Программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Будь собой"
рабочая программа по психологии

Воробьева Наталья Леонидовна

Программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Будь собой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_soboy_programma_po_lichnostnomu_razvitiyu.docx222.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Воробьева Наталья Леонидовна,

педагог-психолог

г.Нижневартовск,

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

1.

Целевой раздел

5

Пояснительная записка

5

Актуальность

6

Научно-методическое обоснование

6

Принципы построения программы

7

Характеристика возрастных особенностей развития детей

8

Практическая значимость и новизна программы

8

Цель и задачи программы

9

Планируемые результаты освоения программы

9

2.

Содержательный раздел

10

Содержание программы

10

Этапы и сроки реализации

10

2.1

Организация и направления деятельности с воспитанниками  

11

2.2

Организация и направления деятельности с педагогами

14

2.3

Организация и направления деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников

15

3.

Организационный раздел

19

3.1

Условия реализации программы

19

3.2

Результативность программы

21

Приложения

1.

Планирование образовательной деятельности

23

2.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической диагностики

25

Паспорт программы

Название программы

Программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Будь собой»

Адрес

628602, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Дружбы-Народов, дом 14б

Автор программы

Воробьева Наталья Леонидовна, педагог-психолог

Основание для разработки программы

  • Конституции Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Комплексная программа по развитию личностного потенциала» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»;

Цель

Создание условий для социально-эмоционального развития дошкольника (детей старшего дошкольного возраста).  

Задачи

  • развивать умение распознавать у себя и других людей эмоции и выражать свою индивидуальность средствами эмоциональной выразительности;
  • расширять представление о способах изменения эмоций и простых приемах саморегуляции;
  • создать условия для знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
  • повышать компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей у всех участников образовательных отношений;
  • формировать единство подходов при организации взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов с детьмидля выстраивания позитивного взаимодействия

Целевая

аудитория

Дети старшего дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)  

Этапы и сроки

реализации

 1 год, сентябрь 2024 - май 2025

Планируемые результаты освоения программы

Для детей:

− умеют распознавать и понимать причину эмоций своих и других людей;

− умеют «экологично» выражать свои эмоции;

− умеют элементарно выстраивать позитивное коммуникативное взаимодействие со сверстниками.

Для родителей:

− повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-эмоционального развития детей;

− сформированы единые подходы с педагогами и специалистами детского сада во взаимодействии с детьми.

Для педагога:

− совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-эмоционального развития;

− повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов детского сада в работе с семьей.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Современный мир динамичен и непредсказуем. Он стремительно меняет человека, его мировоззрение, предъявляет новые требования к его труду. Вызов времени таков, что современная система образования должна готовить выпускников,открытых к новым знаниям, умеющих критически мыслить, креативно решать задачи, способных эффективно общаться, взаимодействовать, работать в команде, управлять своими эмоциями. Растёт потребность в людях, обладающих универсальными компетенциями - когнитивными и социальными.

Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. Между тем родители и учителя мечтают видеть детей успешными: активными и гармонично развитыми, открытыми для всего нового, жизнестойкими, умеющими справляться с трудностями, ставить и достигать цели. В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной интеграции уже не гарантируют успешность, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала детей, их способности понимания себя, самоорганизации и саморегуляции.

Кроме того, современные исследования подтвердили, что ни высокий IQ, ни умение читать, писать или обширные знания в какой-либо области не определяют успешность ребенка. Необходимо ставить новые задачи развития детей, причём не только в познавательной и личностной сферах, но и в системе общения, взаимодействия с миром.

Для накапливания человеческого капитала необходимо с самого раннего возраста развивать социально-эмоциональные способности. Эмоциональное развитие связано с мотивацией поведения, его регуляцией, оно становится основой мышления, осознанного управления собственными возможностями. Это подразумевает гармоничное соединение индивидуальных особенностей детей с развитием их познавательных, коммуникативных и эмоциональных способностей – эмоционального интеллекта.

Также согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особую важность в социально-эмоциональном развитии играет развитиеэмоционального интеллекта.  Так как именно в дошкольном возрасте идет активное эмоциональное становление детей,совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Последними исследованиями подтверждается, что распознавать эмоции свои и других людей может далеко не каждый. Зачастую понимая эмоцию, человек не может подобрать слово для ее объяснения. Согласно исследованиям Йельского центра эмоционального интеллекта, дети, расширяющие свои знания эмоциональных слов, улучшают академические успехи и социальное поведение.

Ребенокс развитым эмоциональным интеллектом способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом, свободным, творческим и успешным.

Таким образом, актуальна проблема создания в дошкольной образовательной организации оптимальных условий для формирования у детейспособности распознавать свои эмоции и эмоции другого человека, регулировать собственными эмоциями, эффективно вести себя в конфликтных ситуациях, отслеживать причинно-следственные связи при анализе эмоций и поведения – иными словами развивать эмоциональный интеллект.

Программа социально-эмоционального развития «Будь собой» является логическим звеном проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) «творческого» типа для развития личностного потенциала всех участников образовательного процесса «Страна чудес», реализуемого в образовательной организации в рамках программы по развитию личностного потенциала детей Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Научно-методическое обоснование

Предлагаемая программа строится на базе теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо), теории модели психического (The Theoryof Mind), а также теории деятельности, культурно-исторического, субъектного подходов. Важным принципом является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств. Теория эмоционального интеллекта (Дж.  Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (свои собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в решении задач. В ней выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта:

  • восприятие и идентификация эмоций - способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей по их внешним проявлениям (мимике, жестам, голосу и т. п.);
  • понимание эмоций - умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменятся эмоциональные состояния в ближайшем будущем, понимать сложные эмоции и чувства - как свои, так и других людей;
  • управление эмоциями - умение регулировать своё эмоциональное состояние, его интенсивность и проявление эмоций, оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей;  
  • использование эмоций - способность задействовать эмоции для решения актуальных задач, выстраивания взаимодействия.

Теория модели психического, или модель психического состояния, разрабатывает возможность «чтения» социального мира, возможность понимать свой психический мир - намерения, желания, чувства и т.  п., а также психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального пространства, целей и задач на каждом конкретном этапе развития. Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, ребёнок обучается и воспитывается в процессе деятельности. Субъектный подход делает акцент на индивидуальности и полноправном участии ребёнка в процессе обучения и воспитания. Ребёнок - не объект обучения и воспитания, а его субъект.

Принципы построения программы

Полнота - программа представляет собой полный курс, рассчитанный на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс и проведение еженедельных занятий в течение двух лет.  

Интерактивность– в программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию педагогов, детей и родителей.  

Практико-ориентированная направленность - программа нацелена на овладение всеми участниками образовательного процесса знаниями и навыками, полезными в решении актуальных задач.  

Индивидуальный подход - в рамках реализации программы педагог адаптирует программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавая для  него индивидуальную траекторию освоения программы.  

Включённость родителей какактивных участников помогают организовывать содержательное общение с ребёнком и осознанно содействовать социально-эмоциональному развитию ребёнка.  

Характеристика возрастных особенностей развития детей

Ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста - игровая, прежде всего в игре формируются и развиваются важнейшие психические функции ребёнка. Важно дать детям возможность получать удовольствие от процесса игры и творчества, не навязывая образцов и шаблонов. Произвольность, эмоционально-волевая регуляция, способность к рефлексии в этом возрасте интенсивно развиваются, но не всегда они достаточно сформированы. В поведении детей сохраняется непосредственность и импульсивность.  Мышление базируется на образах, словесно-логическое мышление и способность к обобщению развиты в меньшей степени.  Дети могут понимать эмоции и позицию другого человека, однако эгоцентризм не преодолён до конца, первичны свои переживания и своё видение ситуации. Важно создать условия, которые помогут ребёнку почувствовать его собственную индивидуальность и при этом научат уважать чужую индивидуальность. Ребенок способен соблюдать правила и договорённости в группе.  Целостное восприятие мира недостаточно сформировано, однако, используя межпредметные связи, можно расширить кругозор ребёнка и мироощущение в целом. 

