Педагогический потенциал философии UBUNTU
учебно-методический материал по психологии

Жерихова Ольга Викторовна

Педагогический потенциал философии UBUNTU

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_i_pedagogika_nenasiliya.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

 Эссе

На тему: «Педагогический потенциал философии UBUNTU»

Выполнила: студентка 1 курса

 Магистратуры ИППО, гр. 211мв

Жерихова О.В.

Проверил:

Ситаров В.А.

Москва, 2021


Известный эпизод, который описал антрополог, побывавший в африканском племени зулусов, очень показательно рассказывает о философии UBUNTU. Детям этого племени было предложено выиграть забег и получить в призы корзину с фруктами. Они же выбрали побежать все вместе, взявшись за руки и разделить фрукты поровну. В чем же состоит педагогический потенциал философии UBUNTU?

Философия UBUNTU включает важнейшие человеческие добродетели – сострадание и человечность. Педагогика в соответствии с данной философией подразумевает воспитание детей в духе справедливости, альтруизма, заботы о другом человеке. В ребенке с детства закладываются такие важные человеческие качества, как взаимопомощь, сострадание, бескорыстие. Педагогика в данном случае строится на формировании у ребенка чувство общности с коллективом, обществом и в глобальном понимании, со всем человечеством в целом. Главный принцип в построении воспитания в том, что человек может стать человеком только через других людей. Люди проявляют человеческие качества только тогда, когда осознают себя через других людей. Воспитание ребенка строиться на доброжелательности, сердечности, щедрости, воспитывается потребность делиться всем тем, что есть у человека.

Философия UBUNTU схожа с воспитанием человека в коллективе и через коллектив. Бытие человека немыслимо отдельно от общества.
Педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в их жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе.
 Сплоченность коллектива может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, совпадения их с интересами и потребностями каждого. Коллективизм — это умение человека понимать интересы других людей, согласовывать с ними свои, действовать, не нанося им ущерба, уважать их права и свободы. Так и философия UBUNTU дает индивидууму ощущение целостности или единство самого себя через другого человека. Мироощущение этого обобщенного другого является отношением всего общества.

Современный этап общественного развития характеризуется резкой сменой ценностных основ жизни, небывалым ростом агрессивности, преступности, экстремизма и терроризма. Подспудная концентрация эгоистических, агрессивных чувств в обществе становится незримым источником и первопричиной конфликтов на разных уровнях - от локального до международного. В создавшихся условиях особую актуальность приобретает проблема воспитания у подрастающего поколения альтруистических качеств как важнейшей составляющей человечности. Педагогика, построенная на принципах философии UBUNTU, учит детей быть открытыми и доступными для других людей, понимать и принимать других людей. Каждый человек может почувствовать себя частью большего целого. Система построена на привитии детям чувства принадлежности, которое обладает большой ценностью. У ребенка развиваются такие качества, как взаимозависимость, чуткость по отношению к другим людям и забота о других людях, как о себе самом. В данной концепции отсутствуют страдания человека по поводу того, что другие лучше и способнее него, так как человек, согласно этой концепции принадлежит великому целому. Педагогика, в соответствии с принципами философии UBUNTU, должна строиться на принципе открытости и доступности человека другому человеку, принятии другого человека.

Африканская философия UBUNTU остается предметом глубокого интереса со стороны философов всего мира потому, что это потенциальное неосвоенное поле деятельности и множественное содержание, требующее внимания, изучения и анализа.


Список использованной литературы

1. Вадим К.: Убунту: я существую, потому что мы существуем. [Электронный ресурс]

2. Колесников А. С. Африканская философия в поисках идентичности // Хора. — 2008. — № 2.

3. Макаренко А. С. О воспитании – Москва: Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.

4. Михалина О.А. Африканская философия образования в поисках смысла, Вестник Российского университета дружбы народов, 2010

5. Тимкук Д.А. — Диалогический аспект Африканского коммунитаризма в философии убунту // Социодинамика. – 2017. – № 9. – С. 113 - 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический потенциал традиционной народной культуры

Статья раскрывает необходимость широкого ознакомления ребенка с традиционной народной культурой...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».

Статья по организации  инновационной  работы в  области  воспитания....

статья Педагогический потенциал музеев и парков Петергофа как средство развития познавательно – исследовательской активности дошкольников.

В статье расскрыты возможности музейной педагогики в развитии поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников....