Доклад
материал по психологии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых – коррекционно-развивающая деятельность.
Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Задачи: развивать (корректировать) восприятие, память, мышление, воображение, представление, речь, внимание.
Для этого необходимы пособия на каждую тему, для экономии времени и лишних действий было создано многофункциональное методическое пособие «Цветик - семицветик», рассчитанное на индивидуальную и групповую работу с детьми.
Возрастная категория: дети дошкольного возраста 5 – 7 лет
Пособие основано на следующих принципах:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности;
- на принципе комплексности психических процессах в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.
Преимущества пособия:
- пособие воспитывает у ребенка память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, закрепляет знание основных цветов, умение соотносить предмет и цвет, учит различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место их обитания и т.д.;
- используя это пособие, можно давать детям задания разной сложности;
- пособие формирует у детей логическое и математическое мышление;
- пособие помогает развивать умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;
- пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог - ребенок, ребенок - ребенок;
- пособие может иметь разные вариации, для своих занятий может использовать также учитель логопед, воспитатели групп.
Результативность многофункционального методического пособия подтверждается возросшим интересом детей к выполнению поставленных задач.
2. Содержание методической разработки.
Конструкция дидактического пособия «Цветик - семицветик» состоит из:
- игрового поля, оформленного в виде цветочка с семью лепестками (Приложение 1);
-каждый лепесток обозначает определенный психический процесс:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- воображение;
- представление;
- речь;
- внимание.
- каждый лепесток имеет свой индивидуальный цвет (семь цветов радуги);
- каждый лепесток имеет свой индивидуальный конверт с заданиями по изучаемым психическим процессам (картотеку);
- игровой кубик для выбора определенного цвета для решения дальнейших задач именно по одному определенному блоку.
Пособие «Цветик - семицветик» направленно для систематизации знаний у детей по блокам:
1.Красный - Восприятие
2.Оранжевый - Память
3.Желтый – Мышление
4.Зеленый - Представление
5.Голубой - Воображение
6. Синий - Речь
7.Фиолетовый - Внимание
Каждый из 7 блоков имеет свой конверт с заданиями, играми и иллюстрациями. Игры и задания используются во время коррекционно - развивающих занятий. Также для работы используется диктофон( можно заменить речью педагога)
1 БЛОК. Восприятие (слуховое восприятие)
“Найди картинку”
Цель: развитие слухового восприятия на речевом материале.
Ход работы: Психолог раскладывает перед ребенком пособие «Цветик– семицветик» на каждом лепестке изображены животные (слон, тигр, медведь, волк, мартышки, змея, собака (Приложение 2)). Педагог воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и открепить картинку с его изображением.
2 БЛОК. Память (слуховая и механическая)
"Запоминаем слова"
Цель: развитие слуховой механической памяти
Ход работы: Психолог прикрепляет картинки к семи лепестка. Задача ребенка в течение 15 секунд посмотреть на картинки и заполнить их.
После чего педагог убирает картинки и предлагает ребенку вспомнить их.
Картинки: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон (Приложение 3).
3 БЛОК. Мышление
«Третий лишний»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход работы: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк.
Форма: телевизор, книга, колесо.
Величина: бегемот, муравей, слон.
Материал: банка, кастрюля, рюмка.
Вкус: конфета, картошка, варенье.
Вес: вата, гиря, штанга (Приложение 4).
4БЛОК. Представление
«Назови соседей».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Ход работы: Психолог просит обнаружить изображение предмета быта и определить: что изображено справа и слева от него: тарелка, кружка, ложка, чашка, вилка, кастрюля, сковородка (Приложение5).
5 БЛОК. Воображение
«На что это похоже?»
Цель: Развивает творческое воображение
Ход игры: Психолог прикрепляет картинки облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи (Приложение 6).
Задача детей сказать, на что они похожи.
6 БЛОК. Речь
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: психолог прикрепляет картинку и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…(Приложение 7).
7 БЛОК. Внимание
«Прямой и обратный счет»
Цель: развивать способность к распределению внимания.
Ход работы: Повторим обратный счет от 1, 2, 3, 4,5,6,7 (7, б, 5, 4, 3, 2, 1)
(Приложение 8).
Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
В качестве результативности применения пособия «Цветик – симицветик, представлено проведение коррекционно - развивающего занятия в старшей группе (Приложение 9).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...

Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
