Психологические особенности синдромов в сравнении (Каннера и Аспергера)
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Психологические особенности синдромов в сравнении  (Каннера и Аспергера)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_kannera_i_asperga.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром Каннера

Синдром Аспергера

Краткая характеристика

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 
3) недостаточность коммуникативного использования речи; 
4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта; 
5) страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);
6) непосредственные и отставленные эхолалии "граммофонная или попугайная речь", по Каннеру); 
7) задержка развития "Я"; 
8) стереотипные игры с неигровыми предметами; 
9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

Синдром Каннера – непроцессуальный вариант детского аутизма, ядерная форма .

Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта (который воспринимается как чрезмерный раздражитель). Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.

Клиническое проявление симптоматики при синдроме Каннера происходит на 1-ом году жизни. Однако в поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: “Странный, не такой как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями – например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха.

При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый – был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т.д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета. (Некоторые исследователи считают, что ригидность, жесткость и агрессивность при взятии на руки более характерны для тех детей, у которых в будущем развивается шизофрения, тогда как пассивность более присуща непроцессуальному синдрому Каннера).

17). Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к (разной степени) положительной динамике. Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания – у одних детей в 2-3 года, у других – в 5-7 лет. На этом этапе сепарация от матери приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях – к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики. 

Синдром Аспергера получил своё название от имени Ханса Аспергера. Ханс Аспергер был педиатром, который наблюдал группу детей, имеющих похожие симптомы, которые впоследствии получили название «аутическая психопатии» (X. Аспергер 1944). Лорна Уинг (1981) впервые использовала термин “синдром Аспергера” для определения способностей, которыми обладают люди, подверженные аутизму, и не подлежат традиционной характеристике:

  1. Молчаливый, тихий или
  2. Отчуждённый, равнодушный.

Диагностика “синдрома Аспергера” достаточно сложна. Из литературы можно выявить общий перечень симптомов и проявлений, пункты которого указаны ниже вне порядка их значимости:

  1. Такие люди, чаще всего получают удовольствие от знакомых им, повторяющихся видов деятельности и могут быть негативно настроены к переменам.
  2. Люди, подверженные синдрому Аспергера часто могут фанатично увлечься какой- либо идеей, задаться целью. Более того, они обладают отличной механической памятью.
  3. Чувствительность может быть как очень слабая, притуплённая, так и острая, сильная.

Особенно трудно выявить синдром Аспергера у ребёнка в раннем детстве, но как только ребёнок достигает юношеского возраста, могут обнаруживаться следующие симптомы:

  1. Отсутствие отставания в развитие речи (однако, как указано выше, иногда проявляется странная форма использования речи).
  2. Нарушение моторно-двигательной системы (напр., дети с синдромом Аспергера уже могут хорошо говорить, прежде чем они начинают ходить). Они также могут быть неуклюжими, неловкими.
  3. Подверженные синдрому Аспергера обладают особенными способностями (напр., способность запоминать списки, и т.д.).
  4. Могут быть увлечена, порой до фанатизма, странными занятиями, интересами (часто собиранием различных вещей, таких как пакетов от чипсов, запоминанием номеров машин).

Синдром Аспергера обычно легче определить, когда ребёнок становится взрослым. Такой человек начинает ощущать себя по-другому (особенно это касается двусторонних личностных отношений), что может вызывать особые сложности в управлении чувствами, связанными с периодом полового созревания. Такое время может быть особенно сложным для всей семьи. Когда подростки с синдромом Аспергера становятся взрослыми, идиосинкразическая, эгоцентрическая грубоватость и, в то же время, ранимость, связанная с синдромом, часто приводит к сложностям в межличностных отношениях, как в жизни, так и на работе. Впоследствии это может привести к потребности обратиться к психиатру.

Синдром Аспергера часто рассматривают как аутизм без языковых и когнитивных отклонений, делая акцент на проблеме социализации личности. Я не оправдываю эту точку зрения, поскольку данные отклонения очень часто характерны для синдрома Аспергера.

Симптомы синдрома также схожи с нарушениями при повреждении передней части головного мозга. В связи с этим, можно предположить, что у людей с синдромом Аспергера имеются нарушения познавательной функции мозга.

Эмоции

Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).

Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) – настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе.

Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательным фоном настроения.

Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов. У них часто отмечаются страхи шума бытовых приборов, воды, ветра, которые могут сохраняться годами. (Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно).

