Коучинг-сессия (тренинг) для педагогов «Метафорические ассоциативные карты (МАК)- «Что я знаю о себе?»
консультация по психологии

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коучинг-сессия (тренинг) для педагогов

«Метафорические ассоциативные карты (МАК)- «Что я знаю о себе?»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

     Метафорические ассоциативные карты являются терапевтической метафорой в концентрированном виде.

Появление "Oh" карт.

Первая колода карт под названием «Oh» (английское междометие, выражающее восторг и удивление: «О!») появилась (или в данном случае будет правильнее сказать, сформировалась) в 1975 году, благодаря канадскому художнику, профессору искусствоведения Эли Раману.

Главный постулат его концепции заключался в том, что искусство должно быть вынесено за пределы галерей и выставочных залов, чтобы стать максимально близким зрителям. В рамках этого течения зритель из пассивного созерцателя, который рассматривает шедевр на почтенном расстоянии, превращался в активного участника процесса восприятия художественного произведения. Раман решил создать серию картин уменьшенного формата (концепция так называемого «искусства на ладони»), которые предполагалось не развешивать на стенах, а давать зрителям в руки.

В процессе работы с собственными картинами карточного формата художник, увлекавшийся психотерапией, заметил их огромный потенциал для саморазвития и творчества, что в итоге привело его к созданию так называемой «переменной структуры», которая предполагает постоянные изменения и дополнения казалось бы «фиксированного» набора изображений.

В 1983 году Эли Раман познакомился с немцем  Моритцом Эгетмайером, который имел психотерапевтическое образование и испытывал интерес к современному искусству. Эгетмайер увидел в картах «Oh» универсальный инструмент, с помощью которого психотерапевт мог бы быстро и эффективно установить контакт с практически любым клиентом и получить от него необходимую для работы с ним информацию.

Так появились на свет «Oh-карты», в которые входят сразу две колоды. Одна колода представляет собой 88 репродукций картин Эли Рамана – 88 ситуативных изображений. А вторая колода состоит из 88 рамочных карт со словами. Впервые, помимо визуального образа, воспринимаемого на эмоциональном уровне, был задействован и вербальный ряд, который интерпретируется уже на уровне рассудка. При использовании двух колод мы можем создать 7744 различных комбинаций, что позволяет проще и быстрее получить необходимую ассоциацию и открывает дополнительные возможности для развития творческого потенциала человека.

Эли Раман и Эгетмайер заключили соглашение, согласно которому последний получал право на продажу Oh-карт в Европе и, в частности, в своей родной стране – Германии. Вдохновленный Эгетмайер вернулся в родную страну и начал обходить издательства с предложением издавать метафорические карты. Однако немецкие издатели не оценили его энтузиазм, так как они не видели сферы их применения. Ассоциативные карты не были похожи на распространенные карточные игры, так как принцип их использования не предполагал ни соревновательного мотива в процессе игрового действия, ни финального определения победителей и побежденных. Издательства же интересовал исключительно вопрос прибыли, поэтому таинственные метафорические ассоциативные карты сами по себе не представляли для них коммерческого интереса.

Получив отказы от всех издательств, Эгетмайер решил брать дело в свои руки и открыл в Германии собственное специализированное издательство Oh-Verlag. Главная его цель до сих пор – издание и популяризация проективных карт, включая как первые карты «Oh», так и другие метафорические ассоциативные карты, которые разрабатывались при участии Рамана и других художников.

 Какие задачи могут решаться с помощью МАК?
• Арт-терапия:
• интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи;
• развитие творческих способностей;
• командообразование;
• коммуникационные игры и тренинги;
• работа с личными и профессиональными отношениями;
• разрешение конфликтов в коллективе;

• причины, почему не складывается личная жизнь;

• прохождение личностных кризисов.

• Образ «Я», ценности, установки, смыслы деятельности, качество жизни;

• высшие причины и смыслы;

• поиск ресурсных состояний;

• поиск своего места в жизни;

• поиск своего предназначения в жизни;

•  причины семейного сценария (повторяющиеся из поколения в поколение события, болезни);

• работа с психосоматикой;

• работа со сновидениями и фантазиями;

• раскрытие интереса к самопознанию и саморазвитию.

