Использование метода совместного рисования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ермакова Виктория Александровна

В современных условиях, где мир стремительно меняется, и дети все больше и больше времени проводят за просмотром видеороликов, мультфильмов сомнительного содержания, а также, играя в различные видеоигры, где отсутствует качественное межличностное взаимодействие между ребенком и взрослым, происходит регресс в физическом и психологическом развитии дошкольников. Данный фактор значительно усугубляет и наличие различных нарушений особенностей зрения. Дети нуждаются в дополнительных инновационных и нестандартных подходах для обогащения представлений о внешнем мире, так как зрительные патологии имеют сенсорный характер, при котором затруднено зрительное восприятие. [4]

Дети с нарушениями зрения — это группа детей, у которых наблюдаются различные степени потери зрительных функций, от легкой затрудненности в восприятии окружающего мира до полной слепоты. Эти нарушения могут быть врожденными или приобретенными и могут варьироваться от аномалий в строении глаз до заболеваний, затрагивающих зрительный нерв или головной мозг. [6] У таких детей чаще всего имеются ограниченные возможности в восприятии картины мира. Это может спровоцировать развитие социальной изоляции и эмоциональные проблемы у детей, а также нарушение развития крупной и мелкой моторики.[2]

Также замечено, что дети с нарушением зрения имеют трудности в развитии эмоционально-волевой сферы, которые имеют значительные последствия для их социальной адаптации, учебной деятельности и общего качества жизни. Такие нарушения проявляются в таких формах, как агрессивность, тревожность, замкнутость, эмоциональная нестабильность, пассивность, повышенная утомляемость и сниженная мотивация к обучению. Таким детям не интересны новые знания, их тяжело мотивировать и воодушевить на новый вид деятельности, что существенно усложняет педагогам процесс установки эмоционального контакта. [3]

Все перечисленные факторы максимально затрудняют развитие высших психических процессов и функций, что в свою очередь, усложняет приобретение навыков аргументации и ясного, точного изложения мыслей. Умение устанавливать деловые контакты, выходить из затруднительных и опасных отношений, использовать приемы психологической самозащиты осложняют конструктивное взаимодействие с социумом. В ситуации отдаления дошкольников от межличностного общения с родителями и сверстниками, специалисты сталкиваются с рядом нарушений в развитии коммуникативной сферы.  

В данном случае особую важность играет роль поиска актуальных и действенных методов психологической помощи, направленной на поддержку и развитие детей с ограниченными возможностями зрения. Одним из таких эффективных методов для установления эмоционального контакта с ребенком и последующей продуктивной коррекционной работы является метод совместного рисования. Данный метод может служить не только средством самовыражения, но и инструментом для улучшения эмоционального состояния и социального взаимодействия. Так как нарушение зрения значительно воздействует на развитие ребенка, его социальную адаптацию и эмоциональное состояние, данный игровой метод позволяет им находиться в непрерывном эмоциональном контакте с другими участниками продуктивной творческой деятельности. [6]

Главное преимущество метода совместного рисования заключается в развитие у детей творческого потенциала и креативности, а также в способности выразить свои чувства и эмоции в процессе творческой деятельности, помочь ребенку самовыражаться. Кроме того, метод совместного рисования способствует поддержанию не только межличностных связей в кругу сверстников, но и способствует развитию личного контакта педагога-психолога с детьми, имеющими зрительную патологию, создавая особые условия для их творческой и развивающей деятельности в  индивидуальной образовательной среде. Это помогает педагогу расположить такого ребенка к себе и улучшить качество психолого-педагогического и коррекционно-развивающего процесса. [4]

В процессе совместной деятельности дошкольники учатся доверять друг другу и принимать ответственность за свои действия в коллективной работе. Так же во время занятий дети учатся доверять и взрослому. У них повышается общее эмоциональное состояние и самооценка, что позволяет предупредить конфликтные ситуации.

Следует отметить, что метод совместного рисования многоаспектен. С его помощью можно выявить детей, склонных к агрессивным проявлениям, с проблемами в эмоционально-волевой сфере. У детей, вовлеченных в совместную изобразительную деятельность, развиваются навыки мелкой моторики, что является подготовкой руки к письму.

При использовании метода совместного рисования с детьми, имеющими зрительные нарушения, важно учитывать ряд правил для достижения наилучшего результата, а именно соблюдение режима зрения.

Режим зрения – это система организации зрительной деятельности, которая включает в себя правила и рекомендации по оптимальному использованию зрения в зависимости от условий окружающей среды и индивидуальных особенностей ребенка. Он имеет особенную важность в соблюдении в любой воспитательной или образовательной деятельности, так как правильный режим способствует значительному улучшению качества жизни и снижает нагрузку на зрительный нерв. [1]

Режим зрения включает в себя: правильное освещение, чередование работы и отдыха, специфику позы и размещения объектов исследования и применение специальных вспомогательных материалов для работы, а также рассадку за столом в процессе совместной деятельности. [6]

Таким образом, можем заключить, что метод совместного рисования является максимально эффективным приемом в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Так как дети с нарушениями зрения требуют особого внимания со стороны взрослых, создания поддерживающей и инклюзивной среды, где они могут развиваться и взаимодействовать друг с другом. В процессе совместной деятельности в группе детей под контролем взрослого, формируются коммуникативные и волевые навыки, осваиваются приемы эффективного сотрудничества и корректируются дисгармоничные межличностные связи, развивается мелкая моторика и зрительно-двигательная координация, навыки письма и улучшается общее эмоциональное состояние.

Совместное рисование является действенным методом психологической помощи в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Данный метод не только способствует развитию творческих способностей, но и помогает справляться с эмоциональными трудностями, улучшает коммуникативные навыки и формирует уверенность в себе, создает условия для социальной интеграции, эмоционального выражения и повышения самооценки, что в конечном итоге помогает детям более успешно адаптироваться к окружающему миру.

Литература:

  1. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
  2.  Кудрина Т.П. Дети с нарушением зрения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ Т.П. Кудрина, А.А. Любимов, М.П. Любимова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2021. – 95 с.
  3. Сапожникова О.Б., Сапожников Б.В. Волшебная сила цвета. Развитие эмоциональной сферы детей 4-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64 с. (Библиотека логопеда).
  4. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. – М.: Вариант, 2023. – 256 с.
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник/ Г.А. Урунтаева. – 11-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 372 с.
  6. Фомичёва Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения, Каро, 2007г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermakova_v.a_-_kopiya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В современных условиях, где мир стремительно меняется, и дети все больше и больше времени проводят за просмотром видеороликов, мультфильмов сомнительного содержания, а также, играя в различные видеоигры, где отсутствует качественное межличностное взаимодействие между ребенком и взрослым, происходит регресс в физическом и психологическом развитии дошкольников. Данный фактор значительно усугубляет и наличие различных нарушений особенностей зрения. Дети нуждаются в дополнительных инновационных и нестандартных подходах для обогащения представлений о внешнем мире, так как зрительные патологии имеют сенсорный характер, при котором затруднено зрительное восприятие. [4]

Дети с нарушениями зрения — это группа детей, у которых наблюдаются различные степени потери зрительных функций, от легкой затрудненности в восприятии окружающего мира до полной слепоты. Эти нарушения могут быть врожденными или приобретенными и могут варьироваться от аномалий в строении глаз до заболеваний, затрагивающих зрительный нерв или головной мозг. [6] У таких детей чаще всего имеются ограниченные возможности в восприятии картины мира. Это может спровоцировать развитие социальной изоляции и эмоциональные проблемы у детей, а также нарушение развития крупной и мелкой моторики.[2]

Также замечено, что дети с нарушением зрения имеют трудности в развитии эмоционально-волевой сферы, которые имеют значительные последствия для их социальной адаптации, учебной деятельности и общего качества жизни. Такие нарушения проявляются в таких формах, как агрессивность, тревожность, замкнутость, эмоциональная нестабильность, пассивность, повышенная утомляемость и сниженная мотивация к обучению. Таким детям не интересны новые знания, их тяжело мотивировать и воодушевить на новый вид деятельности, что существенно усложняет педагогам процесс установки эмоционального контакта. [3]

Все перечисленные факторы максимально затрудняют развитие высших психических процессов и функций, что в свою очередь, усложняет приобретение навыков аргументации и ясного, точного изложения мыслей. Умение устанавливать деловые контакты, выходить из затруднительных и опасных отношений, использовать приемы психологической самозащиты осложняют конструктивное взаимодействие с социумом. В ситуации отдаления дошкольников от межличностного общения с родителями и сверстниками, специалисты сталкиваются с рядом нарушений в развитии коммуникативной сферы.  

В данном случае особую важность играет роль поиска актуальных и действенных методов психологической помощи, направленной на поддержку и развитие детей с ограниченными возможностями зрения. Одним из таких эффективных методов для установления эмоционального контакта с ребенком и последующей продуктивной коррекционной работы является метод совместного рисования. Данный метод может служить не только средством самовыражения, но и инструментом для улучшения эмоционального состояния и социального взаимодействия. Так как нарушение зрения значительно воздействует на развитие ребенка, его социальную адаптацию и эмоциональное состояние, данный игровой метод позволяет им находиться в непрерывном эмоциональном контакте с другими участниками продуктивной творческой деятельности. [6]

Главное преимущество метода совместного рисования заключается в развитие у детей творческого потенциала и креативности, а также в способности выразить свои чувства и эмоции в процессе творческой деятельности, помочь ребенку самовыражаться. Кроме того, метод совместного рисования способствует поддержанию не только межличностных связей в кругу сверстников, но и способствует развитию личного контакта педагога-психолога с детьми, имеющими зрительную патологию, создавая особые условия для их творческой и развивающей деятельности в  индивидуальной образовательной среде. Это помогает педагогу расположить такого ребенка к себе и улучшить качество психолого-педагогического и коррекционно-развивающего процесса. [4]

В процессе совместной деятельности дошкольники учатся доверять друг другу и принимать ответственность за свои действия в коллективной работе. Так же во время занятий дети учатся доверять и взрослому. У них повышается общее эмоциональное состояние и самооценка, что позволяет предупредить конфликтные ситуации.

Следует отметить, что метод совместного рисования многоаспектен. С его помощью можно выявить детей, склонных к агрессивным проявлениям, с проблемами в эмоционально-волевой сфере. У детей, вовлеченных в совместную изобразительную деятельность, развиваются навыки мелкой моторики, что является подготовкой руки к письму.

При использовании метода совместного рисования с детьми, имеющими зрительные нарушения, важно учитывать ряд правил для достижения наилучшего результата, а именно соблюдение режима зрения.

Режим зрения – это система организации зрительной деятельности, которая включает в себя правила и рекомендации по оптимальному использованию зрения в зависимости от условий окружающей среды и индивидуальных особенностей ребенка. Он имеет особенную важность в соблюдении в любой воспитательной или образовательной деятельности, так как правильный режим способствует значительному улучшению качества жизни и снижает нагрузку на зрительный нерв. [1]

Режим зрения включает в себя: правильное освещение, чередование работы и отдыха, специфику позы и размещения объектов исследования и применение специальных вспомогательных материалов для работы, а также рассадку за столом в процессе совместной деятельности. [6]

Таким образом, можем заключить, что метод совместного рисования является максимально эффективным приемом в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Так как дети с нарушениями зрения требуют особого внимания со стороны взрослых, создания поддерживающей и инклюзивной среды, где они могут развиваться и взаимодействовать друг с другом. В процессе совместной деятельности в группе детей под контролем взрослого, формируются коммуникативные и волевые навыки, осваиваются приемы эффективного сотрудничества и корректируются дисгармоничные межличностные связи, развивается мелкая моторика и зрительно-двигательная координация, навыки письма и улучшается общее эмоциональное состояние.

Совместное рисование является действенным методом психологической помощи в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Данный метод не только способствует развитию творческих способностей, но и помогает справляться с эмоциональными трудностями, улучшает коммуникативные навыки и формирует уверенность в себе, создает условия для социальной интеграции, эмоционального выражения и повышения самооценки, что в конечном итоге помогает детям более успешно адаптироваться к окружающему миру.

Литература:

  1. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
  2.  Кудрина Т.П. Дети с нарушением зрения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ Т.П. Кудрина, А.А. Любимов, М.П. Любимова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2021. – 95 с.
  3. Сапожникова О.Б., Сапожников Б.В. Волшебная сила цвета. Развитие эмоциональной сферы детей 4-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64 с. (Библиотека логопеда).
  4. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. – М.: Вариант, 2023. – 256 с.
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник/ Г.А. Урунтаева. – 11-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 372 с.
  6. Фомичёва Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения, Каро, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...

"Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития"

Нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику пальцев рук и тем самым оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга....

Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...