Для аутичных детей типичен “феномен тождества” – стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Казалось бы не замечающий ничего вокруг, ребенок может отреагировать бурным и непонятным для родителей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающем. Это предельное выражение страха новизны в целом, выражающегося в крайне трудном принятии любых изменений (в еде, одежде, обстановке, маршрутах прогулок и т.д.). К этому примыкает и непереносимость взгляда в глаза – человеческое лицо оказывается для аутичного ребенка до болезненности избыточно изменчивым.

Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придаетему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Речь и общение

Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативистичен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.

2). Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т.е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):

- ребенок погружен в свой внутренний мир;

- смотрит “мимо” детей, играет “около”;

- не отвечает на обращенные к нему вопросы;

- речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий (“граммофонная или попугайная речь” по Каннеру);

- нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице (отмечается задержка развития личного местоимения “Я”).

Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций (характерных для здоровых детей). Игровая деятельность носит стереотипный, монотонный характер. Чаще всего это механические манипуляции с неигровыми (веревки, гвозди, бумажки) (реже игровыми) предметами (например, ребенок стереотипно перекладывает кастрюли, включает и выключает свет). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с неконструктурированным материалом (песком, водой).

Речь, вне зависимости от того, развивается она в обычные сроки, с задержкой или, наоборот, с опережением, не используется или используется крайне ограниченно в коммуникативных целях. Речевая продукция обычно спонтанна, ограничивается непосредственными и (или) отставленными эхолалиями (внеситуативным и стереотипным воспроизведением когда-то слышанного). В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие правильной (грамматически и синтаксически), сложной речи с неспособностью к диалогу. Модуляции голоса вычурные и неестественные, интонирование бедное. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии.

14). Особенности коммуникативности взаимосвязаны с формированием “Я”, которое у многих детей с аутизмом происходит лишь к 6-8 годам. Местоимение “Я” появляется в речи не раньше, чем ребенок начинает достаточно свободно и правильно использовать местоимения “он, она, они” и “ты”. Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”, которое, однако, произносят в эхолалической речи.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.

Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм.

Как правило, люди, подверженные синдрому, способны бегло говорить к пяти годам. Однако содержание речи может быть достаточно странным, педантичным или стереотипным.

Люди, подверженные синдрому обычно имеют проблемы с невербальным общением: слабовыраженная мимика, монотонность голоса или, возможно, неадекватная жестикуляция.

При общении людьми, подверженных синдрому Аспергера, могут не проявлять своего участия, сочувствия, им трудно быть инициаторами общения, и поэтому они довольно часто чувствуют себя “исключенными” из личных взаимоотношений. Понимание этого становится все более очевидным для них, когда они становятся взрослыми.

Создаётся впечатление, что у людей с синдромом Аспергера существует недостаток здравого смысла. То есть они могут изучать, узнавать какие-то факты, но, кажется, что эти знания остаются фрагментарными, они не могут сопоставить знания с жизненным опытом.

 Неестественное звучание их речи и странная жестикуляции часто воспринимается посторонними людьми как холодность и педантизм. Для людей с этим синдромом характерно отсутствие чувства юмора.

Поведение

При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.

10). Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.

Моторика

Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.

  • Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.
  • Моторно-двигательная система часто нарушена. Для них характерна неуклюжая походка и необычная осанка. Люди с синдромом Аспергера часто неловки в движениях, и их речь звучит достаточно непривычно, странно.

Познавательная сфера

). В последнее время получены данные, согласно которым 70-80% детей с синдромом Каннера страдают умственной отсталостью. Но в любом случае отмечается неравномерность интеллектуального развития и “западение” невербальных показателей по сравнению с вербальными при исследовании по методике Векслера. Нормальная интеллектуальная деятельность всегда характеризуется аутистической направленностью (игры, интересы, фантазии оторваны от реальной ситуации).

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией. 

Прогноз

Прогноз при детском аутизме зависит:

- от тяжести собственно аутистических проявлений,

- наличия или отсутствия выраженных органических поражений,

- темпа развития интеллекта и речи,

- и времени начала лечения (патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего лекарства оказывают симптоматическое, “косметическое” действие; а медико-педагогичекая и психологическая помощь наиболее продуктивна на базовых этапах (до 5-7 лет) формирования личности).

Люди с синдромом Аспергера обычно получают нормальный результат при прохождении IQ теста (общий процент исследования).Этот список симптомов не является исчерпывающим, и не обязательно, что все из них будут проявляться при проявлении синдрома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)

Данная презентация содержит информацию для педагогов ДОУ на тему "Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)". В  ней содержится описа...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности)

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности) 1.  Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическ...