Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО."Изучаем пространство"
презентация по психологии
Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка
Что такое пространственные представления?
Специалисты, работающие с детьми и активно занимающиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка Что такое пространственные представления ? Специалисты, работающие с детьми и активно занимающиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами : почему ребенку с хорошей памятью с трудом удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году? почему возникают трудности при определении времени по часам ?
как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука? почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально? почему при письме заезжает за поля? почему никак не может понять условие задачи ? и т.д. Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Что же такое пространственные представления и зачем они нужны?
Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе , он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями .
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам , которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей .
При изучении математики пространственные представления нам нужны для: понимания разрядного строения числа (15 и 51 различаются только местом входящих в их состав цифр); понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже); правильного, не зеркального, написания пространственно сходных цифр («6» и «9»); определения направления вектора счетных операций (сложение-вычитание);
понимания условий задачи : часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных, входящих в ее состав условий (например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше»); осуществления операций с отрицательными числами , условием которых является направление производимой операции; работы с многозначными числами , где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом).
Для полноценного овладения чтением и письмом также необходимы пространственные представления . От них зависят: графически-пространственный образ буквы ( например , правильное написание и узнавание прописных букв «б» и «д», которые отличаются только положением крючочка — вверх или вниз; « ш», «и» (сколько «крючочков» — два или три); правильное , не зеркальное написание — например, буквы «э», «з», «с»);
- взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов ( правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове ); - пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста (« Я позавтракал после того, как прочел рассказ. Что я сделал раньше?») и т.д.
У детей с неполной сформированностью пространственных представлений обычно можно наблюдать беспорядок в тетрадях : они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом ( например, « наполу » или « надстолом »), не соблюдают правил переноса .
не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления : обуваясь, отличить правый ботинок от левого ; заправляя кровать, положить одеяло вдоль, а не поперек ; перемещаясь в пространстве, не задевать мебель, углы и дверные косяки .
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения . Вместе с тем, они же являются важнейшим и необходимым условием адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга; явлений , следующих одно за другим ; слов , объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них.
Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих : реальное пространство окружающей сред ы , аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство
( Это пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов . Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания , которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-грамматические конструкции , сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами), которому нет аналогов в реальном мире .
Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно . По некоторым данным процесс становления пространственных представлений завершается к 14 годам .
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве ( видимом и воображаемом ). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела . Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве .
Сначала у ребенка начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу , которое происходит через ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым.
Ребенок начинает понимать, что означает «быстрее», «вверху», «рядом », только после того, как это поймет его тело , то есть вследствие превращения телесногностического пространства в зрительно-гностическое . Когда малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему .
В книге отечественного психолога Л.С . Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства .
Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с неполной сформированностью пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела , таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве .
С появлением речи становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений и понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.п. сначала по отношению к себе , а потом по отношению к другим объектам.
С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко » восприятие пространства поднимается на новый качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются пространственные представления .
На следующем этап е ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды , но и в схематичном пространстве, например , в пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх » может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально .
Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квазипространстве , которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов .
Например , нотная запись, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос: «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»). Понимание квазипространственных отношений также помогает понять смысл художественных текстов.
Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой . Пространственные представления имеют большое значение для формирования практически всех высших психических функций: праксиса (адекватно координируемое действие, сопровождающееся развернутым контролем), гнозиса (процесс опознания стимулов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.
Например , какую роль играет пространственный фактор при запоминании ? Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы так или иначе отдаем себе отчет в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы ее из своей памяти совсем не так, как извлекаются вслепую «бочонки» из мешочка при игре в лото . Выбирая нужную информацию , мы должны попасть в определенную точку пространства своей памяти .
Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия . Не секрет, что для получения более полной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему .
У детей тактильно-пространственное восприятие представлено в жизни довольно интенсивно. Например , из логопедической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв .
И еще один пример важности взаимосвязи различных психических функций . В одном эксперименте животных обучали передвигаться по пространству лабиринта, в конце которого они получали пищ у. Обучение этой пространственной задаче ( выбор наиболее короткого и быстрого пути в запутанной схеме лаби ринта) оказалось невозможным для тех животных, которых экспериментаторы возили по лабиринту в тележке.
Таким образом, одного только зрительного анализатора оказалось недостаточно для обучения подобным задачам . Этот пример вполне применим к развитию и обучению ребенка.
При чем здесь нейропсихология? Эта наука изучает мозговую организацию психических функций ; исследует , какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций, например , когда человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книжку, пишет письмо и т.п.
Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей. Например , ребенок никак не может запомнить последовательность месяцев в году, ответить на вопрос, что бывает раньше — весна или лето, и родители, приведя ребенка к специалисту, жалуются на плохую память : « Мы сто раз уже все это учили и никакого результата ».
С помощью нейропсихологической диагностики удается определить , что действительной причиной трудностей является неполная сформированность отделов головного мозга , обеспечивающих пространственно- временной анализ и синтез , а вовсе не слабая память, как изначально казалось родителям .
Кроме того, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может испытывать трудности в письме, в чтении и в изучении математики из-за неполной сформированности пространственных представлений.
Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга , являющейся областью перекрытия отделов мозга по переработке информации зрительной, слуховой и тактильной модальности .
Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных пространственных синтезов, объединяя работу нескольких анализаторов . Ориентация в пространстве , правильная организации действия в пространстве — сложные процессы , в которых: участвуют как правое, так и левое полушарие .
Базисные, рано формирующиеся функции связаны с работой правого полушария . От него зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами , возможность объединить в одно целое и запомнит общее взаиморасположение частей, процессы пространственного гнозиса и праксиса , не связанные с речевой системой.
Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием . Несформированность внутренних квазипространственных синтезов выражается в сложности понимания логико-грамматических структур в речи , в трудности овладения счетными операциями (например, операции с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом); операции с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции ).
Недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций неизбежно приводит к существенном нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов. В связи со всем вышесказанным становится очевидной важность своевременной квалифицированной помощь которую может оказать ребенку нейропсихолог или клинический психолог, а также психолог обладающий необходимым уровнем знаний.
От точности определения причин тех или иных трудностей, возникающих у ребенка, зависит правильность и эффективность дальнейших коррекционно-развивающих мероприятий . Поскольку, как вы могли убедиться на описанных примерах , у разных причин могут быть очень похожие следствия .
Нейропсихология всегда была и есть и будет практической наукой. Используя теоретические основы, создаются практические методики, помогающие формированию и развитию пространственных представлений . ( например, модификации игр и заданий разных авторов (А.А. Цыганок, А.Е. Соболева, Л.Я. Шкоп , Н.В. Пономарева, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.В. Гатанова , Е.Г. Лунина и др.). Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...