• профессиональные психологические задачи:

• создание позитивной обстановки, в которой могут осуществляться групповая комму- никация и обмен мнениями;

• терапия детско-родительских отношений;

• терапия супружеских отношений.

     

      Основные правила работы с метафорическими картами.

Для начала мы обозначаем актуальную ситуацию или проблему, с которой мы хотим работать. Один вопрос — одна карта. Если возникают дополнительные вопросы, добавляем карты к той, которая уже лежит на столе.

Карты можно доставать в открытую, когда мы видим картинки и выбираем их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх. Как доставать ту или иную карту, решаете вы сами.

Если мы вытягиваем карту в открытую, то можем увидеть осознанный образ, личную историю, которая уже есть в голове. Если же мы достаем карту в закрытую, нам открывается то, в чем мы не отдаем себе отчет или что хотели бы скрыть от себя.

Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед нами, содержит в себе множество посланий, которые отражают наши подсознательные страхи, стремления и ценности. Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть.

Таким образом, каждая карта может принести нам множество новых мыслей, инсайтов, озарений. Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.

Вопросы к картам.

Ключ к успешной работе с метафорическими картами — правильно поставленные вопросы. Они помогут распознать смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.

  1. Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?
  2. Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?
  3. Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
  4. Что на карте не нравится? Почему?
  5. Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей,  
  6. неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.
  7. Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать?
  8. Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.
  9. Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?
  10. Как дальше будут развиваться события на картинке?
  11. Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?
  12. Что на картинке есть, а вы не заметили?
  13. Какие выводы вы можете для себя сделать?

Упражнения.

        «Я сегодня».

       Инструкция. Необходимо выбрать карту из колоды, которая похожа на сегодняшний день. Рассказать, почему выбрали именно эту карту.

 «Счастливый альбом».

Для этой практики подойдут МАК карты с портретами людей или персонажами. Инструкция. Представьте что к нам попал фотоальбом Счастливых людей.

      Каждому из вас  сейчас достанется по одной карте – фотографии (вытягивают в закрытую).

      Каждый герой счастлив по своему: кто-то счастлив только миг, а кто-то живет так постоянно, по кому-то так с первого взгляда и не скажешь, а от кого-то так и веет счастьем на километр! Ваша задача рассмотреть в каждом его личное счастье и предположить, что ему помогло прийти к этому счастью.

      Примерные вопросы, которые помогут раскрыть историю персонажа.

      Кто он? Сколько ему лет? Чем он занимается в жизни? Кто его окружает? Как он проводит свое свободное время? Почему именно его фотография оказалась в этом альбоме?

       «Пейзаж».

       Инструкция. Игроки по очереди берут карту из колоды, не показывая ее другим участникам. Если кто-то хочет поменять карту, он может взять другую.

       Каждый участник описывает свою карту как пейзаж или какое-то место. Как выглядит это место? Как человек чувствует себя там? Что там можно делать? После того, как круг завершился, карты, о которых рассказывали игроки, перемешиваются и открываются. Участники вместе пытаются определить, какая карта соответствует тому или иному описанию.

«Тренировка эмоций».

Карты использовать закрытым способом ОН.

 Инструкция. Возьмите карту из колоды. Посмотрите на нее. Вызывает ли картинка (образ) на карте у вас какое-либо переживание? Опишите это переживание (не картинку, не зрительный образ). Как вы назовете это переживание? Какое оно для вас – позитивное или негативное, приятное или неприятное?

После описания своих переживаний предлагается взять из колоды карту со словами и совместить их. Изменилось ли что-то теперь в вашем переживании? Опишите эти изменения.

«Тематический рассказ».

Инструкция. Участникам предлагается закрытым способом выбрать из колоды по три карты в произвольном порядке и составить по ним короткий рассказ с тематической направленностью (грустный, веселый, сказочный).

Поиск ресурсов и хорошего настроения.

Это один из самых полезных и безопасных вариантов применения метафорических карт. Обычно для него берут так называемые ресурсные колоды, в которых все сюжеты имеют положительную направленность, повышают настроение или побуждают к конструктивным действиям. Также могут пригодиться колоды с аффирмациями, ободряющими цитатами, мудрыми изречениями.

