Проблема развития эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
статья по психологии

Эклер Елена Владимировна

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия для развития и обучения детей с ЗПР, коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников в рамках единого образовательного пространства детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дети с ЗПР57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ  

У ДЕТЕЙ С ЗПР

Эклер Елена Владимировна,

педагог–психолог

МКДОУ дс № 72 г.п. Петров Вал

Аннотация: в статье рассмотрены психолого-педагогические условия для развития и обучения детей с ЗПР, коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников в рамках единого образовательного пространства детского сада.

Ключевые слова: ЗПР, ОВЗ, АООП, эмоционально-личностная сфера, психолого-педагогические условия.

В наше современное время готовность образовательного учреждения к воспитательно-образовательной работе с детьми определяется наличием специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ, в том числе и воспитанников с ЗПР. Согласно основным положениям Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ, дети с ЗПР «могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития» [3, с.6].

Рассмотрим психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

  • Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми предполагает создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку предоставляется возможность выбора деятельности, партнёра, средств и пр.
  • Обеспечение опоры на личный опыт ребёнка при освоении новых знаний и жизненных навыков. На начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребёнка.
  • Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребёнка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребёнка без сравнения с достижениями других детей, стимулирование самооценки.
  • Формирование игры как важнейшего фактора развития ребёнка с ЗПР.
  • Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребёнка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
  • Переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

Взаимодействие взрослых с детьми – важнейший фактор развития ребёнка. Дети учатся познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с помощью взрослого, в игровой и самостоятельной деятельности. В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнёра, поддерживая и развивая мотивацию ребёнка, принимая его таким, какой он есть, веря в его способности. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребёнком моральных норм. Взрослый же, где это возможно, предоставляет ребёнку право выбора.

Учитывая коммуникативные трудности детей с ЗПР, педагоги создают все условия для развития у них эмоционально-личностного, ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и предпосылок для внеситуативно-личностного общения. Задача педагога: не подгонять ребёнка под какой-то определенный «стандарт», а строить общение с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности каждого ребёнка с ЗПР. Взрослому необходимо учитывать его характер, привычки, интересы, предпочтения, сопереживать ребёнку в радости и огорчениях, оказывать поддержку при затруднениях, участвовать в его играх и занятиях. При общении взрослый должен думать о психологической защищённости ребёнка, способствовать развитию его индивидуальности, формировать положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Очень важно развивать нравственно-этическую ориентацию в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфере, умело включая различные проблемные ситуации в межличностные взаимодействия с окружающими. Педагог постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед детьми всё более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, оказывает дозированную помощь. Ребёнок приобретает самоуверенность в своих силах, учится уважать себя и других, при этом взрослый старается развивать у него адекватную самооценку. Предоставляя ребёнку самостоятельность, оказывая поддержку, взрослые вселяют веру в его силы. Имея положительное эмоциональное принятие себя, ребёнку с ЗПР важно научиться оценивать своё поведение, поступки, продукты деятельности, стремиться исправлять свои ошибки.

Приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка.

В АОП ДО детей с ЗПР уделяется большое внимание самостоятельной инициативной деятельности детей. Однако возможности детей с ЗПР в познании таким путём ограничены, поэтому приоритетным всё же является руководство педагогов. Процесс обучения – это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию и познанию окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определённом месте, в определённое время, в конкретных формах, в частности в специальных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости сниженного темпа обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу.

По мере развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы ребёнка с ЗПР, всё большее значение приобретает его собственная инициатива и активность. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, общаться в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Постепенно ребёнок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Помогая ему осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребёнок учится понимать других и сочувствовать им, получая этот опыт из общения со взрослыми, и учится переносить его на других людей.

У детей с ЗПР отмечается недоразвитие эмоций, их незрелость, малая связь чувств с разумом. Эмоции таких детей не дифференцированы, нет оттенков переживаний. Характерной чертой ребёнка с ОВЗ (в частности с задержкой психического развития) является неустойчивость эмоций. Именно поэтому в коррекционно-воспитательной работе учёт эмоционального компонента очень важен. Большинству из детей с ЗПР доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, их вызывающей, чаще они выражены недостаточно ярко. Также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы детей с ЗПР. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей может развиться негативизм, упрямство.

В эмоциональном развитии детей дошкольного возраста может помочь программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая уже несколько лет используется в практике нашего детского сада. Работа по тренинговой программе эмоционального развития позволяет научить детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние, свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию. В работе с детьми по данной программе нами используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребёнка; элементы сказкотерапии, психодрамы, психогимнастики, а также игры на развитие психических процессов и навыков общения. Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, двигательные упражнения с попеременным или одновременным выполнением движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию), чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. Приветствия и прощания детей на занятии носят ритуальный характер. Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах окружающих людей. Кроме того, дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что: ребёнку с ЗПР сложно познавать и осваивать окружающий мир, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от случайных влияний и только с помощью чутких педагогов, создающих благоприятные условия для его развития и обучения, возможна нормальная социальная адаптация детей с ЗПР.

Список литературы

  1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. Л. Цыпиной. - Москва: Просвещение, 1984. - 119с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  3. Малофеев Н.Н, Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья/Проблемы современного образования/ www.pmedu.ru. 2011, № 3

©Эклер Е.В., 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

"Развитие эмоционально-личностной сферы детей. Арт-терапия как метод воспитания детей"

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Помимо того, что ребенок развивает ме5лкую моторику, а вместе с ней и память,...

Презентация статьи по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация из материалов статьи Щербаковой А.М., Лыковой Н.С. по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью в легкой степ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ (с трудностями поведения и характера).

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются воспитателей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Что же делать и как вести себ...