Совместная игра как средство развития коммуникации у детей
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бекетова Полина Сергеевна

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных».

С помощью коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, снять эмоциональное напряжение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием. При планировании и организации взаимодействия с детьми, необходимо, прежде всего учитывать возрастные особенности детей.

Основная часть:

Принципы подбора коммуникативных игр с детьми раннего возраста:

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);

• Тесное взаимодействие воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;

• Положительная эмоциональная поддержка;

• Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;

• Точное дозирование времени.

 

Рекомендации по проведению коммуникативных игр:

  • Создайте комфортную атмосферу.
  • Учитывайте возраст и особенности детей.
  • Используйте наглядные материалы.
  • Поощряйте детей к общению.
  • Не ставьте оценки и не сравнивайте детей.

Виды коммуникативных игр:

  • Игры на знакомство:
    • "Снежный ком"
    • "Приветствие"
    • "Кто я?"
  • Игры на развитие навыков слушания:
  • "Испорченный телефон"
  • "Что я делаю?"
  • "Угадай мелодию"
  • "Расскажи по картинке"
  • "Придумай историю"
  • "Инсценировка сказки"
  • "Совместная постройка"
  • "Пазлы"
  • "Настольные игры"
  • "Угадай эмоцию"
  • "Изобрази эмоцию"
  • "Расскажи о своем настроении"
  • Игры на развитие экспрессивной речи:
  • Игры на развитие навыков сотрудничества:
  • Игры на развитие эмоционального интеллекта:

Пример коммуникативной игры:

Название: "Снежный ком"

Цель: Развитие навыков знакомства и запоминания имен.

Ход игры:

  • Дети садятся в круг.
  • Первый ребенок говорит свое имя и имя того, кто сидит справа от него.
  • Второй ребенок повторяет имя первого ребенка и добавляет свое имя и имя того, кто сидит справа от него.
  • И так далее, пока не дойдет очередь до последнего ребенка.
  • Последний ребенок повторяет все имена по кругу.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Замри

Цель:  игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

Заключение:

  • Коммуникативные игры - это эффективный инструмент для развития навыков общения у детей.
  • Используя эти игры в своей работе, можно помочь детям стать более уверенными, общительными и дружелюбными.

Далее проводятся игры с педагогами

 

МАЯТНИК (Восковая палочка). Игра на создание атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг вплотную друг к другу (плечо к плечу), лицом в центр круга. Один участник входит в круг, закрывает глаза и расслабляется. Остальные, вытянув руки перед собой, покачиваю! стоящего в центре участника из стороны в сторону своими ладошками, не давая ему упасть (1-2 минуты). Пусть через процедуру пройдут все.

 

 Упражнение «Двое рисуют одним карандашом»

 

Объединение участников в пары. Раздаётся лист бумаги и один карандаш (ручка) на двоих. 

Задание:

Партнёры в парах, не договариваясь заранее, молча, держа вдвоём один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.

Правило:

Запрещается разговаривать, запрещается писать слова и цифры.

Цель:

Упражнение направлено на сплочение коллектива, развитие умения взаимодействовать с партнёром, договариваться.

Вопросы:

  1. Что вы нарисовали?
  2. Как вы решали, кто будет лидировать?
  3. Был ли один лидер, или лидерство переходило от одного партнёра к другому?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление:

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных».

С помощью коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, снять эмоциональное напряжение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием. При планировании и организации взаимодействия с детьми, необходимо, прежде всего учитывать возрастные особенности детей.

Основная часть:

Принципы подбора коммуникативных игр с детьми раннего возраста:

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);

• Тесное взаимодействие воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;

• Положительная эмоциональная поддержка;

• Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;

• Точное дозирование времени.

Рекомендации по проведению коммуникативных игр:

  • Создайте комфортную атмосферу.
  • Учитывайте возраст и особенности детей.
  • Используйте наглядные материалы.
  • Поощряйте детей к общению.
  • Не ставьте оценки и не сравнивайте детей.

Виды коммуникативных игр:

  • Игры на знакомство:
  • "Снежный ком"
  • "Приветствие"
  • "Кто я?"
  • Игры на развитие навыков слушания:
  • "Испорченный телефон"
  • "Что я делаю?"
  • "Угадай мелодию"
  • Игры на развитие экспрессивной речи:
  • "Расскажи по картинке"
  • "Придумай историю"
  • "Инсценировка сказки"
  • Игры на развитие навыков сотрудничества:
  • "Совместная постройка"
  • "Пазлы"
  • "Настольные игры"
  • Игры на развитие эмоционального интеллекта:
  • "Угадай эмоцию"
  • "Изобрази эмоцию"
  • "Расскажи о своем настроении"

Пример коммуникативной игры:

Название: "Снежный ком"

Цель: Развитие навыков знакомства и запоминания имен.

Ход игры:

  • Дети садятся в круг.
  • Первый ребенок говорит свое имя и имя того, кто сидит справа от него.
  • Второй ребенок повторяет имя первого ребенка и добавляет свое имя и имя того, кто сидит справа от него.
  • И так далее, пока не дойдет очередь до последнего ребенка.
  • Последний ребенок повторяет все имена по кругу.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Замри

Цель:  игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

Заключение:

  • Коммуникативные игры - это эффективный инструмент для развития навыков общения у детей.
  • Используя эти игры в своей работе, можно помочь детям стать более уверенными, общительными и дружелюбными.

Далее проводятся игры с педагогами

МАЯТНИК (Восковая палочка). Игра на создание атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг вплотную друг к другу (плечо к плечу), лицом в центр круга. Один участник входит в круг, закрывает глаза и расслабляется. Остальные, вытянув руки перед собой, покачиваю! стоящего в центре участника из стороны в сторону своими ладошками, не давая ему упасть (1-2 минуты). Пусть через процедуру пройдут все.

 Упражнение «Двое рисуют одним карандашом»

 

Объединение участников в пары. Раздаётся лист бумаги и один карандаш (ручка) на двоих. 

Задание:

Партнёры в парах, не договариваясь заранее, молча, держа вдвоём один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.

Правило:

Запрещается разговаривать, запрещается писать слова и цифры.

Цель:

Упражнение направлено на сплочение коллектива, развитие умения взаимодействовать с партнёром, договариваться.

Вопросы:

  1. Что вы нарисовали?
  2. Как вы решали, кто будет лидировать?
  3. Был ли один лидер, или лидерство переходило от одного партнёра к другому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как средство развития коммуникации»

Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть занимаемся коммуникати...

Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением н...

Игра как средство развития коммуникации дошкольнков

В статье будут рассмотрены основные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста, которые помогают детям социализироваться и развить коммуникативные навыки....

Предметная среда как средство развития коммуникации у детей.

Предметная среда как средство развития коммуникации у детей....