Основные типы детско-родительских отношений
консультация по психологии
Влияние семьи на развитие ребенка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.
Основные типы детско-родительских отношений
1.Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.
При таком стиле детско-родительских отношений: ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;
В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:
при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
2. Гиперопекающий тип
Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;
он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.
3.Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительских отношений:
родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.
4. Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребёнок:
вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Определение типа детско-родительских отношений
Анкета для родителей "Определение типа детско-родительских отношений "...

консультация для родителей " Типы детско-родительских отношений"
как тип детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка ....
Типы детско- родительских отношений
Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние н...

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»
laquo;Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.» Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию эффективности взаимодейств...
