Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО."Изучаем пространство"
презентация по психологии

Терентьева Наталия Владимировна

Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка

Что такое пространственные представления?

Специалисты, работающие с детьми и активно занимаю­щиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами:

*почему ребенку с хорошей памятью с трудом удается запомнить времена года и последовательность меся­цев в году?
*почему возникают трудности при определении вре­мени по часам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_prostranstvo.pptx122.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучаем пространство

Слайд 2

Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка Что такое пространственные представления ? Специалисты, работающие с детьми и активно занимаю­щиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами : почему ребенку с хорошей памятью с трудом удается запомнить времена года и последовательность меся­цев в году? почему возникают трудности при определении вре­мени по часам ?

Слайд 3

как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука? почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально? почему при письме заезжает за поля? почему никак не может понять условие задачи ? и т.д. Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Что же такое пространственные представления и зачем они нужны?

Слайд 4

Пространственные представления — это представ­ления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе , он должен сво­бодно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями .

Слайд 5

Пространственные пред­ставления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам , которые осно­ваны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их простран­ственных взаимосвязей .

Слайд 6

При изучении математики пространственные представ­ления нам нужны для: понимания разрядного строения числа (15 и 51 разли­чаются только местом входящих в их состав цифр); понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже); правильного, не зеркального, написания простран­ственно сходных цифр («6» и «9»); определения направления вектора счетных операций (сложение-вычитание);

Слайд 7

понимания условий задачи : часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных, вхо­дящих в ее состав условий (например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше»); осуществления операций с отрицательными числами , условием которых является направление производи­мой операции; работы с многозначными числами , где значение каж­дой цифры определяется ее местом (разрядом).

Слайд 8

Для полноценного овладения чтением и письмом также необходимы пространственные представления . От них зависят: графически-пространственный образ буквы ( например , правильное написание и узнавание прописных букв «б» и «д», которые отличаются только положением крючочка — вверх или вниз; « ш», «и» (сколько «крючочков» — два или три); правильное , не зеркальное написание — например, буквы «э», «з», «с»);

Слайд 9

- взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов ( правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове ); - пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста (« Я позавтракал после того, как прочел рассказ. Что я сделал раньше?») и т.д.

Слайд 10

У детей с неполной сформированностью пространствен­ных представлений обычно можно наблюдать беспорядок в тетрадях : они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с пред­логом ( например, « наполу » или « надстолом »), не соблюдают правил переноса .

Слайд 11

не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления : обуваясь, отличить правый ботинок от левого ; заправляя кровать, положить одеяло вдоль, а не попе­рек ; перемещаясь в пространстве, не задевать мебель, углы и дверные косяки .

Слайд 12

Восприятие и переработка пространственных характе­ристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения . Вме­сте с тем, они же являются важнейшим и необходимым условием адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, рас­положенных относительно друг друга; явлений , следующих одно за другим ; слов , объединенных во фразы и опреде­ленным образом расположенных в них.

Слайд 13

Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих : реальное пространство окружающей сред ы , аналогичные ему представления о пространстве во внутрен­нем плане и так называемое квазипространство

Слайд 14

( Это пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов . Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания , которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-грамматические конструкции , сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами), которому нет аналогов в реальном мире .

Слайд 15

Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно . По некоторым данным процесс становления пространственных представлений завершается к 14 годам .

Слайд 16

Формирование пространственных представлений свя­зано с использованием разных систем ориентации в про­странстве ( видимом и воображаемом ). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела . Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двига­тельной активности в реальном, жизненном пространстве .

Слайд 17

Сначала у ребенка начинает формироваться представле­ние о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к соб­ственному телу , которое происходит через ощущения напря­жения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым.

Слайд 18

Ребенок начинает понимать, что озна­чает «быстрее», «вверху», «рядом », только после того, как это поймет его тело , то есть вследствие превращения телесно­гностического пространства в зрительно-гностическое . Когда малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему .

Слайд 19

В книге отечественного психолога Л.С . Выготского «Мышле­ние и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформи­руются ощущения». А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства .

Слайд 20

Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с неполной сформированностью простран­ственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собствен­ного тела , таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в про­странстве .

Слайд 21

С появлением речи становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений и понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.п. сначала по отно­шению к себе , а потом по отношению к другим объектам.

Слайд 22

С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко » восприя­тие пространства поднимается на новый качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются простран­ственные представления .

Слайд 23

На следующем этап е ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды , но и в схематичном пространстве, например , в пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх » может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально .

Слайд 24

Последний этап формирования пространственных представлений вклю­чает в себя ориентацию в так называемом квазипространстве , которое понимается как некоторая упорядоченность в систе­мах знаков и символов .

Слайд 25

Например , нотная запись, представле­ния о времени, понимание логико-грамматических конструк­ций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос: «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»). Понимание квазипространственных отношений также помо­гает понять смысл художественных текстов.

