Заседание семейного клуба "Содружество"
консультация по психологии

Числянюк Мария Александровна

Материал полезен педагогам-психологам ДОУ, воспитателям и иным специалистам сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_25.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба «Содружество»

Тема: Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для расширения психолого-педагогических знаний родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

  • раскрыть понятие «познавательная активность», систематизировать и расширить знания родителей (законных представителей) об особенностях формирования познавательной активности дошкольников;
  • содействовать осознанию родителями их роли в процессе формирования и развития познавательной активности дошкольников;
  • познакомить участников заседания с инновационным учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша»;
  • систематизировать и расширить знания воспитанников о сенсорных эталонах;
  • способствовать гармонизации и укреплению детско-родительских отношений;
  • развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы дошкольников;
  • воспитывать у участников уважительное, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, телевизор, 10 комплектов «Логических блоков Дьенеша», музыкальная колонка, модульный куб с изображением геометрических фигур на сторонах, карточки-схемы «Животные», медали (сувениры).

Ход мероприятия

Теоретическая часть заседания

(звучит спокойная музыка, родители заходят в зал и встают в круг)

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на заседании нашего семейного клуба «Содружество». Тема заседания «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста», тема на сегодняшний день достаточно актуальная, важная и значимая.

Прежде чем перейти к рассмотрению теоретических вопросов данной темы, я предлагаю поближе друг с другом познакомиться и настроиться на сотрудничество и взаимодействие. Выполним упражнение «Знакомство». Каждому из вас необходимо представиться: назвать свое имя (отчество) и на первую букву своего имени назвать человеческое качество, которое вы бы хотели, чтобы было сформировано у вашего ребенка в ближайшее время, в ближайшем будущем. Если затрудняетесь назвать качество ориентируясь на первую букву, то назовите любое желаемое качество.

Я начну, продолжим по часовой стрелке. Меня зовут Мария Александровна – мудрость.

(родители по очереди выполняют предложенное задание)

Спасибо, мысли материальны, поэтому я думаю, что все те, качества, которые вы сейчас произнесли будут сформированы у ваших детей, но еще также нужно помнить о том, что для достижения желаемого, необходимо прилагать определенные усилия, действовать.

(педагог-психолог приглашает родителей присесть на стулья и обратить внимание на экран – презентация «Познавательная активность дошкольников»)

Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики и психологии, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к знаниям и учению. Она отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действий к накоплению, расширению знаний и кругозора. Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Не секрет, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является – игра.

Именно в игре происходит развитее познавательной активности. Главное преимущество игры перед другим видом деятельности заключается в том, что ребёнок подчиняется определённым правилам, выполнение этих правил приносит ребёнку максимальное удовольствие. Его поведение становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитее всех психических процессов.

Уважаемые родители, какой вывод мы можем сделать из вышесказанного? (ответы родителей).

Познавательную активность необходимо развивать у дошкольника посредством игровой деятельности. При этом задача родителей — помочь дошкольнику развивать познавательную активность через игру, научить его играть, превратить скучное занятие в увлекательную игру.

Вашему вниманию представлю несколько рекомендаций, как это можно делать:

  • Учитывать жизненный опыт ребёнка. Игровые ситуации будут интересны, если во время игры использовать наглядные средства и вовлекать ребёнка в практическую деятельность.
  • Играть в игры, которые расширяют кругозор и развивают речь. Например, можно использовать «Волшебную корзину», где ребёнок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках.
  • Вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции. Нужно хвалить его, поддерживать любую инициативу.
  • Включать познавательные элементы в сюжет игры. Для этого можно использовать развивающие игровые материалы. 
  • Проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице. Например, можно экспериментировать с красками, смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки. 
  • Чаще водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать. 

Сегодня я бы хотела познакомить вас с универсальным учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», с помощью которого можно создать благоприятные условия для развития познавательной активности дошкольников.

Уважаемые родители, перед вами на столах логические блоки Дьенеша, откройте коробку и рассмотрите учебно-игровой материал. Я буду рассказывать о нем, а вы можете в это время знакомиться исследовать его.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • цветом - красные, желтые, синие;
  • размером - большие и маленькие;
  • толщиной – толстые и тонкие.

12 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.

Специально организованные игры и игровые ситуации с логическими блоками Дьенеша способствуют развитию и формированию:

  • познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения и речи;
  • сенсорных эталонов, пространственных представлений;
  • игровой и коммуникативной деятельности дошкольников;
  • элементарных математических представлений;
  • мелкой моторики и тактильных ощущений.

Помимо самих блоков существуют всевозможные альбомы и пособия. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. 

Как вы думаете, ваши дети захотели бы поиграть с блоками? Смогли бы мы с помощью блоков активизировать познавательную активность дошкольников?

Давайте проверим, настало время для совместного досуга, сейчас я приглашу к нам наших детей.

Практическая часть заседания

(педагог-психолог приглашает родителей и детей образовать круг)

Педагог-психолог: Уважаемые родители, ребята, вы верите в чудеса?

Знаете, сегодня необычный день, сегодня каждый человек, который находится в нашем детском саду – наделен невероятными способностями. Да, да сегодня вы все можете совершить – чудо. Верите мне?

Предлагаю это проверить, я знаю, что вам ребята нравится смотреть мультфильм «Три кота», верно?

Давайте прямо сейчас пригласим к нам в гости одно из героев мультфильма…, например, Коржика.

Но для этого нужно:

Крепко мамочку обнять,

Так немножко постоять

Вместе с мамой покружиться

А потом остановиться

Поцелуй ей подарить

Хорошо с мамой дружить.

Чудо-чудо-сотворись, Коржик к нам скорей явись.

(Все участники вместе произносят фразу …Чудо-чудо-сотворись, Коржик к нам скорей явись. Выходит, Коржик)

Коржик: Вот это да…чудеса…в гости к вам попал друзья

Вы меня здесь ждали и наверно заскучали.

Предлагаю время не терять, а играть скорей начать.

Педагог-психолог: Коржик в дошкольном учреждении и ребята ежедневно играют в различные игры, они всегда ждут чего-то нового, может ты научишь нас играть в новые игры?

Коржик: Это я могу. Проходите за столы, садитесь на стульчики, я сейчас вам все расскажу.

(родители с детьми садятся на стульчики за столы)

Сегодня я познакомлю вас с загадочными игровыми блоками – блоками Дьенеша, посмотрите какие они яркие, красивы. Только нужно запомнить важное правило – каждый блок, каждая геометрическая фигура живет в своем домике – из какой коробочки взяли блок в ту и положили. Договорились?

Педагог - психолог: Замечательно, Коржик. А я тебе помогу, ведь я уже знакома с этими игровыми наборами и знаю, как можно с ними поиграть.

Для начала познакомимся с наборами, проходите за столы, присаживайтесь. У вас на столах коробки, откройте и внимательно рассмотрите фигуры.

Ребята, фигуры все одинаковые?

А чем они отличаются друг от друга? (дошкольники совместно с родителями анализируют фигуры)

Молодцы, вы очень внимательные!

Коржик: Предлагаю поиграть в игру «Забавные прятки»

Педагог-психолог: Отличная игра для начала – уважаемые ребята, родители, сейчас я буду называть блоки, которые вам необходимо найти в коробке и положить перед собой в одну линию. Положите, пожалуйста, перед собой:

Большой толстый красный прямоугольник.

Большой толстый желтый квадрат.

Большой толстый синий треугольник.

Большой толстый красный круг.

Большой толстый желтый круг.

Правила просты – каждому из вас нужно запомнить расположение фигур, затем мама закрывает глаза, а ребенок меняет две фигуры местами, мама открывает глаза и угадывает какие фигуры играли в прятки. Затем меняется местами – мама изменяет расположение фигур, а ребенок угадывает.

(звучит музыка, родители и дети играют в предложенную игру)

Ребята, вам понравилась игра? Замечательно!

Вы знаете, фигурам очень нравится, когда вы их берете в руки, им спокойно и тепло в ваших ладошках. Предлагаю их порадовать, выберите две фигуры, одну положите маме в ладошку, а другую возьмите себе и вместе выходите к Коржику, образуйте один большой, дружный круг.

(родители и дети встают в круг)

Поиграем в игру «Салют». Сейчас мы будем двигаться под музыку, танцевать, как только вы услышите сигнал «Загорелись огоньки красного цвета» все, у кого фигуры красного цвета поднимают руку с фигурой вверх, а остальные садятся на корточки. Будьте внимательны.

Молодцы, проходите на свои места, Коржик, а что это у тебя такое?

Коржик: Это кубик для интересной игры «Найди фигуру».

Педагог-психолог: Замечательная игра, сейчас все ребята подойдут ко мне, а мамы остаются на своих местах.

(дошкольники выходят и встают в круг)

Правила игры очень просты, но нужно быть внимательными. Сейчас мы по очереди будем бросать с вами кубик, после этого вам нужно будет вместе с мамой в коробке с блоками найти ту фигуру, которая выпадет на стороне кубика, оставить ее на столе и вернуться ко мне в круг. Задание понятно, тогда начнем…

Коржик: Молодцы! Вместе с мамами вы все без ошибок нашли нужные фигуры. Проходите, занимайте свои места.

Педагог - психолог: Ребята, а вы любите конструировать?  Знаете, Коржик сказал мне по секрету, что из блоков можно сконструировать различных животных. Хотели бы попробовать?

Для это нам понадобятся схемы, Коржик у тебя есть схемы?

Коржик: Да, вот, пожалуйста.

Педагог-психолог: Сейчас мы вам раздадим схемы, постарайтесь с помощью блоков создать животных. А по завершению устроим выставку. Готовы? Тогда можно начинать.

Какие очаровательные животные у вас получились.  (Имя ребенка), какое животное вместе с мамой сделал ты? ...

Перелагаю ребятам встать и посмотреть животных которые получились у ваших друзей. (обмен впечатлениями)

Коржик: У вас мне так хорошо, но мне пора возвращаться в сказочную страну.

Педагог-психолог: Коржик, спасибо тебе большое, ты научил нас новым интересным играм. Ребята, вам понравились новые игры?  

Скажем дружно спасибо Коржику, а как можно еще его поблагодарить? (родители вместе с детьми благодарят Коржика)

Ребята, а кроме Коржика кому еще сегодня нужно сказать спасибо? Мамам, за то, что они играли вместе с вами – обнимите и поцелуйте своих дорогих мам.

А теперь поможем Коржику вернуться домой:

Коржику рукой помашем

Вместе с мамой дружно спляшем

Скажем вместе 1,2,3

Коржик домой иди!

(Коржик уходит)

Педагог-психолог: Уважаемые ребята, родители вы сегодня совершили настоящее чудо, поделитесь, пожалуйста впечатлениями о сегодняшнем вечере?

Мне было приятно провести этот вечер с вами, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и активное участие в нашем семейном клубе.

Развивайтесь, создавайте благоприятные условия для развития ваших детей, используйте инновационные игровые технологии. Вместе – мы можем намного больше!

Спасибо за участие, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА "ЛИЦЕЙ"ТЕМА: "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"

Данная встреча,  акцентирует внимание родителей и детей на величайшее значение искусства,  в формировании чувств патриотизма и уважения к истории русской армии....

Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»

Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"

Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры.  В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения  внутреннего мира своих детей  через...