Карты можно рассматривать в случае различных затруднений, при плохом настроении, унынии и растерянности, в любое время и практически в любой ситуации.

  • Сначала нужно задать себе один из следующих вопросов: «Что мне поможет? В чем мой ресурс? Каковы мои сильные стороны? На что я могу опереться? Какие свои качества я могу использовать? Что у меня есть хорошего? Чем я могу гордиться?»
  • Затем следует вытянуть карты — в открытую или в закрытую.

Ресурсную карту можно посмотреть, к примеру, утром, чтобы понять, на что можно внутренне опереться в течение рабочего дня. Либо вечером, перед сном, чтобы знать, за что вы можете быть благодарны прошедшему дню.

Сколько карт можно тянуть за один раз? Столько, сколько вам нужно, чтобы поднять себе настроение. Может быть, это будет всего лишь одна карта, а может быть, и все десять

«Чего тебе не хватает». Универсальная ресурсная техника, которая может быть использована в качестве одного из этапов какого-то большого расклада. В зависимости от цели проводится на нескольких ресурсных колодах. Для обозначения человека может использоваться колода лиц.

  • Ресурс. В открытую выберите карту, символизирующую нечто такое, чего вам более всего не хватает в жизни. Опишите свои ассоциации. (универсальная колода).
  • Место. Найдите место, где бы вы хотели находиться, место, где бы вам было хорошо. Расскажите, что вы будете там делать. Как бы вы изменили это место? (ресурсные места).
  • Помощник. Выберите человека, который мог бы помочь вам в текущих обстоятельствах. Кто он? Можно ли с ним поговорить и о чём? (лица и личности).

В работе с ресурсами важно подробно описывать свои ассоциации и генерировать как можно больше вариантов, не пытаясь выбрать идеальный. Таким образом, человек может найти неожиданные варианты выхода из сложившейся ситуации.

 «Подарок». Очень простая позитивная техника, которую можно использовать для самоанализа или выхода из депрессивного состояния. Проводить лучше всего на колоде «Ресурсных мест».

  • Выбор карты. В открытую выберите одну карту из колоды, расскажите, какие ассоциации она у вас вызывает.
  • Вход в реальность. «Войдите» в ту реальность, которую отражает карта, представьте себя там. Расскажите, что будете там делать, что чувствовать.
  • Подарок. Придумайте, какой подарок вы бы забрали с собой оттуда в свою текущую реальность.

«Заветное желание».

Используются колоды: ОН, СОПЕ, сказочные и ресурсные карты.

Инструкция: получив лист с матрицей, необходимо в пустой строке записать заветное желание, которое будет рассматриваться. Затем вслепую тянуть по очереди четыре карты и рубашкой вверх разложить их на ячейки матрицы.

Потом последовательно переворачивать карты картинкой вверх: первая в верхней левой ячейке, последняя – в нижней правой. Порядок открытия остальных ячеек значения не имеет.

После открытия каждой ячейки задаются два вопроса: «Прочтите вопрос в открывшейся ячейке. Теперь прочтите строку, где вы написали свое заветное желание. Видите ли вы связь этой карты с вашим желанием? Стало ли ваше понимание вашего желания более полным?

«Поиграем с годом».

А вы запланировали новый год? Если вы, как и я, никак не структурируете и не распишете цели и планы, давайте… поиграем с годом?

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, глядя на картинки.

Развлекайтесь! Отбросьте серьёзность! Записывайте (лучше ручкой на бумаге) самые первые мысли и ассоциации. Получите удовольствие.

Лучший момент уходящего года.

Этот год был хорош, потому что…..

Этот год был трудным, потому что…

Я оставлю в прошлом году….

Я возьму с собой в год новый….

Новый год одной фразой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг – сессия «Физическое развитие детей»

"Здоровьесберегающие технологии"...

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

«Коучинг –сессия как активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога"

«Коучинг –сессия какактивная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности...

Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.

Материал направлен на повышение качаства подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности, мотивации к самообразованию.Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление ...

Коучинг – сессия: «Соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье»

Цель:  Содействие в формировании комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье.Рассматриваемые вопросы. Нормативное обеспечение прав детей в сфере образованияСоблюдение...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...