Слайд 26

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодей­ствуют между собой . Пространственные представления имеют большое зна­чение для формирования практически всех высших психи­ческих функций: праксиса (адекватно координируемое дей­ствие, сопровождающееся развернутым контролем), гнозиса (процесс опознания стимулов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Слайд 27

Например , какую роль играет пространственный фак­тор при запоминании ? Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы так или иначе отдаем себе отчет в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы ее из своей памяти совсем не так, как извлекаются вслепую «бочонки» из мешочка при игре в лото . Выбирая нужную информацию , мы должны попасть в определенную точку пространства своей памяти .

Слайд 28

Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия . Не секрет, что для получения более полной картины восприятия лучше потрогать вос­принимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему .

Слайд 29

У детей тактильно-пространственное восприятие представ­лено в жизни довольно интенсивно. Например , из логопе­дической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв .

Слайд 30

И еще один пример важности взаимосвязи различных пси­хических функций . В одном эксперименте животных обучали передвигаться по пространству лабиринта, в конце которого они получали пищ у. Обучение этой пространственной задаче ( выбор наиболее короткого и быстрого пути в запутанной схеме лаби ринта) оказалось невозможным для тех животных, которых экспериментаторы возили по лабиринту в тележке.

Слайд 31

Таким образом, одного только зрительного анализатора ока­залось недостаточно для обучения подобным задачам . Этот пример вполне применим к развитию и обучению ребенка.

Слайд 32

При чем здесь нейропсихология? Эта наука изучает мозговую организацию психических функций ; исследует , какие зоны мозга работают при осу­ществлении различных психических функций, например , когда человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книжку, пишет письмо и т.п.

Слайд 33

Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей. Например , ребенок никак не может запомнить последовательность месяцев в году, ответить на вопрос, что бывает раньше — весна или лето, и родители, приведя ребенка к специалисту, жалуются на плохую память : « Мы сто раз уже все это учили и никакого результата ».

Слайд 34

С помощью нейропсихологической диагно­стики удается определить , что действительной причиной трудностей является неполная сформированность отде­лов головного мозга , обеспечивающих пространственно- временной анализ и синтез , а вовсе не слабая память, как изначально казалось родителям .

Слайд 35

Кроме того, ребенок с нор­мальным слухом, зрением и интеллектом может испытывать трудности в письме, в чтении и в изучении математики из-за неполной сформированности пространственных представ­лений.

Слайд 36

Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга , являющейся областью перекрытия отделов мозга по переработке информации зрительной, слуховой и тактильной модальности .

Слайд 37

Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных пространственных синтезов, объединяя работу нескольких анализаторов . Ориентация в пространстве , правильная организации действия в пространстве — сложные процессы , в которых: участвуют как правое, так и левое полушарие .

Слайд 38

Базисные, рано формирующиеся функции связаны с работой правого полушария . От него зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами , возможность объединить в одно целое и запомнит общее взаиморасположение частей, процессы пространственного гнозиса и праксиса , не связанные с речевой системой.

Слайд 39

Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием . Несформированность внутренних квазипространственных синтезов выражается в сложности понимания логико-грамматических структур в речи , в трудности овладения счетными операциями (например, операции с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом); операции с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции ).

Слайд 40

Недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций неизбежно приводит к существенном нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов. В связи со всем вышесказанным становится очевидной важность своевременной квалифицированной помощь которую может оказать ребенку нейропсихолог или клинический психолог, а также психолог обладающий необходимым уровнем знаний.

Слайд 41

От точности определения причин тех или иных трудностей, возникающих у ребенка, зависит правильность и эффективность дальнейших коррекционно-развивающих мероприятий . Поскольку, как вы могли убедиться на описанных примерах , у раз­ных причин могут быть очень похожие следствия .

Слайд 42

Нейропсихология всегда была и есть и будет практической наукой. Используя теоре­тические основы, создаются практические методики, помо­гающие формированию и развитию пространственных представлений . ( например, модификации игр и заданий разных авторов (А.А. Цыганок, А.Е. Соболева, Л.Я. Шкоп , Н.В. Пономарева, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.В. Гатанова , Е.Г. Лунина и др.). Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...

Работа педагога-психолога с молодыми воспитателями в ДОУ

Данный материал - отчёт о работе  педагога-психолога с молодыми воспитателями  в МБДОУ № 75 г Владикавказ. Здесь и постановка целей и задач работы, план работы, краткое описание приёмов и уп...

Проект педагога-психолога "Ребёнок-дошкольник в современном информационном пространстве" (схема реализации, памятки, буклеты, листовки)

   Только совместная деятельность субъектов образовательного процесса способна дать положительные результаты в обеспечении информационной безопасности, консолидировать ресурсы для фор...

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Развиваем внимание"

КАК УСТРОЕНО ВНИМАНИЕЧто такое внимание?«Без внимания для духа ничего нет...внимание образует поэтому начало образования».Гегель  «Будь внимательнее!» — эта магическ...

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Нарушение внимания"

Какими же бывают нарушения внимания?Можно выделить три основных фактора, каждый из которых по-своему влияет на процессы внимания и определяет специфику его нарушения или недостаточной сформированности...

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Изучаем пространство"

Что такое пространственные представления?Специалисты, работающие с детьми и активно занимаю­щиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами:*почему ребе...