Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 3-4 лет с повышенным уровнем тревожности, с элементами нейрогимнастики, телесно-ориентированной терапии, сенсорной интеграции, дыхательной гимнастики, психогимнастики
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ищик Мария Александровна

 

Игра-путешествие «Веселое приключение»

Материал содержит конспект занятия с использованием электронно-образовательного ресурса для детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА» Г.ТАЙШЕТ

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ, С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ, ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ, СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, ПСИХОГИМНАСТИКИ

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ВЕСЕЛОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

                                                        Составила:

                                                                   Педагог-психолог МКДОУ

детского сада «Белочка»

                                                         Ищик М.А

г. Тайшет                                                                                                                                                    

Форма занятия: подгрупповое

Количество детей - 5 человек

Длительность занятия: 10-12 минут

Цель: Снижение уровня тревожности, путем снижения мышечного тонуса, физического и эмоционального напряжения, выравнивание эмоционального состояния каждого ребенка посредством упражнений, сочетающих элементы нейрогимнастики, телесно-ориентированной терапии и сенсорной интеграции.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять знание названий животных, представления о лесе, болоте.
  2. Коррекционно-развивающие:

- развитие межполушарных связей, улучшение координации, внимания и эмоциональной регуляции;

- освобождение от телесных и речевых зажимов;

- научить прислушиваться к своим ощущениям, понимать смысл совершаемых движений и действий; передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, движений;

- вырабатывать и тренировать навыки общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения;

-  развивать мелкую моторику рук, общую координацию и пластичность движений, развивать зрительное, тактильное и слуховое внимание; умение действовать по словесной инструкции;

- способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок;

- развивать воображение.

  1. Воспитательные: продолжать формировать доверительные взаимоотношения между детьми, умение действовать вместе: согласовывать собственное поведение с поведением других.

Используемые технологии и методы: игра-путешествие с элементами нейрогимнастики, телесно-ориентированной терапии, сенсорной интеграции, дыхательной гимнастики, психогимнастики.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация с изображением леса, камня, домика радуги, радуги; конверт с письмом, массажная дорожка, резиновые игрушки животных по количеству детей, шарики из инновационного гидрогеля Orbeez, ванночка, массажные мячи по количеству детей, сухой душ «Радуга», аудиозапись звуков природы, релаксационной музыки для детей.

Этап

Деятельность психолога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный

1.Приветствие

2. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Давайте поздороваемся с помощью наших ладошек – построим из них «Башню дружбы»: Раз, два, три, четыре, пять – башня выросла опять.

Ребята, посмотрите, сегодня в детский сад пришло письмо от Радуги. Она приглашает вас в гости. (показываю конверт)

-Вы хотите отправиться в путешествие?

- Дорога к домику Радуги проходит через волшебный лес, чтобы нам было легче путешествовать, превратимся в смелых зайчиков. Готовы? Тогда возьмитесь за руки и скажем волшебные слова: «Теперь мы не ребята, а смелые зайчата!»

- Здорово! Попрыгайте, зайчики.

Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» из ладошек и здороваются

Ответы детей

Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и повторяют «волшебные слова»

Выполняют прыжки

Создан положительный эмоциональный настрой на занятие; происходит преодоление боязни тактильного контакта

Привлечено внимание детей, создана мотивация и позитивный эмоциональный настрой

Снижается эмоциональное напряжение

2.Основной

— Вот мы и в сказочном лесу. (Звучит аудиозапись звуков природы, на мультимедийном экране презентация с изображением леса)

 Посмотрите, перед нами лесная тропинка (массажная дорожка), нужно пройти по ней.

Наши ножки, наши ножки,

Бодро ходят по дорожке.

По болотцу мы шагали

На все кочки наступали,

И лягушек испугали. (покажите, как испугались лягушки)

Мы по камушкам ходили,

И медведя разбудили.

Рассердился медведь,

Да как начал реветь. (покажите, как медведь сердится)

От медведя убежали,

Выше ножки поднимали.

-Что случилось с лягушками, когда мы шли по болоту? (Испугались)

- Что сделал медведь, когда мы его разбудили? (Рассердился)

-Ребята, посмотрите, куда мы пришли! (ванночка с шариками Orbeez)

— Это лесное озеро. В нем купалась радуга, поэтому вода стала разноцветной. А теперь в нем искупаются наши ручки. (слежу, чтобы шарики не попали в рот малышам)

- Что ощущают ручки? Какая водичка в озере? (мокрая, прохладная, приятная)

-Посмотрите-ка, кто же еще купается в озере?

-Зверушки искупались и захотели покататься на качелях. Покатаем их?

- Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

(3 раза)

(контролирую дыхание детей, слежу, чтобы тело было расслаблено)

- Зверушки говорят вам: «Спасибо» за то, что вы их покатали и идут спать. (убираю игрушки)

- Нужно отправляться дальше, но путь нам преградил огромный и тяжелый камень. (на мультимедийном экране презентация с изображением камня). Чтобы его сдвинуть, нужно лечь на спину,

приподнять ногу, сильно-сильно напрячь ее, попытаться сдвинуть камень.

(контролирую, чтобы дети не сгибали ногу во время напряжения и полное расслабление в перерывах)

-Молодцы! Камень сдвинулся, а за ним, посмотрите, спрятались ежики (массажные мячи).