Новизнапрограммы в выработке новых подходовв организацииобразовательного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие:

  • перестраивая среду, то есть саму воспитательно-образовательную жизнь, создавая такие условия обучения, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата и становится предметом рефлексии, органично вплетаясь в образовательный процесс;
  • организуя специальные занятия с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей.

Практическая значимостьреализации программы заключается в следующем:

  • развитие эмоционального интеллекта, как основы мышления, осознанного управления собственными возможностями;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
  • совершенствованиепрактического опыта педагогов и родителей в использовании инструментов развития эмоционального интеллекта для выстраивания позитивного взаимодействия с детьми.

Цель программы -создание условий для социально-эмоционального развития дошкольника (детей старшего дошкольного возраста).  

Задачи программы:

  • развивать умение распознавать у себя и других людей эмоции и выражать свою индивидуальность средствами эмоциональной выразительности;
  • расширять представление о способах изменения эмоций и простых приемах саморегуляции;
  • создать условия для знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
  • повышать компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей у всех участников образовательных отношений;
  • формировать единство подходов при организации взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов с детьми для выстраивания позитивного взаимодействия.

Планируемые результаты освоения программы:

Для детей:

−умеют распознавать и понимать причину эмоций своих и других людей;

− умеют «экологично» выражать свои эмоции;

− умеют элементарно выстраивать позитивное коммуникативное взаимодействие со сверстниками.

Для родителей:

− повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-эмоционального развития детей;

− сформированы единые подходы с педагогами и специалистами детского сада во взаимодействиис детьми.

Для педагога:

− совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-эмоционального развития;

− повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов детского сада в работе с семьей.

2. Содержательный раздел

Содержание программы. Программа социально-эмоционального развития детей «Будь собой» в первую очередь решает задачу социализации ребёнка. Благодаря созданию условий социально-эмоционального развития всех участников образовательного процесса улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, родителей и педагогов, создаются условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности. Взаимодействие с детьми отличается многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора воспитанников.

Программа «Будь собой» является одной из важнейших составляющих формирования успешной личностии состоит из 3 направлений.Работа по каждому направлению ведется параллельно:

Комплексное решение поставленных задач предполагаетвовлечение всех участниковв образовательный процесс: детей, педагогов, родителей.

Этапы реализации программы. Реализация программы будет проходить через разбивку процесса его исполнения на последовательные этапы. Этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  1. Диагностический – определение уровня социально-эмоционального развития на начальном, промежуточном и конечном этапах при реализации программы.

Диагностика проводится с целью выявления особенностей развития детей для обеспечения индивидуального подхода в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка. Оценка с фиксацией результатов проводится дважды - в начале и в конце учебного года (входной и выходной замер) педагогом и родителями.

В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей детей и конструируется траектория развития в рамках программы с учетом индивидуальных особенностей детей.

В конце года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.

Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми во всех видах деятельности и заполнение карты оценки социально-эмоционального развития (Приложение №2). Объектом наблюдения являются компетенции и группы компетенций.

  1. Идентификация и понимание причин эмоций:
  • Идентификация эмоций
  • Понимание причин эмоций
  • Выражение эмоций
  1. Эмоциональная регуляция:
  • Понимание эмоциональной обусловленности поведения
  • Владение простыми навыками саморегуляции
  1. Социальное взаимодействие:
  • Коммуникативная компетентность
  • Социальная компетентность
  1. Основной этап - создание специальных условий для реализации программы, непосредственное поэтапное внедрение программы.
  2. Заключительный этап. На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, анализ, систематизация, практико-теоретическое осмысление полученных результатов.

2.1. Организация и направления деятельности с воспитанниками

Организация занятий с детьми, направленных на развитие эмоционального интеллекта,состоит из четырех разделов: введение, восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие и включает в себя 31 занятие.

Продолжительность 30 минут, с периодичностью 1 раз в неделю(Приложение №1 «Планирование образовательной деятельности»).

Количество детей 6-8 человек.

Все разделы программы взаимосвязаныи прослеживают внутреннюю логику построения.

РАЗДЕЛ: Введение

Занятия этого раздела направлены на осознание ребёнком своих характерных особенностей и предпочтений, понимания того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Важное место во введении занимает выработка и принятие правил группы.

