа или действия, его собственное видение действия в игре или высказанного вслух мнения, способствует повышению не только инициативности, самостоятельности, уверенности, но и самооценки ребенка.

Слайд 17

Игры фантазии

В работе со стеснительностью актуально использовать игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе, тем самым проявляют инициативу в передаче через рассказ своих мыслей и страхов.

Слайд 18

Упражнения и игры на развитие мимики

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности несложные игровые сюжеты, я беру более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.

Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы лица. Передать образы с помощью пластических выразительных движений и умения использовать губы, глаза, брови. Для расслабления мышц лица, мы используем точечный массаж, с помощью пальцев рук, потоков воздуха. Игры, которые я использую для развития мускулатуры лица и эмоций «Обезьянки», «Зеркало» и т.д. Моим деткам очень нравится игра «Зеркало», игра в которой ребенок показывает любую мимику или выражение лица, проявляя собственный замысел. Используя данную игру на практике, мы развиваем мышцы лица, самостоятельность детей, подъем эмоционального состояния, внимательность.

Постепенно дети преодолевают скованность, зажатость и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жеста, пластики тела создают этюды на любую заданную тему.

Слайд 19

Упражнения и игры на развитие жестов

Закончив работу над эмоциями и мимикой, мы переходим к более сложному этапу – работе над выразительностью жестов.

В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камушками», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей. Выполняя упражнения и игры на развитие жестов, мне было на много легче заниматься с детьми и потребовалось меньше времени на разъяснение и показ упражнений. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок», «Веселый огород», дети не только выполняют движения рук, но и выражают эмоции на лице, показывая свои чувства. Движения детей приобретают большую уверенность и управляемость. Замкнутые дети легче переключаются с одного движения на другое и могут самостоятельно решить двигательную задачу. Каждый ребенок показывает свою индивидуальность и свои творческие способности. Каждое детское движение, жест, мимика - это их видение сюжета или этюда театрализованной деятельности.

Слайд 20

Упражнения по речевой выразительности

На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию, помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.

При обучении детей речевой выразительности я использую в работе знакомые и любимые сказки, что позволяет детям активно использовать разнообразные выразительные средства в их сочинениях: речь, мимика, пантомима, движение. Вначале фрагменты из сказок беру как упражнения, предлагаю детям «попроситься в теремок как лягушка или медведь, или мышка». Затем усложняю задание, предлагая по желанию одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей, где ребёнок проговаривает слова и действует за каждого персонажа.

Таким образом, дети непринуждённо учатся словесному перевоплощению и стремятся, чтобы характер персонажа, голос, привычки легко узнавались всеми.

В старших группах упражнения по речевой выразительности усложняются. Детям я предлагаю произносить с разной интонацией любые слова. Например: «Здравствуй», «Помоги», «Принеси» и другие, то приветливо, то требовательно, то небрежно, просящее. В этом случае я использую образец.

В свою работу по выразительности речи я включаю разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, ролевые диалоги с использованием русского народного творчества (потешки, песенки), самостоятельные импровизации такие, как: «Забавный случай», «Интересная прогулка», «Случай в лесу» и т.д.

Слайд 21

Ритмопластика

Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом. В своей работе я также использую ритмопластику: «Капельки падают стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Воробей может прыгать или лететь» - все эти движения выполняются под музыкальное сопровождение. И этот вид деятельности воспитывает в детках самостоятельность, инициативность, умение передавать через музыку и движение свой собственный опыт.

Слайд 22

Занимаясь с детьми, я преследую главную цель - это развитие эмоций через театральную деятельность. Именно она развивает личность ребёнка, побуждает к созданию новых образов. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

Слайд 23

Заключение

 Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Способствуют развитию многих компонентов личности: обогащает эмоциональную сферу, развивает способность общаться, развивает способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий. Развивает волевые качества. Использование методов имаготерапии помогают разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку, ведь таким детям предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

 Вывод: главная цель использования имаготерапии — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

  В качестве лечебных и коррекционных факторов имаготерапии могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление, катарсис и т. д.

Целенаправленное использование средств имаготерапии способствует достижению более высокого уровня социализации и адаптации детей.      Использование имаготерапии помогает решить не только задачи социализации детей, но и раскрыть заложенные в каждом ребёнке предпосылки творческой личности, воспитать духовность, развить умения «творить красоту» и стремление делать добро.

А теперь уважаемые коллеги, я вам предлагаю импровизировать вместе со мной, я говорю, произношу название, а вы выражаете эмоции.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру на развитие речевой выразительности.

Лиса
Са — са – са – это хитрая лиса.
Су – су – су – и живёт она в лесу.
Сы — сы – сы – много дела у лисы.
Со – со – со – она крутит колесо.

Караси
Си-си-си-си-си-си
В водоеме караси.
Ся-ся-ся-ся-ся-ся
Вот поймать бы карася.
Се-се-се-се-се-се
Карасей ловили все.
Ся-ся-ся-ся-ся-ся
Не поймали карася.

Театральные игры.

Прочтение всем знакомых детских стихотворений с использованием различных эмоций и техник.

(с использованием эмоция «Злости» (медленно- быстро),с использованием эмоции «Страха» (тихо – громко), с использованием эмоции «Удивления» сидя -в беге, с использованием эмоции «Радости» в сквере - в зоопарке).

Это упражнения для развития выразительной мимики:

- Солёный чай.

- Ем лимон.

- Сердитый дедушка.

- Лампочка потухла, зажглась.

- Грязная бумажка.

- Тепло - холодно.

- Рассердились на драчуна.

- Обиделись.

- Мне грустно.

- я хочу вам, сказать спасибо!

На этом мое выступление подошло к концу, спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»

Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

доклад на районном методическом объединении: "Работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате"

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необход...

Доклад на тему "Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога"

Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической техн...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...