Профилактика тревожности у дошкольников. Трудности в работе с семьёй и воспитанниками с повышенным уровнем тревожности.
статья по психологии

Клецкова Светлана Николаевна

Доклад 

на межведомственном семинаре по вопросу обмена опытом при организации работы с несовершеннолетними обучающимися,

у которых при проведении диагностики выявлен повышенный уровень тревожности

«Тревога – это нормально. Ее отсутствие – это болезнь» -  профессор факультета психологии МГУ Д. Леонтьев.

Тревога помогает жить и адаптироваться в мире, где ничего нельзя знать заранее. Как говорил Гераклит: «Если ты не ожидаешь неожиданного, то не познаешь сокровенного». Поэтому нужно жить со своей тревогой в мире, принять ее, найти ей место и использовать ее с пользой (при переходе улицы, сдаче экзаменов и т. д.), не пытаться изгонять. Главное, чтобы сама тревога не вызывала тревоги. Наличие же повышенной тревожности мешает человеку в достижении поставленной цели, ведет к неблагополучию личности, неврозу, ухудшению здоровья.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_profilaktika_trevozhnosti_u_doshkolnikov.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на межведомственном семинаре по вопросу обмена опытом при организации работы с несовершеннолетними обучающимися, у которых при проведении диагностики выявлен повышенный уровень тревожности

Профилактика тревожности у дошкольников.

Трудности в работе с семьёй и воспитанниками с повышенным уровнем тревожности

Составитель:

Клецкова С.Н., педагог-психолог

«Тревога – это нормально. Ее отсутствие – это болезнь» -  профессор факультета психологии МГУ Д. Леонтьев.

Тревога помогает жить и адаптироваться в мире, где ничего нельзя знать заранее. Как говорил Гераклит: «Если ты не ожидаешь неожиданного, то не познаешь сокровенного». Поэтому нужно жить со своей тревогой в мире, принять ее, найти ей место и использовать ее с пользой (при переходе улицы, сдаче экзаменов и т. д.), не пытаться изгонять. Главное, чтобы сама тревога не вызывала тревоги. Наличие же повышенной тревожности мешает человеку в достижении поставленной цели, ведет к неблагополучию личности, неврозу, ухудшению здоровья.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Факторы, влияющие на возникновение повышенной тревожности у дошкольников

Стиль семейного воспитания. Усилению тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок привыкает к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка: ощущение несоответствия предъявляемым требованиям.

Неправильное воспитание можно рассматривать как решающий фактор, в формировании тревожных состояний у детей.

Выделяют три основных типа неправильного воспитания. Отвергающее, суть которого заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства. Гиперсоциализирующее, возникающее на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, его социального статуса и т.д. и проявляющееся в чрезмерной озабоченности будущим ребенка.

Эгоцентрическое, свойственное семьям с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих. 

Большое значение при развитии невротических симптомов играют внутрисемейные конфликты. В результате длительно существующего конфликта, у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, которое приводит к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.  Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка. 

Так же большое влияние на формирование тревожности оказывает количественный состав семьи, а также в полной или неполной семье растет ребенок.

Возраст родителей так же имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей дети более беспокойны, что отражает тревожность самих родителей.

Важнейшее место среди источников разнообразных психологических и личностных проблем, осложняющих развитие ребенка, занимает образовательное учреждение. Поэтому многими авторами уделяется особое внимание проблемам совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Некоторые авторы [Е.В. Новикова, 1987; В. А. Шустер, 1988] указывают на непосредственную связь стиля общения педагога с эмоционально гармоничным состоянием обучающегося.

Каждый педагог знает, что когда он стремится быть тонким, понимающим, пронзающим, когда он пытается создавать теплый психологический климат – обучающиеся «садятся на голову». Когда же он пытается поддерживать порядок, обеспечивать уровень дисциплины - теряется контакт с детьми. Найти здесь среднюю линию поведения очень трудно. Какими же характеристиками должны обладать подобного рода отношения? По мнению А.А. Крупенина и И.М. Крохиной, необходимо, чтобы взаимоотношения между педагогом и обучающимся обладали [А.А. Крупенин, И.М. Крохина, 1995]:

  • открытостью,
  • отсутствием манипуляций при ясности цели действий обеих сторон;
  • взаимозависимостью каждого участника педагогического процесса, в отличие от прежней, полной зависимости обучающегося, от  педагога;
  • возможностью удовлетворять основные межличностные потребности в группе.

