Победители страха
проект по психологии (подготовительная группа)

Семенютина Лариса Юрьевна

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pobediteli_straha.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51»

Подготовил:

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Семенютина Л.Ю.

Оренбург 2024г.

Тема: «Победители страха»


Вид проекта: краткосрочны
й (2 недели).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Сроки проведения: 25.01.2024г. – 05.02.2024г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Возраст детей: 6-7 лет.

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за коротки срок: дети получают знания о людских страхах и приобретают навыки борьбы со своими страхами. Реализация проекта по тематике «Победители страха!» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов в формировании психически здоровой личности дошкольников.

Актуальность.

Страх известен людям издавна. Он является неотъемлемым от эволюции человека, поскольку часто выступает в роли инстинкта самосбережения.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или нереальной опасности.

Страхи бывают разные - объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться, особенно в случаях, когда страх перерос в фобию - невротическое расстройство.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

«Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье».

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Существует большое множество методов по снижению страхов ребенка. В данном проекте я собираюсь исследовать, каким образом можно использовать позитивное влияние игр, так как игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цель: профилактика и коррекция детских страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игротерапевтических методик.

Задачи проекта:

Для детей:

  • снизить тревожность;
  • осуществить контроль над объектом страха;
  • повысить психический тонус ребенка;
  • повысить уверенность в себе;
  • усилить «Я» ребенка.

Для родителей

•        Приобрести знания о наличии и специфике детских страхов в дошкольном возрасте.

•        Создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по преодолению ситуативных страхов.

Для педагога

•        Изучить современные технологии по профилактике и коррекции детских страхов;

•        Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по преодолению разрушительного воздействия страхов на психическое здоровье дошкольников.

1 этап. Организационный.

  • Определение темы проекта;

•  создание развивающей среды.

2 этап. Теоретический.

•  подбор методической и художественной литературы,

•  разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта,

  • оснащение педпроцесса (подбор игр, просмотр презентаций, видеороликов).

3 этап. Практический.

Занятие. Тема: «Друг или враг?»

Беседа «Эмоция страх. Страх – друг или враг.».

Консультация для родителей «Страх – это серьезно!».

Консультация для педагогов «Чего боятся наши дети?»

Совместная деятельность педагога с детьми.

Занятия с элементами тренинга «Страх» (тема из программы «Театр эмоций») 1 раз в неделю в кабинете психолога.

Занятие. Тема: «Друг или враг?»

Рисование «Страхи», «Победители страхов»

Чтение стихотворения Н.Грибачева «Я не боюсь»

Просмотр мультфильма «Добрый доктор стоматолог».

Беседа «Эмоция страх. Страх – друг или враг».

Подвижные игры: «Покажи как боишься – покажи кого боишься – напугай сам», «Рыбаки и рыбка», «Солнечный зайчик», «Школа пуганья».

Дидактические игры: «Монстрики чувств», «Эти разные эмоции», «Головоноги».

Совместная деятельность родителей и детей.

1.Совместный просмотр мультфильмов из серии «Машины страшилки».

2. Закрепление в домашних условиях полученных навыков борьбы со страхом.

4 этап. Подготовка к презентации. Презентация. Фотоматериал.

Подготовка видеопрезентации проекта, представление итогов проектной деятельности коллегам.

Итог:

В процессе реализации проекта дети познакомились с эмоцией «Страх», узнали о ее вреде и пользе, научились разговаривать о своих страхах, что само по себе имеет терапевтический эффект. На занятиях с элементами тренинга дети познакомились с методами и навыками борьбы со страхами, данная работа будет продолжаться в рамках программы «Театр эмоций».

Наиболее часто встречаемые страхи в старшем дошкольном возрасте – страх темноты, страх героев мультфильмов, фильмов и компьютерных игр. А также, в силу возрастных особенностей, – страх похода к стоматологу. Именно эти страхи легли в основу итогового занятия «Друг или враг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....