ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ
статья

Сибиркина  Елена Александровна

Создание здоровьесберегающей среды и приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. Работа по созданию здоровьесберегающей среды организована с учетом возрастных особенностей и интересов детей. В группе создаются эмоционально комфортные условия пребывания детей. Взаимодействие с детьми основываются на субъективном отношении к ребенку, индивидуальном подходе и учете «зоны ближайшего развития». Созданию эмоционального комфорта способствуют чистые, просторные, уютные помещения группы с достаточной степенью освещения. Мебель в группе прочно укреплена и подобрана по росту детей в соответствии с требованиями СанПиН. В начале года проводится мониторинг детей: какую группу здоровья имеет ребенок, у каких специалистов состоит на учете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ

Создание здоровьесберегающей среды и приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. Работа по созданию здоровьесберегающей среды организована с учетом возрастных особенностей и интересов детей. В группе создаются эмоционально комфортные условия пребывания детей. Взаимодействие с детьми основываются на субъективном отношении к ребенку, индивидуальном подходе и учете «зоны ближайшего развития». Созданию эмоционального комфорта способствуют чистые, просторные, уютные помещения группы с достаточной степенью освещения. Мебель в группе прочно укреплена и подобрана по росту детей в соответствии с требованиями СанПиН. В начале года проводится мониторинг детей: какую группу здоровья имеет ребенок, у каких специалистов состоит на учете.

Полученные сведения позволяют осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком.

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ.

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально - технических, санитарно - гигиенических, социально - бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. 

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
  6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Результаты от введения ФГОС ДО – это повышение качества образования в учреждении. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, место и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз – ежедневно в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие - в спортивном или музыкальном зале. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно - игровые (игротреннинги и игротерапия)  организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой.

2.2 Коррекционные технологии:

 Арттерапия – способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий: деятельность по изотерапии – лепка, рисование, аппликация, оригами. Занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое другое. Таким образом, комплексная методика арттерапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Мероприятия проходят в увлекательной форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

Сказкотерапия – используется для психологической и терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

 Коммуникативные игры - строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды  и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы в НОД

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен оборудован "Уголок здоровья". В нем находятся традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

  • Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
  • Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
  • Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...

Создание развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала должна отражать возрастные особенности детей....

Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей и требований ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.  Не содержать пестроты, перегрузки предметам...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В презентации представленна развивающая предметно-пространственная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детейПолную версию презентации можно скачать и  просмотреть пройдя по сс...

Учет возрастных особенностей при создании пространственно-игровой среды ДОУ.

Раазвивающая игровая среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Хорошо построенная игровая деятельность детей важна для разития психии, физическог...