Синдром Аспергера
презентация по психологии

Ламбина Анастасия Игоревна

Подробное описание синдрома и его проявлений в детском возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asperger.pptx2.72 МБ
Файл sindrom_aspergera.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — общее нарушение психического развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий.

От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом сохраняются. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

У детей и взрослых с синдромом Аспергера проявляются два характерных симптома:

Трудности социального взаимодействия

При аутизме нарушения социализации связаны с расстройствами речи и интеллекта. При Аспергере же картина другая – человек просто не тяготеет к социальным контактам и общается весьма специфичным образом:

Конкретика. Человек прямо и просто доносит до собеседника свою мысль, без дополнительного «вступления» и «приукрашивания».

Например, как о чем-то просит обычный человек? Он здоровается, задает несущественные вопросы из разряда «Как дела?», создает необходимую атмосферу – и только потом озвучивает просьбу. А человек с Аспергером задает вопрос «в лоб», без речевых реверансов.

Отсутствие невербального контакта. При разговоре человек не использует невербальную коммуникацию взглядом, мимикой, жестами или позой.

Например, при общении такой человек может не смотреть вам в глаза, не сопровождать рассказ жестами и мимическими выражениями лица.

Недостаток эмпатии в общении. У человека нет спонтанной потребности разделить с человеком радость, горе и другие эмоции, он не отвечает собеседнику эмоциональной взаимностью

Например, вы делитесь с человеком радостной для вас новостью – но не видите на его лице, в позе или жестах ответной реакции на радость. Он просто принимает сказанный вами факт к сведению.

Эти особенности общения окружающие люди нередко воспринимают как грубость, холодность, преднамеренную прямолинейность, отсутствие такта и норм этикета. Отсюда и проблемы с социализацией.

При этом сами люди с синдромом Аспергера от такого положения дел страдают редко – они спокойно переносят социальную изоляцию и не нуждаются в частом общении.

Узконаправленные интересы и занятия

Люди с синдромом Аспергера не рассеивают свое внимание по нескольким областям занятий и интересов. Чаще они концентрируются на каком-то одном увлечении и деле – но благодаря этой особенности могут добиваться на своем поприще больших успехов.

Типичный портрет человека с Аспергером – замкнутый, немногословный, сосредоточенный на своем деле человек. Все свободное время он тратит на то, что вызывает у него интерес.

Но есть и минус – у людей с этим синдромом также может проявляться стереотипность в движениях и поведении.

Например, они могут неосознанно повторять один и тот же жест или движения тела.

МКБ-10

Классификация МКБ-10 упоминает синдром Аспергера под номером F:

Болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений взаимного социального взаимодействия, как и при детском аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Отличается от детского аутизма прежде всего тем фактом, что нет общей задержки или отставания ни в речи, ни в когнитивном развитии. Часто ассоциируется с выраженной неуклюжестью. Нарушения имеют ярко выраженную тенденцию сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Эпизоды психотического характера встречаются в ранней взрослой жизни.

DSM-IV-TR

Синдром Аспергера определён в главе «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (четвёртая редакция, пересмотренная) (DSM-IV-TR) как:

  1. Качественное затруднение социального взаимодействия, демонстрируемое как минимум двумя признаками из следующих:
  1. Выраженные нарушения в использовании многочисленных несловесных нюансов поведения, таких как взгляд глаза в глаза, выражения лица, тело (осанка) и жесты, для управления социальным взаимодействием.
  2. Неспособность развить отношения со сверстниками до уровня, соответствующего общему развитию.
  3. Отсутствие спонтанного побуждения разделять радость, интерес или достижения с другими людьми (к примеру, отсутствие показывания, приноса или указывания на интересные предметы другим людям).
  4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.
  1. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные шаблоны поведения, интересы и занятия, демонстрируемые как минимум одним признаком из следующих:
  1. Всепоглощающее занятие одним или несколькими стереотипными и ограниченными наборами интересов, ненормальное либо в интенсивности, либо в сосредоточении.
  2. Очевидно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным привычкам и ритуалам.
  3. Стереотипные и повторяющиеся движения (например, хлопанье или верчение пальцем или ладонью, сложные движения всем телом).
  4. Постоянная сосредоточенность на частях предметов.
  1. Это нарушение приводит к клинически значимым недостаткам в социальной, профессиональной или других важных сферах деятельности.
  2. Нет клинически значимой общей задержки развития речи (например, отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы — к трёхлетнему возрасту).
  3. Нет клинически значимой задержки в когнитивном развитии, в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптивного поведения (исключая социальные взаимодействия) и любопытства по поводу внешнего мира в детстве.
  4. Не удовлетворяются критерии других конкретных общих расстройств развития и шизофрении.

Кристофер Гиллберг в «Справочнике по синдрому Аспергера» также критикует обороты «нет клинически значимой задержки» в DSM и в меньшей степени некоторые другие и подчеркивает, что эти обороты говорят о неправильном понимании или чрезмерном упрощении синдрома. Он утверждает, что, хотя может присутствовать значимая задержка в некоторых областях языкового развития, она часто комбинируется с исключительно высоким функционированием в других областях, связанных с языком, и утверждает, что эта комбинация только внешне напоминает, но на самом деле очень отлична от нормального развития речи и адаптивного поведения.

DSM-5

В новой, пятой редакции «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) синдром Аспергера был удалён. Его заменило «расстройство аутистического спектра», которое объединяет описанные в предыдущем DSM-IV-TR аутистическое расстройство (аутизм), синдром Аспергера, детское дезинтеграционное расстройство и первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются сво...

Шкала для детей с синдромом Аспергера.

Австралийская шкала для детей с синдромом Аспергера....

Психологические особенности синдромов в сравнении (Каннера и Аспергера)

Психологические особенности синдромов в сравнении  (Каннера и Аспергера)...

Синдром «Незнайки» или «Вот какой рассеяный» : что такое синдром СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей...

Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» . Как помочь детям?

Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?Что отличает детей с СДВГ?Темпераментные малыши.Проблемы,  с которыми сталкиваются родители....

Дети с синдромом Аспергера

Дети с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки. Расстройство Аспер...