Ежики тоже хотят с вами поиграть.

-Возьмите их в руки, ежики катаются между ладошек.

А теперь ежики побежали по ручке вверх до плечика, пробежали по грудке до другого плечика и спустились вниз по другой ручке.

-Ежики хотят побегать по ножкам: сначала по одной ножке снизу-вверх, пробежали по животику, а потом по другой ножке сверху вниз.

- А теперь ежики побегают по спинке соседа: сверху вниз, снизу-вверх, а теперь по кругу

-Ежикам нравится бегать по вашим спинкам. А вам нравится?

Что вы ощущаете?

Ежики благодарят вас за игру и отправляются в свою норку (убираю мячи)

- Ребята, посмотрите, чей же там домик? (показываю на мультимедийном экране изображение домика, окрашенного в цвета радуги) Как вы думаете, кто там живет?

- Правильно, радуга! А вот и она. (на экране появляется изображение радуги. Одновременно достаю обруч с разноцветными лентами)

Радуга очень рада, что вы пришли и хочет подарить вам силу, смелость и хорошее настроение!

- Кто под радугой пройдет – силу, смелость и хорошее настроение приобретет!

Дети идут по массажной дорожке, выполняют движения и изображают эмоции в соответствии со словами:

Замирают, изображают эмоцию страха

Изображают эмоцию злости

Дети отвечают самостоятельно или повторяют за психологом

Дети погружают руки в емкость с шариками, рассказывают о своих ощущениях. Если нет ответов, повторяют описание педагога.

 

Находят в «озере» игрушки животных и называют их

Выполняют дыхательную гимнастику «Качели»: дети, находясь в положении лежа, кладут на живот, в области диафрагмы, легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос.

Дети выполняют упражнение «Сдвинь камень».

Положение, лежа на спине, ребенок приподнимает одну ногу, напрягает ее 8-10 секунд, чередуя с полным расслаблением. Упражнение выполняется 2 раза на каждую ногу

Дети берут в руки массажные мячи

Выполняют самомассаж с помощью массажных мячей в соответствии со словами педагога

Дети садятся «паровозиком» и выполняют групповой массаж с помощью массажных мячей

Ответы детей

Ответы детей

Дети проходят сквозь ленты.

Развивается воображение

Умеют передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, движений

Происходит естественный выход накопившихся страхов, негативных переживаний; снимаются телесные зажимы

Умеют называть эмоции словами (пополняют словарь)

Умеют прислушиваться к своим тактильным ощущениям, описывать их. Тактильные ощущения снижают тревогу, фокусируют внимание, освобождают от телесного и эмоционального напряжения

Закрепляют знания названий животных

Укрепляют физиологическое дыхание:

умеют дышать спокойно, ровно, глубоко.  Физиологическое дыхание активирует парасимпатическую нервную систему, отвечающую за расслабление

Владеют умением

дифференцировать состояние напряжения - расслабления отдельных мышечных групп, осознают язык своего тела, освобождаются от телесных зажимов. Упражнение снимает гипертонус, дает «разрядку» для нервной системы.

Развивается мелкая моторика, общая координация и пластичность движений; снижается тонус мышц, улучшается кровообращение

Развиваются коммуникативные навыки, получают опыта взаимодействия, преодолевают боязнь тактильного контакта; снижено мышечное и эмоциональное напряжение.

Умеют прислушиваться к своим ощущениям и передавать их с помощью речи

Принимают установку на положительное эмоциональное состояние

Заключительный.

Рефлексия

- Вы прошли длинный путь, устали, нужно отдохнуть. А радуга споет вам свою песенку (включаю релаксационную музыку для детей. Слежу, чтобы дети расслабились, при необходимости, помогаю, слегка поглаживая напряженные части тела)

- Глазки закрываются.

Отдых начинается…

Чтоб расслабиться сегодня,

Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох,

Мысли легкие сейчас…

Вдох и тихий-тихий выдох,

Тело, словно в облаках.

Наши ручки так устали,

В озере зверей искали.

Пусть немножко отдохнут

 И почувствуют уют.

Наши ножки так устали,

По дорожке мы шагали.

Пусть немножко отдохнут

 И почувствуют уют.

Вдох и тихий-тихий выдох,

Мысли легкие сейчас…

Вдох и тихий-тихий выдох,

Тело, словно в облаках.

Так приятно расслабляться,

Но пора нам просыпаться.

Хорошенько потянитесь

И друг-другу улыбнитесь.

- Понравилось вам путешествие к Радуге? Что понравилось больше всего?

- Мне понравилось, что вы очень смелые, сильные, дружные. А теперь пора возвращаться в группу. Возьмитесь за руки и скажем волшебные слова: «Больше мы не зайчики, а смелые, сильные, дружные девочки и мальчики!»

Дети лежат на ковре с закрытыми глазами, все тело расслаблено

Дети встаю, улыбаются друг другу.

Ответы детей

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят «волшебные слова»

Происходит полное снятие эмоционального напряжения посредством мышечного расслабления

Анализируют позитивные эмоции, проявления, успехи, происшедшие во время занятия, через собственные высказывания или слова психолога.

Создана атмосфера окончания занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...