Заседание семейного клуба "Содружество"
консультация по психологии
Материал полезен педагогам-психологам ДОУ, воспитателям и иным специалистам сопровождения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание семейного клуба «Содружество»
Тема: Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для расширения психолого-педагогических знаний родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.
Задачи:
- раскрыть понятие «познавательная активность», систематизировать и расширить знания родителей (законных представителей) об особенностях формирования познавательной активности дошкольников;
- содействовать осознанию родителями их роли в процессе формирования и развития познавательной активности дошкольников;
- познакомить участников заседания с инновационным учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша»;
- систематизировать и расширить знания воспитанников о сенсорных эталонах;
- способствовать гармонизации и укреплению детско-родительских отношений;
- развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы дошкольников;
- воспитывать у участников уважительное, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, телевизор, 10 комплектов «Логических блоков Дьенеша», музыкальная колонка, модульный куб с изображением геометрических фигур на сторонах, карточки-схемы «Животные», медали (сувениры).
Ход мероприятия
Теоретическая часть заседания
(звучит спокойная музыка, родители заходят в зал и встают в круг)
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на заседании нашего семейного клуба «Содружество». Тема заседания «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста», тема на сегодняшний день достаточно актуальная, важная и значимая.
Прежде чем перейти к рассмотрению теоретических вопросов данной темы, я предлагаю поближе друг с другом познакомиться и настроиться на сотрудничество и взаимодействие. Выполним упражнение «Знакомство». Каждому из вас необходимо представиться: назвать свое имя (отчество) и на первую букву своего имени назвать человеческое качество, которое вы бы хотели, чтобы было сформировано у вашего ребенка в ближайшее время, в ближайшем будущем. Если затрудняетесь назвать качество ориентируясь на первую букву, то назовите любое желаемое качество.
Я начну, продолжим по часовой стрелке. Меня зовут Мария Александровна – мудрость.
(родители по очереди выполняют предложенное задание)
Спасибо, мысли материальны, поэтому я думаю, что все те, качества, которые вы сейчас произнесли будут сформированы у ваших детей, но еще также нужно помнить о том, что для достижения желаемого, необходимо прилагать определенные усилия, действовать.
(педагог-психолог приглашает родителей присесть на стулья и обратить внимание на экран – презентация «Познавательная активность дошкольников»)
Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики и психологии, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к знаниям и учению. Она отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действий к накоплению, расширению знаний и кругозора. Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Не секрет, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является – игра.
Именно в игре происходит развитее познавательной активности. Главное преимущество игры перед другим видом деятельности заключается в том, что ребёнок подчиняется определённым правилам, выполнение этих правил приносит ребёнку максимальное удовольствие. Его поведение становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитее всех психических процессов.
Уважаемые родители, какой вывод мы можем сделать из вышесказанного? (ответы родителей).
Познавательную активность необходимо развивать у дошкольника посредством игровой деятельности. При этом задача родителей — помочь дошкольнику развивать познавательную активность через игру, научить его играть, превратить скучное занятие в увлекательную игру.
Вашему вниманию представлю несколько рекомендаций, как это можно делать:
- Учитывать жизненный опыт ребёнка. Игровые ситуации будут интересны, если во время игры использовать наглядные средства и вовлекать ребёнка в практическую деятельность.
- Играть в игры, которые расширяют кругозор и развивают речь. Например, можно использовать «Волшебную корзину», где ребёнок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках.
- Вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции. Нужно хвалить его, поддерживать любую инициативу.
- Включать познавательные элементы в сюжет игры. Для этого можно использовать развивающие игровые материалы.
- Проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице. Например, можно экспериментировать с красками, смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки.
- Чаще водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с универсальным учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», с помощью которого можно создать благоприятные условия для развития познавательной активности дошкольников.
Уважаемые родители, перед вами на столах логические блоки Дьенеша, откройте коробку и рассмотрите учебно-игровой материал. Я буду рассказывать о нем, а вы можете в это время знакомиться исследовать его.
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- цветом - красные, желтые, синие;
- размером - большие и маленькие;
- толщиной – толстые и тонкие.
12 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.
Специально организованные игры и игровые ситуации с логическими блоками Дьенеша способствуют развитию и формированию:
- познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения и речи;
- сенсорных эталонов, пространственных представлений;
- игровой и коммуникативной деятельности дошкольников;
- элементарных математических представлений;
- мелкой моторики и тактильных ощущений.
Помимо самих блоков существуют всевозможные альбомы и пособия. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Как вы думаете, ваши дети захотели бы поиграть с блоками? Смогли бы мы с помощью блоков активизировать познавательную активность дошкольников?
Давайте проверим, настало время для совместного досуга, сейчас я приглашу к нам наших детей.
Практическая часть заседания
(педагог-психолог приглашает родителей и детей образовать круг)
Педагог-психолог: Уважаемые родители, ребята, вы верите в чудеса?
Знаете, сегодня необычный день, сегодня каждый человек, который находится в нашем детском саду – наделен невероятными способностями. Да, да сегодня вы все можете совершить – чудо. Верите мне?
Предлагаю это проверить, я знаю, что вам ребята нравится смотреть мультфильм «Три кота», верно?
Давайте прямо сейчас пригласим к нам в гости одно из героев мультфильма…, например, Коржика.
Но для этого нужно:
Крепко мамочку обнять,
Так немножко постоять
Вместе с мамой покружиться
А потом остановиться
Поцелуй ей подарить
Хорошо с мамой дружить.
Чудо-чудо-сотворись, Коржик к нам скорей явись.
