Выступление в ДОУ «Использование методов арт-терапии в работе в ДОУ»
презентация по психологии

Сажина Евгения Васильевна

Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми и взрослыми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно детям с ТНР. 

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью

лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya_2025.pptx1.12 МБ
PDF icon stsenariy_vystupleniya.pdf481.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование методов арт-терапии в работе в ДОУ» Подготовила: Педагог-психолог Сажина Е.В.

Слайд 2

Актуальность Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми и взрослыми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно детям с ТНР. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения. В работе с педагогами арт-терапия прекрасный помощник. Она создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным.

Слайд 3

Цель самообразования: повышение уровня компетентности в вопросе применения метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста и педагогами ДОУ. Задачи самообразования: 1. Повышение теоретических знаний по теме самообразования. 2. Отработка практических навыков и умений применения метода арт-терапии. 3. Систематизация накопленного опыта по теме самообразования. Ожидаемые результаты: - расширение круга познавательных интересов детей с ОВЗ; - снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности детей с ОВЗ . - раскрытие творческого потенциала педагога, высвобождение его скрытых энергетических резервов.

Слайд 4

« Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь» Савенков А. И .

Слайд 5

Показания для проведения детской арт-терапии Показания для проведения детской арт-терапии: • упрямство; • агрессия; • страхи; тики, заикание, навязчивости и др.; • частая смена настроения; • задержки речевого и психического развития; • кризисные ситуации; • трудности в общении; • возбудимости или апатичности; • изменение места жительства; • подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации; • потери родительского контроля над ребенком, непослушании. • застенчивости и неуверенности в себе.

Слайд 6

Арт-терапия для педагогов ДОУ: зачем она нужна? Снятие эмоционального напряжения Творчество помогает выразить накопившиеся эмоции (стресс, усталость, раздражение) в безопасной форме. Профилактика профессионального выгорания Педагоги часто отдают много энергии детям, забывая о себе. Арт-терапия позволяет восстановить внутренние ресурсы. Развитие креативности и гибкости мышления Нестандартные арт-методики (например, спонтанное рисование или создание мандал) стимулируют воображение, что полезно в работе с детьми. Самопознание и личностный рост Через творчество педагоги могут лучше осознать свои сильные стороны, страхи и желания. Развитие эмоционального интеллекта – Арт-терапия помогает педагогам лучше распознавать и понимать не только свои эмоции, но и чувства детей. Формирование позитивного мышления и снижение тревожности Методы арт-терапии помогают переключиться с негативных мыслей на ресурсные состояния.

Слайд 7

Арт-терапия в работе с детьми с ( ТНР): ключевые задачи Стимуляция речевой активности – Использование невербальных методов (рисунок, лепка, драматизация) помогает ребенку выразить мысли, переживания. – Постепенное переведение образов в слова : описание своих работ, сочинение коротких историй по рисункам. Развитие коммуникативных навыков – Совместные арт-проекты (коллективные рисунки, театр) учат взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Коррекция эмоционально-волевой сферы – Дети с ТНР часто испытывают агрессию или замкнутость из-за трудностей в выражении себя. Арт-терапия дает безопасный выход эмоциям. – Методы: Рисование эмоций (страх, радость, гнев); Сказкотерапия для проработки внутренних конфликтов. Сенсорная интеграция и мелкая моторика – Работа с разными материалами (краски, крупы, песок) стимулирует тактильную чувствительность , что важно для подготовки руки к письму. -Игры с кинетическим песком. Формирование позитивной самооценки – У детей с ТНР часто занижена уверенность в себе из-за речевых трудностей. Арт-терапия позволяет: Видеть результат своего творчества («Я это сделал!»); Получать одобрение без акцента на речевых ошибках.

Слайд 8

Одним из самых распространенных видов арт-терапии является – изотерапия. « Карта моего мира»; «Слушаем ощущаем рисуем»; «Волшебная полянка»; «День улыбок»; «В темноте не страшно»; «Страна спокойствия»

Слайд 9

- «День космонавтики. Рисуем звезды»; - «День семьи. Подарок родителям»; - Акция «Сердечки доброты»; - «Мы разные, но мы вместе»; - «Какие цвета у эмоций?»

Слайд 10

Песочная терапия Песочная терапия – это простой, но мощный инструмент психолого-педагогической работы в детском саду. Она сочетает игру, творчество и коррекционное воздействие , помогая детям выражать эмоции, развивать навыки и решать внутренние конфликты в безопасной форме : - Песок обладает успокаивающим эффектом – работа с ним снимает стресс и напряжение; - Игры с песком побуждают к диалогу (описание фигурок, сочинение историй ); - Развитие мелкой моторики и сенсорной интеграции; - Диагностика психологического состояния ребенка (какие сюжеты выбирает ребенок)

Слайд 11

Сказкатерапия Сказкатерапия для детей с ТНР – это эффективный психолого-педагогический метод, который помогает развивать речь, эмоциональную сферу и социальные навыки через работу со сказками . Стимулирует речевую активность ( с казка вызывает интерес, побуждает ребёнка отвечать на вопросы , договаривать слова, описывать картинки ) ; Расширяет словарный запас ( ч ерез сказки дети узнают новые понятия (например, «избушка», «печь», «волшебный») ; Коррекция эмоциональных проблем ( Сказки про страхи, дружбу, обиды помогают безопасно прожить эмоции (например, «Как зайчик перестал бояться »); Развитие слухового внимания и памяти ( Игры «Кто сказал ?», «Что было сначала ?»); Социализация и понимание норм поведения ( Через сказки ребёнок усваивает правила общения («вежливые слова», «помощь другу»)

Слайд 12

Методики арт-терапии для педагогов ДОУ Арт-терапия помогает воспитателям и другим специалистам детских садов сохранять психическое здоровье, эмоциональный баланс и профессиональную эффективность в условиях высокой нагрузки . Мандала-терапия – Раскрашивание готовых мандал или создание своих для релаксации и концентрации. Свободное рисование эмоций – Выплеск чувств через абстрактные рисунки (красками, мелками) без оценки. Метод «Рисунок в круге» – Заполнение круга образами, символизирующими покой и радость (техника безопасного пространства ). Каракули настроения» – спонтанное рисование линий с последующим преобразованием в образ. Дыхательные техники – Глубокое дыхание (Дыхание «4-7-8» - метод доктора Вейля, Дыхание «Квадрат », Дыхание «На свечу ») « Банка спокойствия» – создание декоративной ёмкости с блёстками (символизирующей умиротворение).

Слайд 13

СПАСИБО за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы  используем нетрадиционные способы изображения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье описаны методы и техники арт-терапии, применяемые в работе  педагогом-психологом в ДОУ....

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...