Конспект мини-тренинга для родителей в рамках работы родительского клуба "Тепло родительских сердец»
методическая разработка по психологии

Кузовкова Татьяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Родительский клуб

Конспект мини-тренинга для родителей в рамках работы родительского клуба

 "Тепло родительских сердец»

        

        Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

             Участники: группа родителей воспитанников средних групп.

        Ведущий: педагог-психолог

        Оборудование: карандаши (по кол-ву участников), фломастеры, аудиозаписи с медленной музыкой, стикеры, вырезанные в форме сердца, клей - карандаш, заранее заготовленный рисунок сердца, магнитная доска, цветные листы (красный, желтый, зеленый), белые листы по количеству участников.

Ход тренинга

- Добрый вечер, дорогие родители! Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает. Тема сегодняшнего мини-тренинга: «Тепло родительских сердец».

Упражнение-разминка «Карандаши»

Цель: сплочение, поднятие эмоционального фона, установление тактильного контакта

Материалы: карандаши, авторучки с закрытыми колпачками, магнитофон, аудиозаписи с медленной музыкой

Ход упражнения:

- Уважаемые родители, предлагаю вам разбиться на пары и расположиться друг напротив друга на расстоянии 70-90 см. Ваша задача попытаться удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев (Родители выполняют задание)

- А теперь, не выпуская карандаши, синхронно выполните следующие задания:

  • Поднимите руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
  • Вытяните руки вперед, отведите назад;
  • Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга);
  • Наклониться вперед, назад, выпрямиться;
  • Присесть, встать.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Вопросы для обсуждения.

  • Какие действия должны выполнять участники, стоящие в круге, чтобы карандаши не падали?
  • На что нужно ориентироваться при выполнении этих действий?
  • Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Основная часть

        - Ну, а теперь, давайте поговорим  о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

- Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

- Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

- Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

- «Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться».

Упражнение «Самое главное в воспитании»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

- Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Запишите на них то, что для Вас является самым важным в воспитании детей. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату.

Упражнение «Погружение в детство» Звучит тихая, легкая музыка.

- Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

        - А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

  • Удалось ли окунуться в детство?
  • Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
  • Что для вас значит «надежное плечо»?
  • Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
  • Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Выбирается 2 пары, в которых участники распределяют роли родителя и ребенка.

Задание 1 паре: От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Родители выполняют задание

- Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание 2 паре: Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Родители выполняют задание

- Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

- Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

- У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • Зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • Желтый – зону «Относительная свобода»;
  • Красный – зону «Запрещено».

Ход упражнения: родителям необходимо составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. 

Упражнение «Солнце любви»

Ход упражнения: 

- Уважаемые родители, нарисуйте на листке бумаги солнце, в центре которого напишите имя своего ребенка. На каждом лучике солнца перечислите все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

- Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Наша встреча заканчивается. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Сценарий встречи с родителями в рамках работы семейного клуба «Мы вместе» «Пустите папу в детский сад» Тема: «Праздник безопасности»

Вот уже шесть лет в нашем детском саду функционирует семейный клуб "Мы вместе!"  Главная цель семейного клуба:  объединить усилия педагогов  и родителей в вопросах  воспитания и об...

Родительский клуб "Тепло родительских сердец"

Материал готов к использованию, использован в работе с родителями воспитанников среднего возраста. Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей....

Сценарий мастер-класса «Кукла на ложке» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в рамках работы детско-родительского клуба «Сказочные посиделки»

Сценарий мастер-класса содержит интересную познавательную информацию о традициях русского народа и его фольклоре, где в игровой форме представлена творческая работа детей младшего дошкольного возраста...

Родительский клуб "Тепло семейного очага"

Годовой план родительского клуба "Тепло семейного очага" 2020-2021г...

Конспект творческой встречи с родителями и детьми в рамках работы ,,Семейного клуба " « Учимся общаться с ребёнком.»

Конспект творческой встречи с родителями и детьми в рамках работы ,,Семейного клуба " «Учимся общаться с ребёнком.»...

Конспект встречи 1 с родителями в рамках родительского клуба

Конспект встречи № 1 с родителями в рамках родительского клуба Цели и задачи:Выявить у родителей основные трудности взаимодействия с детьми;Дать понять значимость правильного установление контакта с р...