Развитие графомоторных навыков
консультация по психологии

Дается понятие "графомоторные навыки", рассматриваются составные части.

Описаны 4 этапа развития графомоторных навыков и картотека упражнений и игр на каждом этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей              

   на тему: «Формирование графомоторных навыков»

Работая с ребенком, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Что же такое

 графомоторные

навыки?

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которые позволяют: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

        1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

        2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

        3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

        4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук рекомендуется выполнять следующие упражнения:

        • пальчиковую гимнастику;

        • массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

        • лепить из пластилина или соленого теста;

        • вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

        • составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т.д.;

        • собирать пазлы, мозаику;

        • конструировать из кубиков, а также лего;

        • раскрашивать раскраски;

        • игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

 Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

        1. Ориентировку в собственном теле;

        2. Ориентировку в окружающем пространстве;

        3. Уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

                • конструирование;

                • пальчиковые игры;

                • штриховки;

                • выкладывание букв и цифр из других предметов;

                • работа с мелкими предметами;

                • лепка;

                • аппликация;

                • рисование и т. д.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

        1. Развитие зрительного гнозиса:

                • контурные изображения предметов

                • перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на

                    друга контурные изображения, и т. д.

                • уточнение представлений о цвете, форме и величине.

                • уточнение и расширение объема зрительной памяти.

        2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

        3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Четвертый этап  по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

                • Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

                • Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и        

                   комбинации из них.

                • Рисование узоров и орнаментов,

                • Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

                • Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией.

                 • Работа по формированию графического образа букв (графемы).

                • Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

        В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

        Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

        При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. 

Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

         Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

                1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

                2. Подготовить к овладению навыком письма.

         Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной,  в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"

В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...