Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами
консультация по психологии

Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vzaimodeystviya_pedagoga-psihologa.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами

Составила педагог-психолог

Механикова В.В.

Пгт. Пряжа 2019 г.


Взаимосвязь педагога-психолога и специалистов ДОУ


Взаимодействие педагога-психолога и музыкально руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. Коррекционно-развивающее;
  2. Информационно-консультативное.

Направления педагога-психолога с музыкальным руководителей ДОУ

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
  2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышения внимания детей при выполнении упражнений на активацию дыхания и голоса для детей с нарушением речи)
  3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
  4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка;
  5. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программы развлечений и досуга, распределения и участие ролей;
  6. Участвует в сопровождении детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
  7. Участвует в мероприятия, в различных ролях;


Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ осуществляется по двум направлениям:

  1. Коррекционно-развивающее;
  2. Информационно-консультативное.

Направления деятельности педагога-психолога и воспитателя:

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям;
  2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
  3. Организует и проводит консультации по вопросам развития детей;
  4. Оказывает помощь воспитателям в разработке ИОМ;
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферы у детей;
  6. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя;
  7. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий;
  8. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе.


Взаимодействие педагога-психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ осуществляется по двум направлениям:

  1. Коррекционно-развивающее;
  2. Информационно-консультативное.

Направления деятельности педагога-психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ:

  1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию;
  2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
  3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений;
  4. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития состояния общей, мелкой моторики.



Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда осуществляется по двум направлениям:

  1. Коррекционно-развивающее;
  2. Информационно-консультативное.

Направления деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда:

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;
  2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с цель выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а так же особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  3. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  4. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений)

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

  1. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление педагога-психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы и консультации психолога;
  • психологические игры, упражнения, мастер-классы;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

  1. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • Уголок психолога;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

- «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

- и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...

Брошюра "система организации взаимодействия ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА со специалистами"

В брошюре даются схемы организации взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ОО....

"Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с воспитателем при подготовке ребенка на ПМПК»

quot;Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с воспитателем при подготовке ребенка на ПМПК"...

Инновационная форма взаимодействия педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта"

Инновационная форма взаимодействия  педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта" Одним из  инновационных форматов  ...

Выступление на ГМО педагогов-психологов " МОДЕРАЦИЯ - как один из способов взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУи родителями."

МОДЕРАЦИЯ (фасилитация) – эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса....