Победители страха
проект по психологии (подготовительная группа)
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51»
Подготовил:
педагог-психолог высшей квалификационной категории
Семенютина Л.Ю.
Оренбург 2024г.
Тема: «Победители страха»
Вид проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки проведения: 25.01.2024г. – 05.02.2024г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Возраст детей: 6-7 лет.
Основание для разработки:
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за коротки срок: дети получают знания о людских страхах и приобретают навыки борьбы со своими страхами. Реализация проекта по тематике «Победители страха!» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов в формировании психически здоровой личности дошкольников.
Актуальность.
Страх известен людям издавна. Он является неотъемлемым от эволюции человека, поскольку часто выступает в роли инстинкта самосбережения.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или нереальной опасности.
Страхи бывают разные - объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться, особенно в случаях, когда страх перерос в фобию - невротическое расстройство.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
«Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье».
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Существует большое множество методов по снижению страхов ребенка. В данном проекте я собираюсь исследовать, каким образом можно использовать позитивное влияние игр, так как игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Цель: профилактика и коррекция детских страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игротерапевтических методик.
Задачи проекта:
Для детей:
- снизить тревожность;
- осуществить контроль над объектом страха;
- повысить психический тонус ребенка;
- повысить уверенность в себе;
- усилить «Я» ребенка.
Для родителей
• Приобрести знания о наличии и специфике детских страхов в дошкольном возрасте.
• Создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по преодолению ситуативных страхов.
Для педагога
• Изучить современные технологии по профилактике и коррекции детских страхов;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по преодолению разрушительного воздействия страхов на психическое здоровье дошкольников.
1 этап. Организационный.
- Определение темы проекта;
• создание развивающей среды.
2 этап. Теоретический.
• подбор методической и художественной литературы,
• разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта,
- оснащение педпроцесса (подбор игр, просмотр презентаций, видеороликов).
3 этап. Практический.
Занятие. Тема: «Друг или враг?»
Беседа «Эмоция страх. Страх – друг или враг.».
Консультация для родителей «Страх – это серьезно!».
Консультация для педагогов «Чего боятся наши дети?»
Совместная деятельность педагога с детьми.
Занятия с элементами тренинга «Страх» (тема из программы «Театр эмоций») 1 раз в неделю в кабинете психолога.
Занятие. Тема: «Друг или враг?»
Рисование «Страхи», «Победители страхов»
Чтение стихотворения Н.Грибачева «Я не боюсь»
Просмотр мультфильма «Добрый доктор стоматолог».
Беседа «Эмоция страх. Страх – друг или враг».
Подвижные игры: «Покажи как боишься – покажи кого боишься – напугай сам», «Рыбаки и рыбка», «Солнечный зайчик», «Школа пуганья».
Дидактические игры: «Монстрики чувств», «Эти разные эмоции», «Головоноги».
Совместная деятельность родителей и детей.
1.Совместный просмотр мультфильмов из серии «Машины страшилки».
2. Закрепление в домашних условиях полученных навыков борьбы со страхом.
4 этап. Подготовка к презентации. Презентация. Фотоматериал.
Подготовка видеопрезентации проекта, представление итогов проектной деятельности коллегам.
Итог:
В процессе реализации проекта дети познакомились с эмоцией «Страх», узнали о ее вреде и пользе, научились разговаривать о своих страхах, что само по себе имеет терапевтический эффект. На занятиях с элементами тренинга дети познакомились с методами и навыками борьбы со страхами, данная работа будет продолжаться в рамках программы «Театр эмоций».
Наиболее часто встречаемые страхи в старшем дошкольном возрасте – страх темноты, страх героев мультфильмов, фильмов и компьютерных игр. А также, в силу возрастных особенностей, – страх похода к стоматологу. Именно эти страхи легли в основу итогового занятия «Друг или враг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.
В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов, различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях со своим ребенком, с группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.
Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления. Что делать, если ребёнок испытывает страх.
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов...
Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом
СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

