Основные типы детско-родительских отношений
консультация по психологии

Влияние семьи на развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_tipy_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

        Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.

Основные типы детско-родительских отношений

1.Авторитарный тип

        В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений: ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;

у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;

ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;

В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;

вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;

став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

2. Гиперопекающий тип

        Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;

они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;

до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;

он станет инфантильно - потребительски относится к миру;

будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;

ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.

3.Гипоопекающий тип

        Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;

ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

4. Демократический тип

        Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;

отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;

родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребёнок:

вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Типы детско-родительских отношений

Консультация педагога-психолога...

Определение типа детско-родительских отношений

Анкета для родителей "Определение типа детско-родительских отношений "...

консультация для родителей " Типы детско-родительских отношений"

как тип детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка ....

Типы детско- родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние н...

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»

laquo;Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»  Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию  эффективности взаимодейств...