Кроме того, педагог часто занимает доминирующую позицию, подавляя познавательную активность и инициативу обучающихся, рассматривая детей как обучаемые объекты, способствуя формированию и развитию дошкольных, дидактогенных неврозов, следствием которых является наличие высокого уровня тревожности у детей.

 Если педагог с демократическим стилем руководства не имеет по отношению к ребенку заведомо определенных и чаще всего негативных установок, то для педагога  с авторитарным стилем руководства они типичны и проявляются в наборе стереотипных оценок, решений и шаблонов поведения, который увеличивается со стажем работы педагога.       За внешним благополучием, часто достигаемым таким педагогом, скрываются изъяны, невротизирующие ребенка. Для педагога, выбирающего   авторитарный стиль общения, характерны эмоциональная закрытость в отношениях с воспитанниками, не развитость  перцептивных и коммуникативных   способностей,- все это может вызвать негативные эмоциональные состояния, болезненную психическую реакцию   у дошкольников и спровоцировать развитие дидактогении.

Таким образом, мы полагаем, что формирование и развитие тревожности у дошкольников является следствием нарушенных отношений в системе «детский сад- ребенок - семья».

Профилактика тревожности у дошкольников

Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка - дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

Одним из первых шагов в профилактике тревожности является ранняя диагностика. Педагогу-психологу важно уметь распознавать признаки тревожности у детей, чтобы своевременно оказать необходимую помощь. Например, если ребенок часто жалуется на боли в животе перед посещением детского сада, это может быть признаком тревожности. Такие соматические проявления нередко сопровождают эмоциональные переживания у детей.

Причины тревожности могут быть разнообразными. Это могут быть проблемы в семье, конфликтные ситуации с другими детьми, изменения в привычном укладе жизни или даже генетическая предрасположенность. Понимание причин тревожности помогает педагогу-психологу разработать эффективные методы профилактики и коррекции. Например, если ребенок испытывает тревожность из-за частых ссор родителей, психолог может работать с семьей, помогая улучшить семейные отношения и создать более спокойную атмосферу дома.

Профилактика и психокоррекция тревожности у детей должна носить не ограниченный функциональный, а общий личностно ориентированный характер. Главная цель такой работы - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложных ситуациях, а искать и находить решение задач, которые будет ставить перед ним жизнь.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа, связанная с тревожностью, ведется в пяти взаимосвязанных направлениях:

  • психологическое просвещение родителей,
  • психологическое просвещение педагогов,
  • обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей,
  • непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха,
  • обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

Психологическое просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед и включает три взаимосвязанных направления.

Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той исключительной ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи. Особое внимание обращается на развитие у ребенка чувства уверенности в том, что родители верят в его силы, возможности, могут защитить. Показывается значение особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют.

Второе направление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.

Третье направление просвещения родителей демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача такой работы — формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении, обучение их конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей.

Родители играют важную роль в профилактике тревожности у своих детей. Педагогу-психологу важно работать с родителями, информировать их о причинах и признаках тревожности, а также предлагать практические рекомендации по поддержке ребенка. Например, если ребенок боится оставаться один дома, психолог может предложить родителям проводить больше времени вместе с ребенком, играя в совместные игры и читая книги перед сном.

Важно также обучать детей методам саморегуляции и управления стрессом. Простейшие дыхательные упражнения, техники релаксации и визуализации могут помочь детям справляться с тревожностью. Например, можно научить ребенка "дыханию цветком": ребенок представляет, что держит цветок, глубоко вдыхает его аромат и медленно выдыхает, как будто сдувает лепестки. Такие упражнения помогают ребенку сосредоточиться на своем дыхании и успокоиться.

В психологическом просвещении педагогов значительное внимание уделяется прежде всего объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко педагоги склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, формирующую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа — общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Рассматриваются вопросы, связанные с дидактогениями.

Дидактогения имеет 2 источника своего происхождения, которые взаимосвязаны  друг с другом: один – идущий от педагога, другой – от структуры образовательного процесса (порождаемой самой системой образования). Мы будем рассматривать дидактогению как психическую травму,  источником которой является педагог. Можно предположить ряд причин, которые, являются  источником дидактогении, идущим от педагога:

  1. Низкий уровень психологической культуры педагога.
  2. Низкий уровень культурного образования педагога.
  3. Низкий уровень владения методиками построения образовательного процесса.
  4. Слабое психическое здоровье педагогов
  5. Наличие социальных проблем у педагога.

Поскольку объект педагогической деятельности —  личность/человек, то она строится по законам общения. В структуре  общения обычно выделяют три составляющих: когнитивный, аффективный, поведенческий.

Поэтому развитие именно эмоциональной составляющей педагогического общения педагога может способствовать предотвращению возникновения дидактогений у дошкольников. (Развитие эмоционального интеллекта).

Непосредственная психологическая работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. При профилактике тревожности эта работа направляется прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, преодолении тревожности, а также, помимо этого, на индивидуальные «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка. Существенна для него выработка собственных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных для человека, ситуациях. Важное место занимает подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности ситуации через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обсуждение возможных трудностей, обучение конструктивным способам поведения в них. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Такая работа требует значительного внимания психолога к воспитаннику и за пределами тренингов, групповых, индивидуальных занятий и других видов обучающих ситуаций. Воспитаннику необходима длительная помощь и  постоянная поддержка со стороны педагога-психолога.

Одним из эффективных методов профилактики тревожности является создание поддерживающей и безопасной среды в детском саду. Воспитатели и педагоги должны быть внимательны к эмоциональным потребностям детей, создавать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя защищенным и любимым. Например, можно организовать "уголок спокойствия" – место, где дети могут отдохнуть и успокоиться, если они испытывают тревогу.

Игровая терапия является одним из ключевых методов работы с тревожными детьми. Через игру дети могут выразить свои страхи и переживания, что помогает им справиться с тревожностью. Например, ребенок, который боится темноты, может играть в игру, где он является супергероем, побеждающим монстров в темноте. Это помогает ему почувствовать себя сильным и уверенным, снижая уровень тревожности.

Музыкотерапия также может быть полезной для профилактики тревожности. Музыка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей, помогает расслабиться и снять напряжение. Например, можно использовать спокойную и расслабляющую музыку во время тихого часа в детском саду, что поможет детям успокоиться и снизить уровень тревожности.

Еще один эффективный метод профилактики тревожности – это развитие эмоциональной грамотности у детей. Дети должны уметь распознавать и называть свои эмоции, понимать, что с ними происходит, и знать, как справляться с негативными эмоциями. Например, можно использовать карточки с изображениями различных эмоций и проводить занятия, где дети учатся распознавать и обсуждать свои чувства.

Профилактика тревожности у дошкольников требует комплексного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей и педагогов-психологов. Важно, чтобы все они работали сообща, создавая поддерживающую и безопасную атмосферу для ребенка. Только в таких условиях можно добиться успешной профилактики и коррекции тревожности у детей.

Таким образом, профилактика тревожности у детей дошкольного возраста является важной задачей для педагога-психолога. Ранняя диагностика, создание поддерживающей среды, использование игровых и музыкальных методов, работа с родителями и обучение детей методам саморегуляции – все это способствует снижению уровня тревожности и улучшению эмоционального состояния детей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к профилактике тревожности должен быть индивидуальным, учитывающим его особенности и потребности. Педагог-психолог, используя свои профессиональные знания и навыки, может оказать значительную помощь детям и их семьям, способствуя их гармоничному развитию и эмоциональному благополучию.

Трудности в работе с воспитанниками, у которых выявлен повышенный уровень тревожности.

Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях.

Хотя уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не оформились окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект. 

Проблема предотвращения повышенной тревожности и невротичности в дошкольном возрасте представляет исключительную сложность. Вопреки тому, что страхи являются неотъемлемой частью развития ребенка, нельзя проходит мимо них без должного внимания. И самый небольшой страх может оказаться проблемой в процессе воспитания ребенка, вызвать эмоциональное расстройство и нарушение поведения и психического развития ребенка.

Помогая детям побеждать тревожность и страх, нельзя думать, что нужно предохранять их от всего того, что побуждает страх у них. Психологи думают, что дети, которые непрерывно стремятся вырваться из трудных ситуации при помощи своих родителей, сохраняют чувство уязвимости и бессилия даже позднее, когда становятся взрослыми. Оказавшись в беде, они трудно преодолевают ее, так как не создали способ для решения конкретных ситуации.

Как указывает З. Фрейд, основной проблемой человеческого существования состоит в том, чтобы бороться со страхом и тревожностью в самых различных ситуациях. Поэтому ликвидация тревожности и избавление от страха являются самым мощным критерием эффективности действия защитных механизмов. Следовательно, если постоянно предохраняют ребенка от страхов и тревожности, он не может выработать необходимых для его существования механизмов. Сначала, в раннем детстве страх и тревожность побуждают ребенка включить несознательно защитные механизмы, а позже выученные механизмы начинают действовать сознательно и целенаправленно, уменьшая внешне-внутренний конфликт.

Специфика психологической работы с дошкольниками на разных  возрастных этапах характеризуется отличной от предыдущих социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, психологическими новообразованиями. Высокая тревожность может осложнять развитие человека, накладывая свой отпечаток и не позволяя решить задачи возраста. Работа с детьми с высокой тревожностью сопряжена с трудностями, так как установление контакта с ребёнком может быть затруднено из-за его психологических особенностей и актуального состояния. Посещение психолога для индивидуальных занятий либо групповой работы для ребёнка непривычная ситуация и поэтому уровень ситуативной тревожности может помещать ребенку влиться в работу. Задача психолога состоит в том, чтобы снизить ситуативную тревожность на начальных этапах работы, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и ему было комфортно. Коррекция высокого уровня тревожности может занимать достаточно продолжительное время в связи с тем, что это свойство личности и для его изменения нужна глубинная психологическая работа. В целом такая работа ведется в трех основных направлениях (вне зависимости от возраста человека): повышение уровня самооценки, формирование и развитие навыков управления своим состоянием в особо волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

Трудности в работе с семьей воспитанников, у которых выявлен повышенный уровень тревожности.

Выделяют типы семейных взаимоотношений в соответствии с пониманием родителями проблемы повышенной тревожности, их отношением к ребёнку и к рекомендациям специалистов.

1.   Семья, изучающая проблему повышенной тревожности, принимающая ребёнка таким, какой он есть. Обращается за помощью к специалистам, выполняет все рекомендации.

 2.  Семья, понимающая проблему, но перекладывающая ответственность за воспитание ребёнка с повышенной тревожностью на других (бабушку, детский сад, школу и т. п.). Не обращается за помощью к специалистам или обращается, но не выполняет рекомендации.

3.   Семья, не понимающая проблему повышенной тревожности, не принимающая ребёнка таким, какой он есть, применяющая физическое и психическое насилие. Игнорирует помощь специалистов.

Трудности на пути достижения успеха в общении с родителями

В семье второго типа, родители склонны обвинять друг друга, перекладывать ответственность за воспитание ребёнка друг на друга или на бабушек, обвинять в плохом отношении к ним педагогов и отсутствии правильных методов при работе с их детьми в детском саду или школе. Таким родителям, как правило, рекомендуют обратиться к психологу. При обращении мать понимает проблему и при этом утверждает, что она воспитывает ребёнка правильно, что ее точка зрения на методы воспитания ребёнка тоже «имеет место быть». Однако при этом она обвиняет окружающих во всех трудностях своего ребёнка, которые стали причинами обращения к специалисту.

Общение с такими родителями носит сложный характер. Им трудно объяснить, что практически все зависит от семьи и помочь им можно только тогда, когда родители не только понимают проблему, но и заинтересованы в работе со специалистами, выполняют все рекомендации по воспитанию детей, а также понимают необходимость работы над собой и изучения литературы, которую рекомендует психолог.

Характеризуя родителей, относящихся к третьему типу семьи, необходимо отметить, что к психологу они приходят только тогда, когда их направляют педиатр, невролог и др. Педагоги, направляя ребёнка на консультацию к психологу, выстраивают родителям негативные прогнозы в обучении детей, которые чреваты последствиями, например — переводом в коррекционный класс или коррекционную школу.

Как правило, реакция родителей на информацию педагогов негативная. По их мнению, ребёнок совершенно нормален, а педагоги и психологи склонны преувеличивать. Родители сравнивают сиблингов (сестер и братьев) между собой, а также с детьми родственников и знакомых, сравнивают с собой, когда сами были еще детьми. Считают, что в процессе роста ребёнка все проблемы пройдут, то есть ребёнок «перерастет». Сразу возникают вопросы: «Во что перерастут сформировавшиеся проблемы у ребёнка? Какую жизненную дорогу выберет ваш ребёнок, если ему не помочь?», «Будем просто наблюдать или всё- таки начнем работать над имеющимися проблемами у ребёнка и поможем ему справиться с ними вместе с вами, родителями?»

В такой семье родители нередко наказывают ребёнка физически. Как правило, в большинстве случаев они не имеют никакого образования, могут страдать алкоголизмом или вести асоциальный образ жизни, имеют низкий или средний уровень достатка.

Однако ко второму и к третьему типу семьи могут относиться и так называемые «благополучные» семьи, где родители образованны, занимают высокое профессиональное положение, имеют собственное мнение, «как нужно воспитывать детей», считая себя тоже психологами в определенной степени. При этом эти родители большую часть времени, а порой и в выходные находятся на работе, оставляя ребёнка без внимания и контроля (эмоциональная заброшенность), нередко перекладывая все заботы о нём на приходящую «няню». Считают, что сделанные специалистом выводы ошибочны, при этом опираются на принципиальное своё собственное мнение, которое ничем не обосновывается, например, «Вот я так считаю и все!».

При таком отношении родителей к проблеме ребёнка и консультации психолога возникают определённые барьеры в общении, о которых нельзя не упомянуть. Например:

1) смысловой барьер — возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие при одинаковом значении имеет для них разный смысл. И это понятно — для психолога, как для специалиста, общение с родителями, связанное с проблемами их ребёнка, имеет свои цели и задачи, а «проблемные» родители придают этому общению свой смысл и открыто отказываются воспринимать информацию, которую пытается донести до них психолог;

б) барьер, связанный с особенностями темперамента родителей, характером, манерой общения и эмоциональным состоянием родителей.

Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, может не только формировать барьеры на пути к взаимодействию, но и привести к конфликту. Индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определённом отношении к себе, к другим людям, к порученному делу — определяется как характер, и если мы говорим о «трудном» характере человека, а в нашем случае это родители, то и общение с ним будет непростое.

Как преодолеть трудности в общении с родителями

Важнейшее качество в деятельности психолога — профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности, диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. И еще одно важное качество в деятельности психолога — это адекватная оценка себя как специалиста, то есть оценка своих профессиональных возможностей (амбиций), чтобы при случае возникших затруднений в работе с клиентом (пациентом) порекомендовать обратиться к более опытному психологу.

Работа психологом предполагает некий личностный рост, в том числе и осознанное прорабатывание и предотвращение деструктивных типов поведения. В итоге мы, конечно, сталкиваемся с человеком и его моральными принципами.

Психолог всегда и в любой ситуации должен быть спокоен, выдержан и приветлив. Должен уметь выдерживать паузу, когда родители возбуждены, эмоциональны и настойчивы в своей ошибочной «правоте». Уметь успокоить родителей не словами «успокойтесь» и т. п., а например: «да, да, возможно вы правы, давайте всё обсудим более подробно, и тогда нам будет уже понятно, как быть и что делать» и т. д. И, как правило, чаще с такими трудностями в общении с родителями сталкиваются психологи.

Описание возможных трудностей, которые могут возникнуть у психолога при общении с родителями, предполагает некую схему или структуру их устранения, а также — применения различных профессиональных методов и приёмов (которыми должен владеть консультирующий психолог).

Одна из важных задач психолога в общении — расположить к себе родителей и донести до них необходимую информацию, ссылаясь на науку психологию, потому что зачастую родители воспринимают слова психолога как его собственное мнение. Специалист должен знать, какие вопросы он может задать родителям, не вызвав при этом у них негативных реакций.

Благодаря этому он сможет увидеть определённые особенности у родителей, с которыми придётся работать. Это необходимо для того, чтобы профессионально выстроить беседу, которая имеет большое значение в дальнейшей работе с семьей в целом. И неважно — пришли они к психологу на приём или педагог-психолог пригласил родителей пообщаться к себе в кабинет. Необходимость профессионально выстроить беседу, увидеть наличие психологических особенностей у родителей обусловлено основной целью — помочь ребёнку. А самое главное — общаться с родителями на понятном для них языке в области психологических проблем — независимо от того, какое у них образование.

