Диагностика общения детей со сверстниками. Социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский)
учебно-методический материал по психологии
В данной работе представлен социометрический метод исследования межличностных отношений в детских группах, разработанный Я.Л. Коломинским.
Целью исследования является диагностика общения детей со сверстниками посредством социометрического эксперимента.
Методика включает в себя процедуру выбора, в которой дети распределяют предпочтения (или отвержения) между членами группы, основанную на модифицированном варианте раздачи картинок. Результаты фиксируются в социометрической матрице для последующего анализа. Ключевые этапы включают в себя определение социометрического статуса каждого ребенка (звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые) на основе полученных выборов и оценку общего уровня благополучия взаимоотношений в группе.
анное исследование позволяет оценить эмоциональный климат группы для каждого воспитанника и выявить детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками, что важно для коррекции межличностных отношений в детском коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика общения детей со сверстниками
Социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский)
Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено.
В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определённой деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм.
Инспекция счёта представляет определение статусных рангов каждого члена группы, коэффициентов взаимности, благополучия и осознанности взаимоотношений. Для более полной характеристики группы предполагается выявление мотивов предпочтений.
Я. Л. Коломинский разработал варианты социометрии для детских групп – «Выбор в действии», «Поздравь товарища», «У кого больше?».
Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок – тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.
Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей.
Социометрическая таблица
Имена детей | № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Алеша К. | 1 | 1 | 3 | 2 | ||||||
Сергей П. | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||||
Костя Т. | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | ||||
Саша Ш. | 4 | 1 | 2 | 3 | ||||||
Лена П. | 5 | 1 | 2 | 3 | ||||||
Света Д. | 6 | 2 | 1 | 3 | ||||||
Катя К. | 7 | 1 | 2 | 3 | ||||||
Оля Ж. | 8 | 3 | 1 | 2 | ||||||
Наташа Н. | 9 | 3 | 1 | 2 | ||||||
Число выборов | 3 | 2 | 5 | 1 | 5 | 2 | 0 | 6 | 3 | |
Число взаимовыборов | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 | 1 |
Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую – Олю Л.; в третью – Костю Т. Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.
Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (1). Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.
Следующий этап работы в социометрическом эксперименте – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.
А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений
Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов.
Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий:
I – «звезды» (5 и более выборов);
II – «предпочитаемые» (3-4 выбора);
III – «принятые» (1 -2 выбора);
IV – «не принятые» (0 выборов).
Если в эксперименте использовался отрицательный критерий («Кому бы ты не стал давать картинку?» («Секрет»), появляется статусная категория «отверженных».
Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру.
I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.
Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Общение детей со сверстниками"
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей....

"Особенности общения детей со сверстниками"
Яркая эмоциональная насыщенность – В общение детей наблюдается больше экспрессивных эмоциональных действий. У детей может произойти быстрая смена эмоционального состояния - от яростного не...

консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь м...

Консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь м...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Проблемы общения детей со сверстниками».
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка с дедушкой, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ваше...

проблемы общения детей со сверстниками
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми. Группа детского сада — это практическ...