Работа педагога-психолога с молодыми воспитателями в ДОУ
Данный материал - отчёт о работе педагога-психолога с молодыми воспитателями в МБДОУ № 75 г Владикавказ. Здесь и постановка целей и задач работы, план работы, краткое описание приёмов и уп...

Проект педагога-психолога "Ребёнок-дошкольник в современном информационном пространстве" (схема реализации, памятки, буклеты, листовки)
Только совместная деятельность субъектов образовательного процесса способна дать положительные результаты в обеспечении информационной безопасности, консолидировать ресурсы для фор...

Образовательный проект "Использование степ-платформы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога, взаимодействие с воспитателями"
https://cloud.mail.ru/public/2cZQ/5xBwwagBN -с видео материалом вы можете познакомиться пройдя по ссылке....

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Развиваем внимание"
КАК УСТРОЕНО ВНИМАНИЕЧто такое внимание?«Без внимания для духа ничего нет...внимание образует поэтому начало образования».Гегель «Будь внимательнее!» — эта магическ...

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Нарушение внимания"
Какими же бывают нарушения внимания?Можно выделить три основных фактора, каждый из которых по-своему влияет на процессы внимания и определяет специфику его нарушения или недостаточной сформированности...

Презентация для педагогов-психологов и воспитателей ДОО "Изучаем пространство"
Что такое пространственные представления?Специалисты, работающие с детьми и активно занимающиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами:*почему ребе...
