План по самообразованию "Использование методов арт-терапии в работе в ДОУ"
календарно-тематическое планирование по психологии

Сажина Евгения Васильевна

      Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми и взрослыми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью

лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения что, несомненно, является преимуществом применения этого метода в работе с дошкольниками.

    В работе с педагогами арт-терапия прекрасный помощник. Она создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида

         

 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 педагога-психолога

Сажиной Евгении Васильевны

Тема: «Использование методов арт-терапии в работе в ДОУ»

Срок реализации: 2024 - 2025 учебный год

г. Верхняя Салда, 2024 г.

Актуальность

        Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми и взрослыми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно детям с ТНР. У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедностиэмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

        Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью

лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения что, несомненно, является преимуществом применения этого метода в работе с дошкольниками. Поэтому данная тема самообразования на мой взгляд является актуальной для изучения педагогом-психологом детского сада. Это позволит расширить практический инструментарий педагога-психолога в работе с детьми.

        Но и в работе с педагогами арт-терапия прекрасный помощник. Она создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

        Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное — разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в общении;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

Цель самообразования: повышение уровня компетентности в вопросе применения метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста и педагогами ДОУ.

Задачи самообразования:

  1. Повышение теоретических знаний по теме самообразования.
  2. Отработка практических навыков и умений применения метода арт-терапии.
  3. Систематизация накопленного опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

- расширение круга познавательных интересов детей с ОВЗ;

- снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности детей с ОВЗ.

- уменьшение факторов социально-психологической напряженности родителей;

- раскрытие творческого потенциала педагога, высвобождение его скрытых энергетических резервов.

Планирование работы педагога-психолога по самообразованию

№ п/п

Направление работы по самообразованию

Содержание работы

Форма презентации

Сроки выполнения

1

Изучение профессиональной литературы по теме самообразования

  1. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Ростов – н/Д., 2013 г.
  2. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб., 2008г.
  3. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007г.
  4. Овчаров О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. –М., 2005г.
  5. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.М: «Психотерапия». 2011г.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:Академия развития,1996.
  7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  8. . Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой  психического развития"
  9. Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003.
  10. Иванов И. «Энциклопедия коллективных творческих дел». — М., 2009.
  11. Неретина , Т . Г., Клевесенкова С. В. «Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе» : 2013.
  12. 4. Шевченко, М. А. «Я рисую успех и здоровье» . Арт - терапия для всех, 2007.
  • Интернет-ресурсы

-

В течение учебного года

2

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии

Прослушивание вебинара по теме:

«Арт-терапия в работе психолога в ДОУ»

Свидетельство

Октябрь 2024г.

3

Пополнение предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога

Разработка методического пособия: «Картотека арт-терапевтических упражнений для работы с детьми с ТНР в подготовительной группе и педагогами»

Картотека

Ноябрь 2024-январь2025

4

Работа с детьми

Разработка и проведение группового занятия по арт-терапии для детей с ТНР в подготовительной группе

Конспект занятия

Февраль 2025г.

5

Работа с родителями

Изготовление и направление в родительские чаты консультаций «Арт-терапия для детей и взрослых»

Консультации

Декабрь 2024

6

Анализ проделанной работы в рамках самообразования

Написание отчёта. Выступление на презентации для педагогов: «Использование методов арт-терапии в работе в ДОУ»;

Презентация

Май 2025г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением методов светопесочной терапии в работе со старшими дошкольниками

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства и успешный перехо...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»

Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Индивидуальный план профессионального развития «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»

                     - способствовать предупреждению и коррекции познавательного, социально – коммуникативного и личностного ра...

План по самообразованию на тему "Использование метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста»

   Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми любого возраста. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чув...

Индивидуальный план профессионального развития «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»

- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - изучение и применение передовых психолого-педагогических методик, новейших дости...