Нейропсихологические игры как метод эффективной работы с детьми
методическая разработка по психологии
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения. Наблюдаются нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 280 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»ДЕТСКИЙ САД №197 |
Нейропсихологические игры как метод эффективной работы с детьми |
Нейропсихологические игры как метод
эффективной работы с детьми
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения. Наблюдаются нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга
Что такое нейроупражнения
для детей и какие они бывают?
Зарядка полезна не только для укрепления мышц и хорошего самочувствия. Даже элементарные упражнения помогают расшевелить мозг, улучшить кровообращение и обеспечить доступ достаточного количества кислорода. Это благоприятно влияет на работоспособность, повышает настроение, избавляет от излишнего напряжения, позволяет эффективно решать многие проблемы. Например, устранять отклонения в функциональном развитии, исправлять нарушения речи, справляться с гиперактивностью. Такие возможности предоставляет нейропсихологическая коррекция.
О нейропсихологии и нейропсихологической коррекции
Как устроен человеческий мозг? Как его работа связана с организацией высших психических функций — памяти, внимания, мышления? Как все это влияет на поведение человека и его развитие? Эти вопросы входят в сферу интересов нейропсихологии — достаточно молодой науки, которая возникла на стыке двух дисциплин: нейронауки, изучающей широкий спектр нейронных процессов и их связь с физиологией и поведением человека, и психологии.
Нейропсихология помогает понять причины отклонений, которые случаются в ходе формирования познавательных процессов у детей с самого раннего возраста, провести «работу над ошибками», чтобы избежать нежелательных последствий.
Для этого специалисты прибегают к нейропсихологической коррекции. Так называется комплекс специальных методик, техник, приемов, которые помогают исправить нарушения, обнаруженные в функционировании мозга, восстановить и нормализовать процессы, управляющие вниманием и умением концентрироваться, способностью ориентироваться в пространстве и эмоционально реагировать, восприятием, моторикой, памятью и речью. От этого зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, сможет ли он адаптироваться в социуме, получится ли у него хорошо учиться в школе, и многие другие моменты.
Что такое нейрогимнастика и какой эффект она дает?
Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Двигательная (или сенсомоторная) и когнитивная активность помогают исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, психических функций, возвращать в норму работу мозга и его важных центров.
Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:
- увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
- благоприятно влияет на внимание и память;
- стимулирует кровообращение;
- способствует развитию мышления и речи;
- помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);
- способствует развитию моторики (общей и мелкой);
- повышает устойчивость к стрессовым ситуациям и т. д.
Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга.
Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.
Направления нейрокоррекции и виды нейроупражнений
Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу в нескольких направлениях:
- Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п.
- Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления.
- Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д.
Приоритетное направление коррекции выбирает специалист — исходя из результатов обследования и особенностей нарушений у конкретного пациента, а также в зависимости от целей коррекционной работы.
Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений:
- Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе).
- Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения.
- Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями.
- Направленные на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь.
При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному. Систематические занятия благоприятно влияют на психическое развитие, на эмоциональное и физическое состояние ребенка, делают его более уверенным в себе.
Нейроупражнения для разных возрастов
Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста.
А мы рассмотрим примеры таких коррекционных заданий.
До 1 года
В первые 12 месяцев жизни малыш активно знакомится с окружающим миром — тщательно его ощупывает, пробует на вкус, внимательно слушает речь родителей. Из доступных для крохи упражнений наиболее полезны массаж и водные процедуры (плавание).
От 1 года до 2 лет
Нейроупражнения для «годовасиков» просты и немногочисленны:
- сказки и стишки (главное — не количество прочитанного, а повторение знакомых историй);
- игра с кубиками и другими небольшими игрушками (для развития моторики).
Такие элементарные «развлечения» помогают функциональному развитию крохи.
3-4 года
Продолжается период активного формирования речи, поэтому очень важны упражнения, которые развивают мелкую и крупную моторику, правильную артикуляцию. Полезны следующие игры и упражнения:
- «Ладушки». Начинать можно с классических всем знакомых простых и перекрестных хлопков, затем усложнять комбинации.
- «Клювики». Руки ребенка превращаются в «клювики» — для этого нужно просто сложить вместе кончики пальцев. Суть упражнения — раскрыть ладошку одной руки, «поклевать» с нее «клювиком», сложенным из другой руки, затем поменять руки и повторить движение.
- «Канатоходец». Для этого упражнения понадобится реквизит — веревка, которую нужно разложить на полу. Ребенку нужно представить, что он стал канатоходцем и должен пройти по канату, который натянут в воздухе. Его задача — аккуратно переставляя ножки и плотно прижимая их к веревке, пройтись по канату.
- «Свеча». Перед ребенком нужно поставить зажженную свечу. Задача малыша — сделать глубокий вдох, а затем изо всех сил выпустить воздух через вытянутые губы, чтобы задуть свечку. Упражнение повторяют несколько раз, каждый раз немного отодвигая горящую свечу от ребенка.
4-5 лет
Работая с детьми этой возрастной группы, можно использовать упражнения, рассмотренные ранее, только усложнив их, нарастив темп. Но в коррекционной программе появляются и задания посложнее — направленные на тренировку внимания, памяти, на развитие связей между полушариями мозга.
- «Река и берег». Чтобы обозначить границу между «водой» и «сушей», на полу раскладывают веревку. По команде взрослого ребенок «ныряет» в «реку» или выбирается на «берег». Начинают выполнять упражнение с простой последовательности команд. Затем задача усложняется — взрослый пытается запутать малыша, меняя порядок команд или «подсказывая» неправильный вариант.
- «Пинг-понг». В этой игре будет двое участников и потребуется «теннисный» стол. Игровое поле нужно разделить пополам — мысленно или нарисовать границу при помощи цветного скотча. Взять теннисный шарик (как вариант — просто скомкать листок бумаги), положить его на середину стола. Перед игроками стоит задача задувать шарик на половинку противника до тех пор, пока он не упадет со стола.
- «Капитан». Упражнение на координацию движений. Одну руку нужно сжать в кулак, большой палец поднять вверх (показать «лайк»). Другую руку нужно поднести ко лбу — изобразить козырек. Задача — менять руки. Чтобы усложнить задание, между сменой позиций добавить хлопок.
5-7 лет
В этом возрасте дети начинают учиться писать, считать, читать, возрастает учебная нагрузка. Нужны упражнения, которые помогают активировать работу головного мозга, развивают мелкую моторику.
- «Колечко». Нужно изобразить кольцо из пальцев — большого и указательного, а затем быстро менять пальчики — до мизинца. Сначала упражнение делают одной рукой, затем — другой, а немного потренировавшись, задействуют одновременно обе руки.
- «Мама ничего не знает». Задача ребенка — объяснить маме, что нужно делать — дать ей пошаговые инструкции. Например, как сделать бутерброд или как пройти в комнату.
7-10 лет
Психические возможности и требования, предъявляемые младшеклассникам в школе, меняются. Усложняются и нейроупражнения.
- «Угадай-ка». Потребуются 30-40 карточек, на которых изображены разные явления, предметы, объекты (например, животные). Взрослый вытягивает карточку. Задавая прямые вопросы (на которые можно ответить односложно — да или нет), ребенок должен понять, что изображено на картинке. Количество попыток ограничено — их всего 20. Можно обойтись и без карточек — в этом случае ведущий просто загадывает какой-то предмет, а ребенок пытается угадать его.
- «Зеркальное рисование». Для выполнения этого упражнения потребуется листок бумаги и пара карандашей или фломастеров. Лист нужно мысленно поделить пополам (по вертикали) и на его половинах одновременно нарисовать два зеркальных друг другу рисунка.
Это лишь небольшая часть примеров упражнений нейрогимнастики. Каждое из них выполняет определенные задачи. Для достижения видимого эффекта важны регулярность занятий и корректное выполнение упражнений, подобранных нейропсихологом.
Ограничения и противопоказания
Нейрогимнастика проста в исполнении, доступна для всех возрастов. Однако, стоит иметь в виду, что и у таких упражнений могут быть ограничения и противопоказания.
С большой осторожностью нейропсихологические занятия проводят при наличии у пациентов:
- сердечных патологий;
- бронхиальной астмы;
- дисплазии соединительной ткани.
Применение подобного вида коррекции противопоказано, если имеют место:
- психические расстройства;
- генетические болезни;
- эпилепсия.
В остальных случаях правильно подобранные и систематически выполняемые комплексы нейроупражнений дают положительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
В статье дается описание метода замещающего онтогенеза как базовой нейропсихологической технологии преодоления проблем в развитии мозга человека. Также рассматривается вопрос применения данного метода...
Повалюхина Т.А. Презентация "Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми с нарушением речи"
Презентация для учителей-логопедов дошкольных учреждений...

«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»
сообщение на педагогическом совете...
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР....

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...

Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».
В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...