РАЗДЕЛ 1: Восприятие и понимание причин эмоций.

В разделе рассматриваются эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес и причины их возникновения. Занятия направлены на совершенствование умения воспринимать внешние проявления эмоций у себя и других людей, определение причин возникновения эмоций, развитие способности реагировать на эмоциональное состояние другого человека.

РАЗДЕЛ 2: Эмоциональная регуляция.

Индивидуальные и групповые игровые практики, представленные в данном разделе, помогут детям совершенствоваться в применении знакомых приёмов саморегуляции и в освоении новых. Дети получают возможность учиться управлять своими эмоциями, выражать свои эмоции и регулировать их разными способами в безопасной среде.

РАЗДЕЛ 3: Социальное взаимодействие.

Занятия данного раздела посвящены развитию навыков эффективной коммуникации, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций и использовать способы их эффективного разрешения.

Структура занятий

 Каждое занятие состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Введение в тему (основное содержание)
  • Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание
  • Обсуждение прошедшего занятия (рефлексия)
  • Ритуал прощания

Занятия с детьми проводятся в виде увлекательных и ярких групповых встреч – тренингов. Каждое занятие — это логически и динамически выстроенная последовательность различных форм взаимодействия с детьми.

        «Ритуал приветствия» - включает короткие по времени коммуникативные игры, которые проводятся в кругу, направленные на преодоление психологических барьеров в общениии настрой на дальнейшую конструктивную деятельность.

        «Разминка» - используются упражнения сенсомоторной пластики: психогимнастика, кинезеологические упражнения, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания – стимуляция к взаимодействию.

        «Введение в тему» - мотивационные приемы,задания, и упражнения, направленные на восприятие и идентификацию эмоций, понимания причин возникновения эмоций.

«Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание» - решение и поиск путей выхода из ситуации. Игровые упражнения, направленные на отработкуумения регулировать своим эмоциональным состоянием, способность выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

«Обсуждение прошедшего занятия» (рефлексия) – беседа с детьми о полученном опыте.

«Ритуал прощания» приемы, подводящие к концу занятия, но не прекращению общения в группе или других видах деятельности.

Расположение детей на занятии должно быть свободным. В зависимости от того, что планируется делать на занятии, дети могут сидеть за столами, находиться в кругу или свободно перемещаться в пространстве.

На занятиях детям предоставляется возможность много двигаться, рисовать, конструировать, поэтому необходимо заранее готовить материалы. В ходе выполнения заданий, для обучения взаимодействию используются такие формы организации детей, как пары, подгруппы и т.д.

В ситуации конфликта следует быть объективным и последовательным, рекомендуется использовать «Я-высказывания», говорить о своих чувствах, вызванных конкретным поведением ребёнка. Поскольку главная задача работы по программе - социально-эмоциональное развитие, то следует фиксировать внимание детей на происходящем «здесь и теперь».

В процессе взаимодействия между детьми могут складываться разные ситуации, и поэтому от педагога требуется гибкость, умение видеть и понимать групповую динамику, реагировать на происходящее и делать центром внимания события, затрагивающие группу.

Поскольку в центре внимания — опыт проживания детьми эмоций, возникающие ситуации являются обучающими, необходимо проявлять уважение к переживаниям ребёнка, помогая ему понять, что с ним сейчас происходит, увидеть связь между реальной ситуацией и возникающей эмоцией, «уловить» эмоцию, назвать её, понять, что в той же ситуации чувствует другой человек. Именно изменения или их отсутствие могут дать педагогу объективную информацию об эффективности обучения и выбранных индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребёнка, быть сигналом необходимости внесения коррективов в ход обучения.

Используемые технологии и методы

Образовательная технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс.

В ходе реализации программы используются: игровые технологии, технологии социально-личностного развития, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и технология взаимодействия с родителями в современных условиях, проектные технологии.

Данные технологии учитывают ведущий вид деятельности данного возрастного периода детей, способствуют сохранению и укреплению психосоматического здоровья, коррекции и развитию личности в деятельности, направлены на гармонизацию детско-родительских отношений.

Для реализации намеченных целей программы использовались следующие методы: наблюдение, упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, дидактические, развивающие игры, знакомство с художественными произведениями (стихи, загадки, сказки), спортивные упражнения, дыхательные упражнения, нейропсихологические упражнения, интонационные игры, рассматривание иллюстраций, анкетирование, консультирование.

2.2. Организация и направления деятельности с педагогами  

Программа социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Будь собой»  является важным элементом средообразования и предполагает создание условий для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию. Используемые  инструменты и техники программы применимы и за рамками специальных занятий. Они легко интегрируются в другие виды деятельности дошкольника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на мотивацию к познавательному развитию детей. При всей кажущейся простоте сама по себе социально-эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в организации оптимальных условий для формирования у детей способности распознавать свои эмоции и эмоции другого человека, регулировать собственными эмоциями, эффективно вести себя в конфликтных ситуациях играет педагог.

Комплексное решение поставленных задач в программе социально-эмоционального развития детей «Будь собой» предполагает повышение компетентности педагогов через прохождение курса практико-ориентированных мероприятий.

Периодичность проведения обучающих мероприятий 1 раз в месяц.

Курс практико-ориентированных мероприятий для педагогов

№ п/п

Тема/задание

Задачи

Модуль

«Восприятие и понимание причин эмоций»

1

Введение в тему занятия «Эмоции»

Расширить представление педагогов о значении эмоций в жизни человека, влиянии эмоций на поведение и отношения между людьми

2

Дидактический тест «Восприятие и понимание причин эмоций»

Создать условия для развития умения определять эмоции и понимать причины их возникновения.

3

Знакомство с содержанием раздела «Восприятие и понимание причин эмоций»

Познакомить педагогов с содержанием занятий первого раздела Программы, планируемыми результатами детей в процессе освоения Программы и особенностями построения взаимодействия с детьми  

Модуль

«Эмоциональная регуляция»

4

Введение в тему занятия «Эмоциональная регуляция»

Расширить знания педагогов о важности развития навыка регулирования своего эмоционального состояния.

5

Дидактический тест «Эмоциональная регуляция»

Предоставить педагогам возможность для самодиагностики развития навыков эмоциональной регуляции.

6

Знакомство с содержанием раздела «Эмоциональная регуляция»

Познакомить педагогов с содержанием занятий совершенствовать приемы развития эмоциональной регуляции у детей

Модуль

«Социальное взаимодействие»

7

Введение в тему занятия «Социальное взаимодействие»

Создать условия для лучшего понимания педагогами значения эмпатии в общении. Познакомить с приемами формирования навыков выстраивания позитивной и эффективной коммуникации, социального взаимодействия.

8

Дидактический тест «Социальное взаимодействие»

Предоставить педагогам инструменты для самодиагностики развития навыков эмпатии, социального взаимодействия, поведения в конфликтах.

9

Знакомство с содержанием раздела «Социальное взаимодействие

Совершенствовать навыки выстраивания позитивной и эффективной коммуникации, социального взаимодействия посредством решения кейсов

 

2.3. Организация и направления деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников

Объединение усилий семьи и детского сада, совместная согласованная работа педагога и родителей - важное условие успешной реализации программы «Будь собой». Его соблюдение способствует достижению устойчивых результатов в области социально-эмоционального развития ребёнка.

Программа подразумевает содействие созданию личностно-развивающей образовательной среды, как в детском саду, так и дома, поэтомувзаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом, установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Программа «Будь собой» предусматривает организацию взаимодействия педагогов с родителями, основанную на использовании современных практико-ориентированных, интерактивных форм и руководствуетсяосновными принципами:

  • Доброжелательный стиль общения - позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа родителями.
  • Индивидуальный подход к каждой семье;
  • Сотрудничество, а не наставничество- создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях;
  • Тщательная подготовка к каждому мероприятию. Основа этого принципа — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий;
  • Эффективность форм взаимодействия с родителями - зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения;
  • Динамичность- находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Признание приоритета семейного воспитания определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Для родителей разработаны просветительские и вовлекающие мероприятия, которые проводятся в рамках практико-ориентированных мероприятий. Их задача — обучить приемам эффективного взаимодействия с детьми, показать родителям важность совместной работы, информировать о её содержании.

 Формы организации практико-ориентированного взаимодействия

с родителями

Формы организации

Практикум

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Дискуссия

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Родительский клуб

Форма работы с родителями, организованная в форме встреч, и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Конференция

Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности

Мастер-класс

Активная форма работы с родителями, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника.  Позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями и опытом.

Митап

Мероприятие для обмена опытом и обсуждения тех или иных проблем - это короткие мероприятия.

Цель митапа — свести людей с аналогичным опытом в той или иной сфере, чтобы они обменялись своими идеями, мыслями и нашли решение проблемы.

 Круглый стол

Современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Важной частью программы является участие родителей в совместных детско-родительских мероприятиях. Всё это призвано помочь взрослым создать дома среду, благоприятствующую гармоничному социально-эмоциональному развитию ребёнка, и выстроить систему собственных осознанных действий, направленных на содействие такому развитию.

        Важным направлением взаимодействия педагогов и родителей в рамках программы «Будь собой» является то, что родители - основные участники проведения диагностических мероприятий с детьми. На основе наблюдений за детьми родители заполняют «Карту оценки социально-эмоционального развития ребенка». В связи с чем, родители должны ориентироваться в вопросах социально-эмоционального развития детей.

Для обеспечения единых подходов и повышение знаний родителей по социально-эмоциональному развитию детей был разработан курс практико-ориентированных мероприятий для родителей. Курс практико-ориентированных мероприятия для родителей состоит из 3 модулей, рассчитанных на 8 занятий с периодичностью 1 занятие в месяц.

Курс практико-ориентированных мероприятий для родителей

№ п/п

Тема

Задачи

Модуль

«Восприятие и понимание причин эмоций»

1-2

«Эмоции»

Расширить представление родителей о значении эмоций в жизни человека, влиянии эмоций на поведение и отношения между людьми

3-4

«Восприятие и понимание причин эмоций»

Создать условия для развития умения определять эмоции и понимать причины их возникновения.

Модуль

«Эмоциональная регуляция»

5-6

«Эмоциональная регуляция»

Расширить знания родителей о важности развития навыка регулирования своего эмоционального состояния. Способствовать актуализации для родителей темы влияния эмоций на поведение и отношения между людьми

Модуль

«Социальное взаимодействие»

7-8

«Социальное взаимодействие»

Создать условия для лучшего понимания родителями значения эмпатии в общении. Познакомить родителей со значением навыков выстраивания позитивной и эффективной коммуникации, социального взаимодействия.

  1. Организационный раздел
  1. Условия реализации программы

Требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде определяются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (пункт 3.1.).

Психолого-педагогические условия при реализации программы:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как и искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Кадровые условия:Настоящую программу может реализовывать педагог-психолог, знающий приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации и владеющий технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников, прошедший специальную подготовку по программе.

Информационные условия:

Информационными ресурсами для трансляции инновационного опыта будут являться средства массовой информации, официальный сайт МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка».

Материально-технические условияопределяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Помещение

Наименование помещение

Сенсорная комната

 Расположение

3 этаж

 Площадь (кв. м2)

31,4

 Естественное освещение

Запад

 Количество окон

1

Материально-техническое оснащение

Пуфик-кресло "Груша" с гранулами (АЛ291)

2

Детская подушечка с гранулами (АЛ 267)

6

Сухой бассейн, светящийся с шарами

1

Сенсорная тропа для ног (АЛ415)

1

Сухой дождь (АЛ 416)

1

Интерактивная пузырьковая колонна (с шариками и рыбами)

1

Панно «Бесконечность» (напольное)

1

Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света

1

Детские зеркальные панно «Кривое зеркало» (АЛ 417)

1

Светильник «Переливающиеся цветы»

1

Светильник «Пламя»

1

Релаксационные подушки-игрушки

7

Магнитофон

1

Набор СD дисков «Волшебные голоса природы»

4

Модули- пуфы (красные)

10

Мяч-тренажер

4

Сенсорное панно «Ежик» (настенное)

