Семинар-практикум для родителей подготовительных групп "Безопасность детей в наших руках"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Хлопкова Наталья Владимировна

Как быстротечно время. Ребенок растет, взрослеет, становится более самостоятельным и независимым – дошкольник, школьник, подросток. Уже скоро ваши дети станут школьниками. Как следствие нового статуса, у них появятся новые обязанности, изменится привычный ритм жизни и им придется столкнуться с новым, незнакомым, но очень интересным миром. Миром, полным соблазнов и опасностей. Что ждет его впереди? Готов ли он взаимодействовать с ним? Знаком ли он с правилами безопасности этого нового мира?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_bezopasnost.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

воспитанников подготовительных групп ДОУ

«Безопасность детей в наших руках»

Как быстротечно время. Ребенок растет, взрослеет, становится более самостоятельным и независимым – дошкольник, школьник, подросток. Уже скоро ваши дети станут школьниками. Как следствие нового статуса, у них появятся новые обязанности, изменится привычный ритм жизни и им придется столкнуться с новым, незнакомым, но очень интересным миром. Миром, полным соблазнов и опасностей. Что ждет его впереди? Готов ли он взаимодействовать с ним? Знаком ли он с правилами безопасности этого нового мира?

На сегодняшний день, согласно статистике, в России пропадает в среднем 40 детей в день. Большинство из них благополучно возвращается домой.

Сегодня мы затронем одну из самых важных и необходимых тем – безопасность в социуме. Проработаем все вместе правила безопасного поведения и взаимодействия ребенка с окружающими, рассмотрим некоторые сложные ситуации и вместе постараемся найти ответы на очень важные вопросы. Ребенок должен освоить правила взаимодействия с любым взрослым, который не является членом его семьи или узкого круга доверия.

Почему мы решили провести эту встречу вместе с родителями, а не устроили урок безопасности с детьми в рамках обычного занятия? Потому что основные, жизненно важные знания ребенку проще усваивать в кругу родных ему людей. В кругу семьи. Именно вы знаете своего ребенка лучше других, именно вы являетесь самым авторитетным взрослым, которому он безусловно и безгранично доверяет.

Наши ребята сейчас заняты очень важным делом и для вас, родители, у нас есть задание. Это задание уже выполняли ваши дети – простой рисунок семьи. Перед вами листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста свою семью. Никаких дополнительных инструкций – просто рисунок семьи, как она вам представляется.

  1. РИСУНОК СЕМЬИ. РОДИТЕЛИ

А теперь я раздам вам рисунки ваших детей, и вы сможете сравнить ваши представления. Посмотрите внимательно, всех ли членов семьи изобразил на листе ваш ребенок, кого не хватает? Мы сегодня не будем вдаваться в подробности этой проективной методики – но, если на рисунке отображены не все – это повод задуматься и, возможно, пересмотреть стили семейного воспитания. А сейчас, для следующего задания я приглашу наших ребят. Занимайте места рядом с вашими родителями.

  1. РИСУНОК КРУГИ ДОВЕРИЯ

Сейчас перед вами три окружности. Подумайте и обсудите вместе, кого и в какой круг вы можете поместить. В центральный (самый маленький) круг мы помещаем самых близких людей – это узкий круг доверия. Подумайте хорошо, кто именно может входить в этот узкий круг абсолютного доверия. Кому вы можете доверить своего ребенка на 100% как самому себе. В большинстве случаев – это единицы. Поэтому, когда вы говорите, что нельзя уходить с незнакомым без вашего ведома – этого не достаточно. НЕЛЬЗЯ УХОДИТЬ ДАЖЕ СО ЗНАКОМЫМ, СОСЕДОМ, МАМИНЫМ-ПАПИНЫМ КОЛЛЕГОЙ, ДРУГИМ РЕБЕНКОМ, С ТЕМ, КТО НЕ ВХОДИТ В ЭТОТ УЗКИЙ КРУГ ДОВЕРИЯ!!!

Далее, в круге голубого цвета, знакомые, близкие, друзья, которые не должны вызывать опасений и подозрений у ребенка. В последнем круге мы помещаем тех людей, которые вызывают недоверие, подозрение – это могут быть просто образы.

На этом рисунке мы можем показать ребенку, например, степени близости: обнимать, гладить и целовать ребенка могут только люди из самого близкого круга. Вежливо здороваться и разговаривать можно со знакомыми взрослыми.

Важно научить дошкольника правилу взрослых: «Мы, взрослые,  не подходим к чужим детям, особенно если рядом с ними нет родителей. Взрослые не должны трогать и обнимать чужих детей, они ничего не предлагают, никуда не зовут, не дарят и не спрашивают ни о самом ребенке, ни о его семье. А если и спрашивают, то можно смело не отвечать, потому что воспитанные взрослые не общаются с чужими детьми без разрешения их родителей». Это золотое правило, которое должен знать и использовать ребенок любого возраста.

ПОДЫТОЖИМ: безопасные взрослые – это члены семьи, которые живут с ребенком под одной крышей и входят в узкий круг доверия ребенка. Все остальные – не значит опасные – просто нужно следовать правилам общения, нужно спрашивать у родителей и обязательно ставить их в известность.

  1. СПРАШИВАЙТЕ, А НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ САМИ

Если вы хотите что-то объяснить ребенку, задавайте ему 10-20 вопросов на эту тему. Как ты думаешь? А что бы ты сделал, если…? Кто тебе больше нравится из прохожих? Куда бы ты побежал в случае опасности? Как можно обмануть ребенка, как ты считаешь? Почему преступникам нужны такие уловки? Как выглядит плохой человек? А как хороший? Давай подумаем, как будет вести себя хитрый преступник, чтобы на него никто не обратил внимания?

Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду.

А иногда бывает наоборот: неприятный, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение. После пары таких коротких разговоров (обязательно в диалоге, пусть ребенок сам думает и доходит до этих выводов) можно переходить к следующему логическому шагу.

  1. СФОРМИРУЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ «ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА»

А сейчас мы попросим наших ребят показать свои рисунки. Им было дано задание, изобразить опасного человека, реального преступника.

ДЕТИ ПРЕЗНТУЮТ СВОИ РИСУНКИ.

Если вы видите в книжке, мультике или кино «преступника» (одетого в черное, в маске, с оружием), то обратите внимание, что такие преступники существуют только в вымышленном мире.

Почему преступник не рискнет выйти на улицу в черной маске, черном плаще и с пистолетом в руке?

Обратите внимание на то, что на улице всегда есть люди и у каждого есть мобильный телефон, с которого можно моментально позвонить в полицию или снять подозрительного человека на фото или видео.

Практически на каждой улице камеры наружного наблюдения. Пусть он поймет, что настоящий преступник никогда не рискнет ни выглядеть как-то по-особенному, ни нападать на других прямо на улице. И тут можно перейти к следующему важному моменту.

  1. ПРАВИЛА
  • НИКОГДА ни один нормальный взрослый не попросит помощи у незнакомых детей, не позовет спасать собачку или посмотреть котят, не станет предлагать угощения или деньги. Взрослы может попросить помощи только у другого взрослого.
  • БЕЗОПАСНЫЕ МЕСТА И ЛЮДИ, У КОТОРЫХ МОЖНО ПОПРОСИТЬ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ. Обсуждаем, что такое «безопасное» место – школа, магазин, поликлиника, медицинский центр, банк, общественный транспорт – места, где есть люди, которые находятся на работе. Такие места являются наиболее безопасными, т.к. там можно обратиться за помощью. Уходить в безлюдный двор, в подъезд, прятаться на чердаке или в лифте ни в коем случае нельзя.
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРЕСТУПНИК ТЯНЕТ ВАС СИЛОЙ? Падать на землю, не жалеть одежды, цепляться за всё, что придется, тормозить и КРИЧАТЬ: «Я НЕ ЗНАЮ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА! ПОМОГИТЕ!!!».
  • НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ. В сегодняшнее время интернет ресурсы, социальные сети делают личную информацию легко доступной. Поэтому злоумышленники могут совершенно спокойно поймать вашего ребенка на эту удочку. Они могут знать его имя, ваше место работы, общих знакомых. Ввиду высокой доверчивости детей в этом возрасте, очень важно, чтобы они умели не доверять и поверять. Если незнакомец называет ребенка по имени, говорит, что мама просила забрать его из школы, или мама заболела и нужно ехать к ней в больницу, важно, чтобы ребенок сориентировался и не поддался на такие уловки. Что нужно делать в таких ситуациях? Лучше вернуться в школу и выяснить все обстоятельства при свидетелях. Обратиться к охране, учителям или родителям своих одноклассников.

Еще один хорошо работающий приём в этом случае – это слово или фраза-пароль.

  • Определите с ребенком границы вежливости и потренируйте умение говорить «Нет»Исключаем из общения фразы: «Старших надо уважать», «Как ты разговариваешь со взрослыми?», «Что о тебе подумает тетя?» Беспрекословное послушание, зажатость и желание «всегда быть хорошим» – не самый лучший вариант воспитания с точки зрения безопасности.

Напоминаем правило взрослых. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся. Ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге.

И если такой взрослый подходит и заговаривает, то с ним можно и нужно быть невежливым, потому что таких взрослых нужно опасаться и даже воспитывать. Отвечаем: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» или «Я не разговариваю с незнакомыми».

Иногда преступник может сыграть на самолюбии ребенка – взять, что называется «на слабо». ТЫ ЧТО, ТРУС? БОИШЬСЯ? МАЛЕНЬКИЙ ЧТО ЛИ?  Не заходить в лифт с незнакомым человеком – это не трусость, это осторожность. Не отвечать на просьбы и не разговаривать с незнакомым человеком – это не хамство – это нормальное поведение, которое убережет от беды.

  • Выучите с ребенком важные номера телефонов и адрес – наизусть. Как минимум, два номера. И домашний адрес – наизусть. И имя-фамилию-отчество мамы и папы. И заодно сразу напоминаем, что это – информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13327220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 387px; height: 300px;","width":"480"}}]]Охрана и укрепления здо...

Семинар практикум детско-родительского клуба «Здоровячок» «Здоровье ребенка в наших руках»

Тема: « Здоровье ребенка в наших руках»    Цели: Знакомить родителей с различными видами закаливания. Предоставить им возможность использования дыхательной гимнастики в домашн...

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста "Здоровье детей в наших руках"....

Консультация для родителей «ПДД. Безопасность детей – в наших руках»

В консультации представлены основные рекомендаци, на которые стоит обратить внимание...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Здоровье детей в наших руках"

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырас...