Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через систему игр и упражнений
презентация к уроку по психологии (старшая группа)

Современному обществу нужны гармонично развитые личности. Поэтому родители и педагоги стремятся всесторонне развивать детей. В наш сложный век очень важно развивать познавательную сферу, которая определяет интеллект, но в то же время нельзя недооценивать аспекты эмоционально-волевой сферы, которая регулирует поведение .Эмоционально-волевая сфера-это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Данный материал об опыте моей работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через систему игр и упражнений в кружковой деятельности предназначен студентам педагогических вузов, педагогам-психологам для использования в учебных целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx101.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через систему игр и упражнений» Подготовила: педагог-психолог Тимофеева Н.И .

Слайд 2

Актуальность вопроса и перспективность Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях .

Слайд 3

Актуальность вопроса и перспективность Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, маленький ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и выражает их открыто, поэтому в различных ситуациях у детей могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, а еще труднее научиться контролировать себя. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это вредно для психического и физического здоровья.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея Важным фактором в работе меня как педагога-психолога, становятся: уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста, раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка, поиск методов, приёмов управления развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей .

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями. При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Мой опыт направлен на развитие эмоционально-волевой сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности

Слайд 6

Новизна . Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности . Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня. Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

Слайд 7

Технология работы Моя работа как педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. В работе используются такие технологии, как: - здоровье сберегающие; - игровые; - личностно-ориентированные; - информационно-коммуникационные Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми старших дошкольных групп, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.

Слайд 8

Работа с детьми Подгрупповые занятия в рамках кружковой работы Продолжительность занятий: 25 минут Систему построения занятий я ориентировала на удовлетворение ведущей потребности, свойственной старшему дошкольному возрасту и основанной на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности, Для старшей группы - эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера, личностная сфера. Занятия проводились в музыкальном зале с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил .

Слайд 9

Принципы проведения занятий: Системность подачи материала. Наглядность Цикличность построения занятий. Доступность. Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Слайд 10

Теоретическая часть Программа основана на игровых методах, которые являются ведущими методами обучения в дошкольном возрасте и эффективным способом, помогающим добиться максимальной заинтересованности, активности и концентрации внимания. Структура занятий разработана в соответствии с современными требованиями. Части занятия естественно переходят одна в другую.

Слайд 11

Практическая часть Организационный этап: создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей (Продолжительность 7 минут). Основной этап . Беседы в игровой форме, игры-перевоплощения, обучение новым играм и упражнениям, закрепление пройденного материала. Структура основной части занятия зависит от направленности и задач занятия. (Продолжительность 15 минут). Заключительный этап . Упражнения для релаксации: пластические этюды, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц. (Продолжительность 8 минут ).

Слайд 12

Практическая часть При составлении программы учтены правила дидактики: системность подачи материала, цикличность построения занятий, логичность, доступность, наглядность, переход от простого к сложному. Каждое выполненное упражнение оценивается индивидуально, обязательно похвалой. На занятиях проводится воспитательная работа: у детей воспитывается дисциплинированность и сплоченность, умение работать в команде. Тематика занятий строится с учетом возможностей детей. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Форма контроля : педагогическое наблюдение .

Слайд 13

Индивидуальная работа. Этот вид работы включал в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, и в консультировании родителей и педагогов.

Слайд 14

Работа с педагогами Результативность работы с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. С целью расширения и обогащения знаний об эмоциональном и волевом развитии ребенка дошкольного возраста мной с педагогами ДОУ проводятся консультации. В каждой группе оформлен уголок психолога, экран настроения. Воспитателям предлагаю игры, упражнения, которые можно использовать в своей работе с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Проводила и планирую провести в этом учебном году тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания

Слайд 15

Работа с родителями В рамках работы по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников, с целью привлечения интереса к познанию эмоциональной и волевой сферы ребёнка мной предусмотрены были следующие формы работы с родителями: - родительские собрания, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционально-волевого развития; - знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения. - размещение информации в «Уголке психолога» для родителей в группах

Слайд 16

Практическая часть - консультация для родителей «Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста». -консультация для педагогов «Эмоциональное развитие дошкольников » Определив основное направление в работе в сентябре 2024, я приступила к созданию предметной среды, которая бы способствовала развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольников. С этой целью я пополнила свой методический и наглядный материалом, это:

Слайд 17

Практическая часть Настольный песочный стол и кинетический песок. Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». Развивающая игра «Лица и эмоции». Практические материалы для психологической работы в д/с (картотеки пальчиковой гимнастики, психогимнастики , релаксации, и др.). Библиотека практического психолога. Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.

Слайд 18

Практическая часть Свою работу я строила поэтапно: - психодиагностика, - психологическое консультирование, - коррекционно-развивающая работа в рамках кружка «Познай себя».

Слайд 19

1этап.Психодиагностика Цель работы : выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Именно в деятельности кружка «Познай себя» с целью выявления уровня развития эмоционально-волевой сферы дошкольников старшего дошкольного возраста мной была использована методика В.М.Минаевой

Слайд 20

2 этап. Психологическое консультирование Цель работы с родителями : просвещение по теме эмоционально-волевого развития ребенка, гармонизация детско-родительских отношений. В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями: - формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка; - осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности

Слайд 21

2 этап. Психологическое консультирование Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления на родительских собраниях, индивидуального консультирования, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями. В каждой группе есть «Уголок психолога», что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и ДОУ при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.

Слайд 22

2 этап. Психологическое консультирование Цель работы с педагогами: повысить уровень компетентности педагогов, по теме развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами: - формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности детей; - повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников .

Слайд 23

2 этап. Психологическое консультирование В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провела и планирую в этом учебном году проводить: тренинги профилактики эмоционального выгорания тематические консультации: «Игры, в которые играют», «Эмоциональное развитие дошкольников»

Слайд 24

3 этап. Коррекционно-развивающая работа Цель : ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, развивать умение контролировать свое поведение и эмоции. Работу с детьми на данном этапе я провожу по следующим направлениям: - знакомство с эмоциями и обучение приемам саморегуляции , отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; - формирование эмпатии ; - развитие внимания, контроля поведения; - отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - повышение уверенности, самооценки дошкольников

Слайд 25

3 этап. Коррекционно-развивающая работа Занятия строю по принципу : знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую . Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением эмоций и чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога . Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей . Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением. Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Слайд 26

3 этап. Коррекционно-развивающая работа Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия , развивающие игры. В коррекционно-развивающей работе активно использую музыкальное сопровождение, так как помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, словом, движениями.

Слайд 27

Результативность И менно в старшем возрасте (5-6 лет) у детей активно начинает развиваться эмоционально-волевая сфера. При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная и эмоционально-волевая сферы. В связи с этим для коррекционно-развивающей работы была взята группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек. Результативность и эффективность проводимой работы выявлялась путём обследования, проводимого 2 раза: в начале и в конце учебного года.

Слайд 28

Результативность После проведения первичной диагностики особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников, и проанализировав полученные результаты, я определила цель коррекционно-развивающей работы – создать условия для развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников старшего возраста через систему игр и упражнений в рамках кружковой деятельности. Подводя итоги, я отметила, что психологические занятия по данной программе повышают коммуникативную компетентность детей, происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции. Внедрение здоровье сберегающих технологий, развитие эмоциональной активности, использование психологической гимнастики, аутотренинга, релаксации, дали положительные результаты:

Слайд 29

Результативность 1.Диагностика мимики и пантомимики Начальная диагностика : веселый(83%-15), печальный(44%-8), испуганный(38%-7), сердитый(55%-10), удивленный(38%-7) Итоговая диагностика: веселый(100%-18), печальный(100%-18), испуганный(100%-18), сердитый(94%-17), удивленный(94%-17) По результатам первого этапа дети к концу года без затруднений могли демонстрировать заданные эмоции

Слайд 30

Результативность 2.Диагностика выразительности речи Начальная диагностика: радостно(66%-12),грустно(77%-14), испуганно(16%-3), сердито(55%-10), удивленно(27%-5) Итоговая диагностика: радостно(100%-18), грустно(100%-18), испуганно(94%-17), сердито(94%-17), удивленно(94%-17) Второй этап к концу учебного года показал значительную результативность у ребят в умении произносить фразу с различной интонацией

Слайд 31

Результативность Диагностика восприятия графического изображения различных эмоций (выбор пиктограммы ) Начальная диагностика: радость(88%-16), грусть(61%-11), страх(33%-6), гнев(27%-5), удивление(16%-3) Итоговая диагностика: радость(100%-18), грусть(100%-18), страх(100%-18), гнев(100%-18), удивление(100%-18) Третий этап диагностического исследования показал 100% результат в восприятии графического изображения различных эмоций

Слайд 32

Результативность Диагностика графического изображения различных эмоций Начальная диагностика: содержание рисунка(77%-14), цвет(88%-16), величина(100%-18), расположение на листе(100%-18) Итоговая диагностика: содержание рисунка(100%-18), цвет(100%-18), величина(100%-18), расположение на листе(100%- 18) В целом, итоговая диагностика В.М. Минаевой показала почти 100% результативность в развитии эмоционально-волевой сферы ребят старшего дошкольного возраста, которые посещали кружок «Познай себя» в течении учебного года.

Слайд 33

Результативность В результате проведенной работы у дошкольника наблюдается: - чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость; - появляется постоянная дружба со сверстниками; - развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; - ребенок усваивает “язык” чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса; - активно формируются социальные чувства; - эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; - преобладание положительных эмоций.

Слайд 34

Результативность Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного психического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в положительном эмоциональном восприятии жизни. Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников и развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».

В статье представлены собственно разработанные пособия для организации игр,способствующих развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста....

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Образовательная область "Физическое развитие" Мастер – класс для педагогов. Тема: «Как можно раскрыть индивидуальные двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста через систему игр и упражнений (фитбол – гимнастика и степ- аэробика)»

Распространение индивидуальных двигательных возможностей педагогического  опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста в проведение степ-аэробики и фитбол- гимнастик...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...

Система работы на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша».

Современная педагогика подчеркивает важность интеллектуального развития детей дошкольного возраста, включая формирование логического мышления. Использование дидактического материала "Логическ...