1.   Во время разговора педагога-психолога с родителями необходимо учитывать, что когда человек нервничает или сдерживается с трудом (враждебно настроен), его мышление сужается. В таком зажатом состоянии мозг не воспринимает новую информацию и, тем более, не способен ей следовать. В этом случае необходимо спокойно и доверительно обращаться непосредственно к родителю и говорить с ним. Так удастся снизить напряжение и успокоить его, например: «Конечно, лучше вас вашего ребёнка не знает никто, и это понятно. Но мне нужна ваша помощь, без неё я не смогу помочь вам найти выход из сложившейся ситуации. Результат будет, если вы поможете мне, и только в это случае у меня получится помочь вам» и т. д. В данный момент следите за «языком» тела. Будьте расслаблены, но уверены в том, что говорите. Родитель воспримет это как искренний разговор с ним. Вы убеждаете его: «Все будет хорошо. Мы справимся». Ваша задача в беседе подобрать такой тон и такие слова, чтобы родители в напряженном разговоре отреагировали так, как это нужно вам.

2.   Психолог должен уметь не поддаваться на провокации трудных родителей. Например: «Что может решить ваша психология? Это всё несерьёзно и бесполезно...» Старайтесь оставаться невозмутимым, по-доброму настроенным к собеседнику, показывая желание помочь. Прибегайте к юмору и сохраняйте спокойствие духа, например: «Наверно вы правы, но мы с вами обязательно что-нибудь придумаем.» Это позволит перейти к разговору и обсудить ситуацию более предметно.

3.   Общение с агрессивными родителями также носит непростой характер. Педагог-психолог должен найти выход из этой ситуации, направив ее в более выгодное для себя положение. Решающую роль в этом играет правильная внутренняя установка. Не позволяйте себе думать: «Как он смеет так со мной разговаривать?» — эти мысли будут распалять ваше негодование. Прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.

Старайтесь держаться спокойно и уверенно. Родитель знает, какое воздействие оказывает на вас его поведение. Отвечайте спокойно, тихим монотонным голосом, и степень агрессивности будет снижаться. Ни в коем случае не возмущайтесь и не оправдывайтесь. Направьте беседу в более конкретное «русло», связанное с ситуацией, которую необходимо обсудить. Предоставьте возможность вашему собеседнику успокоиться и вынудите его (мягко и незаметно) оправдывать свое поведение. Например, так: «Скажите, пожалуйста, если мы с вами просто пообщаемся — это вам как-то навредит? Мне интересно знать ваше мнение о сложившейся ситуации. Интересны и ваши предложения выхода из нее. Что же в этом плохого? Я хочу помочь вашему ребёнку и т. д.». В данном случае своим поведением вы не позволите себя смутить и отказаться от общения. Своим спокойствием вы приведете родителя в некую растерянность и опасения «потерять своё лицо», а также — пересмотреть свою позицию. Далее необходимо перейти к выстраиванию конструктивного разговора.

В заключение хотелось бы процитировать семь стадий «укрощения» рассерженного из книги Полины Роусон «Техника общения»:

1)   дать своему внутреннему голосу позитивную установку;

2)    привести свой язык тела в соответствие с ситуацией;

3)    тщательно выслушать (активное слушание!) всё, что вам скажут;

4)    резюмировать сказанное оппонентом, чтобы убедиться, правильно ли вами понята суть проблемы (это также покажет, что вы действительно слушали, что вам говорили);

5) принести извинения и выразить сочувствие (если последнее необходимо);

6) провести зондирование с помощью открытых вопросов;        

7) сообщить человеку, что вы собираетесь предпринять для решения существующей проблемы.

И, наконец, выполнить все обещанное!

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Рассоха, В. С. Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами / В. С. Рассоха. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15185/ (дата обращения: 27.03.2025).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога в подготовительной группе для детей с повышенным уровнем тревожности «Смелый смурфик»

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога в подготовительной группе для детей с повышенным уровнем тревожности «Смелый смурфик»...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 3-4 лет с повышенным уровнем тревожности, с элементами нейрогимнастики, телесно-ориентированной терапии, сенсорной интеграции, дыхательной гимнастики, психогимнастики

Игра-путешествие «Веселое приключение»Материал содержит конспект занятия с использованием электронно-образовательного ресурса для детей дошкольного возраста...

Индивидуальный образовательный маршрут работы педагога-психолога с ребенком с повышенным уровнем тревожности

Индивидуальный образовательный маршрут работы педагога-психолога с воспитанников подготовительной группы с повышенным уровнем тревожности...

Результат реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с повышенным уровнем тревожности

Дианамика индекса тревожности до и после провеления коррекционно-развивающих мероприятий...