(Все участники вместе произносят фразу …Чудо-чудо-сотворись, Коржик к нам скорей явись. Выходит, Коржик)
Коржик: Вот это да…чудеса…в гости к вам попал друзья
Вы меня здесь ждали и наверно заскучали.
Предлагаю время не терять, а играть скорей начать.
Педагог-психолог: Коржик в дошкольном учреждении и ребята ежедневно играют в различные игры, они всегда ждут чего-то нового, может ты научишь нас играть в новые игры?
Коржик: Это я могу. Проходите за столы, садитесь на стульчики, я сейчас вам все расскажу.
(родители с детьми садятся на стульчики за столы)
Сегодня я познакомлю вас с загадочными игровыми блоками – блоками Дьенеша, посмотрите какие они яркие, красивы. Только нужно запомнить важное правило – каждый блок, каждая геометрическая фигура живет в своем домике – из какой коробочки взяли блок в ту и положили. Договорились?
Педагог - психолог: Замечательно, Коржик. А я тебе помогу, ведь я уже знакома с этими игровыми наборами и знаю, как можно с ними поиграть.
Для начала познакомимся с наборами, проходите за столы, присаживайтесь. У вас на столах коробки, откройте и внимательно рассмотрите фигуры.
Ребята, фигуры все одинаковые?
А чем они отличаются друг от друга? (дошкольники совместно с родителями анализируют фигуры)
Молодцы, вы очень внимательные!
Коржик: Предлагаю поиграть в игру «Забавные прятки»
Педагог-психолог: Отличная игра для начала – уважаемые ребята, родители, сейчас я буду называть блоки, которые вам необходимо найти в коробке и положить перед собой в одну линию. Положите, пожалуйста, перед собой:
Большой толстый красный прямоугольник.
Большой толстый желтый квадрат.
Большой толстый синий треугольник.
Большой толстый красный круг.
Большой толстый желтый круг.
Правила просты – каждому из вас нужно запомнить расположение фигур, затем мама закрывает глаза, а ребенок меняет две фигуры местами, мама открывает глаза и угадывает какие фигуры играли в прятки. Затем меняется местами – мама изменяет расположение фигур, а ребенок угадывает.
(звучит музыка, родители и дети играют в предложенную игру)
Ребята, вам понравилась игра? Замечательно!
Вы знаете, фигурам очень нравится, когда вы их берете в руки, им спокойно и тепло в ваших ладошках. Предлагаю их порадовать, выберите две фигуры, одну положите маме в ладошку, а другую возьмите себе и вместе выходите к Коржику, образуйте один большой, дружный круг.
(родители и дети встают в круг)
Поиграем в игру «Салют». Сейчас мы будем двигаться под музыку, танцевать, как только вы услышите сигнал «Загорелись огоньки красного цвета» все, у кого фигуры красного цвета поднимают руку с фигурой вверх, а остальные садятся на корточки. Будьте внимательны.
Молодцы, проходите на свои места, Коржик, а что это у тебя такое?
Коржик: Это кубик для интересной игры «Найди фигуру».
Педагог-психолог: Замечательная игра, сейчас все ребята подойдут ко мне, а мамы остаются на своих местах.
(дошкольники выходят и встают в круг)
Правила игры очень просты, но нужно быть внимательными. Сейчас мы по очереди будем бросать с вами кубик, после этого вам нужно будет вместе с мамой в коробке с блоками найти ту фигуру, которая выпадет на стороне кубика, оставить ее на столе и вернуться ко мне в круг. Задание понятно, тогда начнем…
Коржик: Молодцы! Вместе с мамами вы все без ошибок нашли нужные фигуры. Проходите, занимайте свои места.
Педагог - психолог: Ребята, а вы любите конструировать? Знаете, Коржик сказал мне по секрету, что из блоков можно сконструировать различных животных. Хотели бы попробовать?
Для это нам понадобятся схемы, Коржик у тебя есть схемы?
Коржик: Да, вот, пожалуйста.
Педагог-психолог: Сейчас мы вам раздадим схемы, постарайтесь с помощью блоков создать животных. А по завершению устроим выставку. Готовы? Тогда можно начинать.
Какие очаровательные животные у вас получились. (Имя ребенка), какое животное вместе с мамой сделал ты? ...
Перелагаю ребятам встать и посмотреть животных которые получились у ваших друзей. (обмен впечатлениями)
Коржик: У вас мне так хорошо, но мне пора возвращаться в сказочную страну.
Педагог-психолог: Коржик, спасибо тебе большое, ты научил нас новым интересным играм. Ребята, вам понравились новые игры?
Скажем дружно спасибо Коржику, а как можно еще его поблагодарить? (родители вместе с детьми благодарят Коржика)
Ребята, а кроме Коржика кому еще сегодня нужно сказать спасибо? Мамам, за то, что они играли вместе с вами – обнимите и поцелуйте своих дорогих мам.
А теперь поможем Коржику вернуться домой:
Коржику рукой помашем
Вместе с мамой дружно спляшем
Скажем вместе 1,2,3
Коржик домой иди!
(Коржик уходит)
Педагог-психолог: Уважаемые ребята, родители вы сегодня совершили настоящее чудо, поделитесь, пожалуйста впечатлениями о сегодняшнем вечере?
Мне было приятно провести этот вечер с вами, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и активное участие в нашем семейном клубе.
Развивайтесь, создавайте благоприятные условия для развития ваших детей, используйте инновационные игровые технологии. Вместе – мы можем намного больше!
Спасибо за участие, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА "ЛИЦЕЙ"ТЕМА: "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"
Данная встреча, акцентирует внимание родителей и детей на величайшее значение искусства, в формировании чувств патриотизма и уважения к истории русской армии....
Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»
Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"
Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....
Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)
Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"
Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры. В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через...

