Презентация "Психологическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ"
презентация по психологии

Ермолаева Татьяна Анатольевна

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Задача руководителя, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации начинающих педагогов в течение года:

 -позволяет отработать усвоенные в период обучения в вузе или колледже содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

-позволяет освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому;

- способствует тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_molodyh_pedagogov_v_dou.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Малышка» Подготовила: педагог-психолог: Ермолаева Т.А .

Слайд 2

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойную нагрузку в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью . Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность работы, повышают конфликтность с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье и провоцирующих психосоматические заболевания. Поэтому очень важно обеспечить психологическое сопровождение молодых педагогов, обучить их навыкам управления собственным эмоциональным состоянием, выходу из конфликтных ситуаций, формам бесконфликтного общения и т.д. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Задача руководителя, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации начинающих педагогов в течение года: позволяет отработать усвоенные в период обучения в вузе или колледже содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике; позволяет освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения - другому; способствует тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Слайд 4

Психолого-педагогические аспекты адаптационного периода начинающих воспитателей: Создание условий для легкой адаптации начинающего воспитателя на работе; Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у педагогического коллектива, детей и их родителей.

Слайд 5

Формы и методы работы педагога-психолога с начинающими педагогами: Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости .

Слайд 6

Начинающему воспитателю предлагаются для заполнения анкеты (Приложение 1), диагностические таблицы (например, «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми» М.В. Крулехт и др.). Приложение 1 Анкета молодого воспитателя 1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна? 2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? 3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь? 4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? 5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? 6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? 7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем? 8. Что Вас привлекает в работе коллектива: новизна деятельности; условия работы; возможность экспериментирования; пример и влияние коллег и руководителя; организация труда; доверие; возможность профессионального роста. 9. Что Вам хотелось бы изменить?

Слайд 7

Воспитатели получают памятку для молодых педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» (Приложение 2). Приложение 2 Памятка для молодых педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" Старайтесь: Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное. Быть доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным. Помните: Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь. Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не создавайте конфликтных ситуаций. Не скупитесь на похвалу. Воспитывая детей, стремитесь: Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность. Поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Поощрять стремление ребенка задавать вопросы. В детском саду запрещается: Кричать и наказывать детей. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение. Приходить к детям с плохим настроением. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка. Унижать ребенка. Оставлять детей одних.

Слайд 8

Для изучения личностной сферы молодого педагога используются следующие методики:

Слайд 9

Формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности: Следующий этап работы с молодыми специалистами заключается в оказании помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знание, умение и личностные компоненты. На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Данный этап длится в течение всего учебного года. Ведется работа по повышению психолого-педагогической компетентности, а так же осуществляется профилактическая работа, направленную на предупреждение эмоционального выгорания. Данная работа осуществляется через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий.

Слайд 10

Формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности: теоретические семинары (доклады, сообщения); семинары-практикумы; ролевые игры, деловые игры; дискуссии, диспуты; обсуждение открытых мероприятий; конкурсы педагогического мастерства; педагогические советы; методические объединения, индивидуальные консультации и т. д.

Слайд 11

Формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности: Главная задача психолога состоит в том, чтобы помочь начинающему педагогу организовать педагогический процесс в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей. Начинающие воспитатели ДОУ узнают об основах психологии дошкольников, педагогических приемах развития речи и интеллекта детей. Основной акцент делается на то, чтобы сформировать у них осознание приоритета игры в работе с детьми на фоне всех остальных задач. Большой популярностью пользуются у молодых педагогов деловые игры и тренинги. Их тематика также разнообразна: игры, направленные на рефлексию профессиональных качеств; тренинги личностного роста, тренинги на развитие невербальных форм общения и т.д.

Слайд 12

Педагоги проходят три блока обучения на тренингах: I блок: Личностный. II блок. Коммуникативный. III блок. Интеграционный. Цель : развитие способности к самопознанию и уверенности в себе. Цель : формирование навыков общения. Цель : развитие временной перспективы. Задачи: - развитие способности понимать и выражать свои чувства; - развитие умения и навыков уверенного поведения; - развитие способности понимать чувства других людей; - формирование умения управлять своими эмоциями; - создание условий для развития эмпатии ; - создание условий для осознания собственной значимости, ценности; формирование мотивации к саморазвитию и самовоспитанию. Задачи: - способствовать усвоению способов разрешения конфликтных ситуаций; - помочь развитию позитивных межличностных отношений. Задачи: - помочь педагогам определить свои профессиональные планы; - формировать способность проявления своей жизненной и профессиональной перспективы и дальнейшего продвижения в плане личного самоопределения. Предполагаемые результаты: - представление о собственной значимости, ценности; - навыки уверенного поведения; - способность к самоанализу и саморефлексии ; - мотивация саморазвития и самовоспитания. Предполагаемые результаты: - способность доверять окружающим людям; - представление ценности другого человека; - умения и навыки поведения в конфликтных ситуациях; навыки партнерского общения. Предполагаемые результаты: - умение определять свои профессиональные планы; способность проявления своей жизненной и профессиональной перспективы и дальнейшего продвижения в плане лично-профессионального самоопределения.

Слайд 13

Направление и содержание деятельности психологических встреч Групповая психологическая встреча с молодыми педагогами представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Задачами встреч являются : - овладение определенными социально-психологическими знаниями; - развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей; - диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям; - изучение владением индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности. При проведении психологических встреч с педагогами мною используются следующие формы работы: мозговые штурмы, дискуссии, работа с изобразительными средствами, упражнения и игры на создание положительного образа «Я», ролевые игры, анализ типичных ситуаций, психогимнастика , психодрама.

Слайд 14

Диагностико - аналитический этап . Задача данного этапа заключается в подведении итогов деятельности по результатам адаптации в педагогическом коллективе и повышению психолого-педагогической компетентности молодого специалиста. В конце учебного года старший воспитатель и педагог-психолог, проанализировав результаты работы, отслеживают динамику профессионального роста молодого специалиста, намечают перспективы дальнейшей работы с ним. По специально разработанному вопроснику он может подготовить самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год (Приложение 6), который позволит увидеть свой профессиональный рост, и определить еще имеющиеся проблемы в его работе .

Слайд 15

В настоящее время результатом работы с молодыми специалистами стало : развитие познавательного интереса к профессии; освоение новых приемов работы с детьми; развитие навыков самооценки; развитие навыков самоконтроля; появление желания заниматься самообразованием; стремление к повышению квалификационной категории.

Слайд 16

На основании изложенного, считаю, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодых воспитателей к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении приносит хорошие результаты. Работа, по психологическому просвещению и консультированию достаточно эффективна. Вместе с тем, предстоит дальнейшая работа по дополнению каждого этапа адаптации молодых педагогов психологическим содержанием и поиску новых интересных форм и методов работы в данном направлении.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения молодого педагога

Программа педагогического сопровождения молодого педагога...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Психологическое сопровождение молодых педагогов в образовательном учреждении

Психологическая адаптация педагога является важнейшим этапом профессионального развития личности. Для становления молодого педагога большое значение имеют ситуации затруднения, препятствующие активнос...

Методическое сопровождение молодого педагога в МАДОУ

В документе представлен пан методического сопровождения молодого педагога в МАДОУ на один учебный год....

План психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов с опытом работы до 3-х лет

План психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов с опытом работы до 3-х лет на 2020-2021 учебный год....

Консультация для старших воспитателей "Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ"

Методическое сопровождение имеет большое значение в становлении  молодого педагога, и является приоритетным направлением  деятельности методлической службы, которая занимает особое место в с...