"Игры для уголка психологической разгрузки"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)

    Актуальность

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok-razgruzki-b9e0be24.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

"Игры для уголка психологической разгрузки"

Актуальность

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах нашего детского сада созданы уголки релаксации и психологической разгрузки.

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках создается уникальная мягкая среда. В уголке психологической разгрузки ребёнок может "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать со своим товарищем

Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно.

Именно в уголке психологической разгрузки можно проводить работу по снятию негативных эмоциональных состояний у детей.

Таким образом, уголки уединения позволяют обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Материал и атрибуты уголков психологической разгрузки будет со временем меняться, дополняться

Приложение

Игры, применяемые в уголке психологической разгрузки.

Игра «Коврик злости».

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: «коврик злости» - это обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью.

Программное содержание. Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным, к окружающим или потерял контроль над собой, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малыш не захочется улыбнуться.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: «волшебный мешочек» - это маленький мешочек с завязочками.

Программное содержание: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед

входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке. В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте. входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра «История про Обидок и Грустинок».

Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали.

Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: фломастеры, бумага, ножницы.

Программное содержание: переключение ребёнка на положительные эмоции. С этой целью отвести его в тихий уголок, и после выяснения причин грусти («почему ты грустишь? Что произошло с тобой?), рассказать ему историю про Обидок ит Грустинок.

Ход игры. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были очень липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками.

Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинке были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Я обращаюсь к ребенку.) Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на – правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».

Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев яркими карандашами. Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть.

Когда ребенок упрямиться или проявляет физическую агрессию и негативизм, то я его прошу помочь мне справиться с «упрямой подушкой, которая есть у меня в кабинете (подушка с темной наволочкой).

Игра «Упрямая подушка».

Цель: снятие негативизма и упрямства, общей агрессии.

Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: подушка

Программное содержание: ребенка вводят в игру – сказку, для выброса агрессии социально – приемлемым способом.

Ход игры. «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, ка волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат.

Упражнение «Порхание бабочки».

Цель: расслабление, снятие напряжение и усталости, успокоение.

Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: ковёр.

Программное содержание. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день.

Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психологической разгрузки для детей в детском саду "От любопытных глаз скрываясь.."

Организация уголка психологической разгрузки в группе детского сада....

Уголок психологической разгрузки в группе детского сада

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...

Уголок психологической разгрузки "Комната Фей".

Сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреднения....

Уголок психологической разгрузки.

В нашем детском саду наш педагог – психолог предложила каждой группе создать психологический уголок, т.е. уголок психологической разгрузки для детей. Мы все воспитатели с энтузиазмо...

«Уголок психологической разгрузки – для чего?»

Дети часто пребывают в разном эмоциональном состоянии, приходят в детский сад с плохим настроением, чувствуют себя обиженными, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, им негде ее выплеснуть, ос...

Уголок психологической разгрузки в кабинете педагога-психолога ДОО

Так как многие детские сады не имеют возможности организовать полноценую сенсорную комнату, можно оформить в группе или кабинете такой уголок релаксации...

Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...