1

Стол с песком с подсветкой

1

Ковер

1

Диваны детские

2

Затемняющие шторы

2

Проектор

1

Тюлевые шторы

2

Дидактическое обеспечение

Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (дидактические материалы для детей)

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 365 с.
  2. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2−6.
  3. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа; ДиК, 1999. 128 с.
  4. Конончук О. Ю. Программа "Я и другие" [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке. 2011 г. (дата обращения: 22.04.2016).
  5. Кривцова С. В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2-м классе. М.: Генезис, 2002. 189 с.
  6. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
  7. Личностный потенциал. Структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 403 с.
  8. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009, 456 с.
  9. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо "Эмоциональный интеллект" (MSCEIT. V. 2.0). Русскоязычная версия. М.: Институт психологии РАН, 2010. 212 с.
  10. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2017. 125 с.

  1. . Результативность программы

Качественными критериями оценки и достижения планируемых результатов детей дошкольного возраста являются следующие показатели:

– ребенок проявляет заинтересованность на занятии, активно участвует в работе;

– ребенок на занятии определяет эмоциональное состояние и сообщает о нем самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

– ребенок понимает причину эмоционального состояния и озвучивает это самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

– поведение ребенка на занятиях: уравновешенное (сообщает о своем переживании, может объяснить причины), неуверенное, беспокойное (тревожные реакции, плачет, боится, уходит от контактов), агрессивное (кричит, обзывает детей, взрослых, дерется);

– ребенок договаривается в ситуации конфликта самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

 – ребенок умеет принимать поддержку родителей в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности (стресс, конфликт).

Качественными критериями оценки и достижения планируемых результатов родителями (законными представителями) являются следующие показатели:

– понимание особенностей поведения и эмоционального реагирования своего ребенка;

– понимание своих чувств и чувств ребенка при взаимодействии с ним (когда ребенок рассержен, расстроен, в конфликтных ситуациях и т.д.);

– умение эффективно действовать в ситуациях поведенческих трудностей ребенка (когда ребенок рассержен, расстроен, в конфликтных ситуациях и т.д.).

Количественные характеристики:

– увеличение количества участников образовательного процесса, у которых сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню;

–увеличение количества родителей, принимающих активное участие в мероприятиях программы;

–увеличение количества родителей знакомых с конструктивными способами решения собственных психологических проблем, связанных с воспитанием и развитием своих детей.

Программа «Будь собой» будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений, что косвенно влияет на эмоциональное благополучие детей.

Возможные риски:

 – отсутствие подкрепления со стороны родителей снижает эффективность работы;

– нерегулярность занятий по причине отсутствия детей (заболеваемость).

Приложение №1

Планирование образовательной деятельности по программе

Раздел

Темы занятия

Количество часов

Введение (2 занятия)

Тема 1. Индивидуальность и многообразие в группе.

Занятие 1. Портрет моего Я

1

Тема 2. Проявление эмоций в группе. Правила группы. Занятие 2. Дом в окошках — словно сыр. Много-много в нём квартир

1

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций (13 занятий)

Тема 3. Многообразие эмоций.

Занятие 3. Я состою из эмоций.

Занятие 4. Чувства разные нужны.

Занятие 5. Пишу своё первое письмо

3

Тема 4. Органы чувств и эмоции.

Занятие 6. Я доверяю своим ощущениям.

Занятие 7. Я играю в ассоциации

2

Тема 5. Выражение и распознавание эмоций по невербальным признакам.

Занятие 8. Как договориться без слов.

 Занятие 9. О чём может сказать твоё тело?

2

Тема 6. Выражение эмоций голосом. Эмоции в речи.

Занятие 10. Как звучат эмоции?

Занятие 11. Оркестр моего настроения

2

Тема 7. Искусство — источник эмоций.

Занятие 12. Скучное я сделаю интересным.

Занятие 13. Моё ателье цвета

2

Тема 8. Восприятие и понимание эмоций через текст и иллюстрации.

Занятие 14. Страница моей книги эмоций.

Занятие 15. Я рисую стихи

2

Раздел 2. Эмоциональная регуляция (6 занятий)

Тема 9. Приёмы саморегуляции.

 Занятие 16. Как договориться с собой.

