Учет возрастных особенностей при создании пространственно-игровой среды ДОУ.
методическая разработка по психологии

Щербина Лейла Геловна

Раазвивающая игровая среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Хорошо построенная игровая деятельность детей важна для разития психии, физического развития и овладения социальным опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prost-igrovaya_sreda.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Учет возрастных особенностей при создании пространственно-игровой среды ДОУ»                                                               

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам организации пространственно-игровой среды с учетом каждого возрастного этапа дошкольников.

Слайд 2.

В ФГОС ДО делается акцент на создании благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, а также значительное внимание уделяется взаимодействию педагога и ребенка.

Слайд 3.

В каждой возрастной группе предметно-игровая среда должна обладать отличительными признаками.

Все изменения в содержательности деятельности, а следовательно, наполненности среды в зависимости от возраста имеют иерархию. Ее можно представить в виде дерева целей развивающей среды.

Слайд 4.

Ствол этого дерева -  возраст от 0 до 7 лет.

Далее, у каждого возраста своя мотивация деятельности. Пространственно-игровая среда должна соответствовать этой деятельности. Это условие, с одной стороны, значимое, но, в то же время, сложно выполнимое. Это связано с тем, что содержание должно соответствовать сегодняшним закономерностям развития, а также учитывать зону ближайшего развития.

Младшие группы.

Дети этих групп находятся на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности. Дети 2-3 лет – это деятели, поэтому важно так организовать среду, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, каждый мог обследовать качества предметов Поэтому в группе должна быть представлена среда предметной деятельности, сенсорного развития, а так же зарождающейся игровой деятельности. Важно помнить, что сенсорное развитие – это не только величина, форма и цвет, а также восприятие звуковое, тактильное. Игрушки должны быть понятными, цветовая гамма соответствовать реальностям. Дети многое видят впервые и воспринимают все как своего рода эталон.Общий вид группы – игровой, предметный, яркий.

Средняя группа.

В этих группах должно преобладать такое содержание пространственно-игровой среды, которое определяет переход к более развитой игре. Игра должна усложняться, ее качество расти. Этот процесс можно обеспечить плавным переходом от обеспеченной, готовой творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровых ситуаций, придумывать обстановку, сочинять сюжет, правила. В течении года игра усложняется, добавляются предметы и оборудование для самостоятельного творчества. Детям этого возраста важно накапливать опыт общения со сверстниками. С этого возраста нужно учитывать полоролевую специфику, а так же обеспечить общим материалом.

Старшая группа.

Это период активного развития творческой сюжетно-ролевой игры. Чтобы игра выполняла функцию развития ребенка, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Это напрямую зависит от игровой среды. Чем больше у ребенка «встретится препятствий», тем эффективнее будет развитие и его и игры. Детям нравится менять внешний вид, для этого в группе желатено иметь краску для грима, парики, аксессуары. В этом возрасте происходит становление режиссерской игры, которая является одним из показателей готовности ребенка к школе. Для ее развития нужны наборы игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты. В старшем возрасте дети проявляют интерес к настоящему, прошлому и будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать рассказы, проигрывать их: игрушки, иллюстрации.

Подготовительная группа.

Эта группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием. Оно должно отвечать программным задачам, чуть более наполненным. Активизируется интерес к школе. Чтобы дети проигрывали сцены учебной деятельности, хорошо выделить для этого зону. Возрастает познавательный интерес, с целью его поддержания можно с помощью лент-липучек выкладывать сетки кроссворды на ковре, лепить картинки с заданиями, ребусами.

Во всех группах дети нуждаются в многофункциональном материале (предметы, которые могут выступать как заместители).

Во всех возрастных группах следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам.

Также необходимо учитывать особенности каждой группы: помимо возраста, количество мальчиков и девочек, их интересы.

Итак, игра на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, отображающей отношения между людьми. Игра становится формой собственного творчества ребенка, что несет развивающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности

В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки....

Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».

В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно орг...

Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ И 6-7 ЛЕТ.

Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой через драматизацию русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».Приобщение старших дошкольников к истокам русской нар...

Создание развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала должна отражать возрастные особенности детей....

Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей и требований ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.  Не содержать пестроты, перегрузки предметам...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ

Создание здоровьесберегающей среды и приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания; сн...