Представление опыта работы "Готовность дошкольников к обучению в школе"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01.01.2014 г. направлен на решение следующих задач:

  • формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социальную составляющую. Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную готовность.

     ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

     ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ старшего дошкольника к школе - это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика.

    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе. предполагает умения сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умения управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям, выполнять неинтересную с его точки зрения работу.

     СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе – это подготовленность ребенка к перестройке прежнего привычного образа жизни и настрой на принятие новой роли, на общение в большом коллективе, на выполнение связанных с обучением обязанностей.

     Аргументом в пользу необходимости подготовки детей ещё в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных умений служит всё возрастающее число первоклассников, неспособных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Стоит отметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что возраст от 3до 7 лет характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классно — урочную форму занятий, а также постоянный психологический контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДБОУ ЦРР д/с №51 «Росток» Ставрополь,2022 Подготовил : педагог-психолог Каламбет Ю.А.

Слайд 2

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости . Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор "школьной готовности"?

Слайд 4

Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине.

Слайд 5

В период с 2015 - 2022 уч. г. г., в МДБОУ ЦРР д/с №511 «Росток», города Ставрополя, занятия в группах проводятся с использованием интерактивной доски. Что помогает педагогам находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми. Использование ИКТ в работе с детьми регламентируется инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14 марта 2000 г. N 65/23-16).

Слайд 6

В 2021 – 2022 уч.г.г. в работе мы использовали интерактивную программу «Психоблиц» для психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе.

Слайд 7

Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

"Курица по улице идёт" - театрализованное представление для младших дошкольников по обучению правилам дорожного движения.

Данный материал поможет малышам в доступной и увлекательной форме познакомиться с правилами поведения на улице....

Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...