Занятие 17. Искусство моего дыхания

2

Тема 10. Разнообразие эмоций в живописи.

Занятие 18. Я могу рисовать свои эмоции.

Занятие 19. Удивительные игры с искусством

2

Тема 11. Регуляция эмоциональных состояний при взаимодействии в группе.

Занятие 20. Превращение моих эмоций.

Занятие 21. Игра в собирателей

2

Раздел 3. Социальное взаимодействие (10 занятий)

Тема 12. Установление и поддержание дружеских отношений.

Занятие 22. Как стать хорошим другом.

Занятие 23. Мой питомец мне друг

2

Тема 13. Эмпатия. Навыки оказания эмоциональной поддержки. Взаимопомощь.

Занятие 24. Как помочь другому?

Занятие 25. Я могу поделиться с тобой

2

Тема 14. Конфликты и их профилактика. Решение конфликтных ситуаций.

Занятие 26. Кубик согласия.

Занятие 27. Где найти хорошее настроение?

2

Тема 15. Этика поведения. Обращение за помощью — просьба и требование.

Занятие 28. Зачем быть вежливым?

1

Тема 16. Социальные компетенции.

Занятие 29. Я сочиняю игру.

Занятие 30. Учимся играя.

Занятие 31. Рецепт хорошего человека

3

Итого:

31

Приложение №2

Карта оценки социального-эмоционально развития

Компетенция

Компоненты

Критерии

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

Идентификация эмоций

Идентификация эмоций по мимическим признакам

Ребёнок различает мимические признаки злости, страха, грусти, радости, удивления, интереса. Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по мимическим признакам. Может обозначить их словами

Идентификация эмоций по пантомимическим признакам, действиям

Ребёнок различает эмоции — радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес — по позе, жестам, движениям. Может сопоставить действия и эмоции

Идентификация эмоций по вербальным признакам

Ребёнок различает эмоции — радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес — в речи по лексике, интонации, громкости, темпу

Идентификация эмоций в произведениях искусства

Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение). Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка)

Понимание и использование эмоционального и ментального словаря

Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями

Понимание причин эмоций

Понимание ситуационно обусловленных эмоций

При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт, живое общение) ребёнок распознаёт эмоции участников, делает верные предположения о причинах возникновения этих эмоций, событиях, предшествующих ситуации

Выражение эмоций

Выражение эмоций посредством мимики и пантомимики

Эмоциональная экспрессия ребёнка понятна для внешнего наблюдателя. Ребёнок выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений

Вербальное и выражение эмоций

Речь ребёнка эмоционально выразительна: он может описать эмоциональное состояние (своё и чужое), адекватно используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп)

Выражение эмоций в творчестве

Ребёнок может выразить эмоции в рисунке, аппликации, музицировании, движении

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Владение простыми навыками саморегуляции

Ребёнок может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность; описать ситуацию, ставшую его причиной. Ребёнок знаком с несколькими способами саморегуляции

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Коммуникативная компетентность

Установление и поддержание взаимодействия

Ребёнок способен установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста; со взрослыми — родителями, педагогом. Способен инициировать и поддержать общение: задавать вопросы с учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы; отвечать на вопросы

Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь

Ребёнок проявляет эмпатию; пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку. Ребёнок распознаёт некоторые ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким. Сам может обратиться за помощью, выбрать для этого знакомого взрослого или сверстника, сформулировать свою просьбу

Сотрудничество

Ребёнок понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения. Знает о необходимости соблюдения правил в совместной игре, работе. Может предлагать варианты взаимодействия, договариваться

Поведение в конфликтной ситуации

Ребёнок может идентифицировать свои эмоции и эмоции другого, на этом основании прогнозировать вероятность возникновения конфликта. Может делать предположения о причинах возникновения конфликта, возможных способах его разрешения. Знаком с простыми способами саморегуляции

Социальная компетентность

Следование формальным правилам поведения

нок знает формальные правила поведения и следует им: приветствие, прощание, извинение, благодарность и т.  д. Принимает, может следовать правилам, принятым в семье, детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....

Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...

Программа по интеллектуально - творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умный малыш"

Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В...

Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...