Профилактика буллинга в детском саду
учебно-методический материал по психологии
Семинар-практикум "Профилактика Буллинга в детском саду" проводится психологом для педагогов ДОУ с целью повышения психолого-педагогической грамотности. Педагоги смогут рассмотреть понятие буллинг, виды, причины и способы профилактики буллинга в дошкольном возрасте. Психолог поможет педагогам определить особенности поведения детей в ситуации буллинга.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика БУЛЛИНГА в детском саду
Форма проведения: семинар - практикум.
Цель: Повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов по вопросам буллинга в дошкольной организации.
Задачи: Рассмотреть понятие буллинг, виды, причины и способы профилактики буллинга в дошкольном возрасте. Определение педагогами особенностей поведения в ситуации буллинга.
Участники: педагоги ДОУ.
Оборудование: видеопроектор, мультфильм «Про Миру и Гошу», материалы по профилактике буллинга в ДОУ в форме памяток для педагогов.
Ход семинара:
I. Вводная часть
Упражнение «Белая ворона».
Педагог-психолог: - Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о БУЛЛИНГЕ, но сначала поиграем. Я предлагаю одному из вас стать "белой вороной". Вам предстоит делать все обратное тому, что делает группа. А группа повторяет все движения ведущего. «Белая ворона» выходит в центр круга и выполняет все инструкции ведущего наоборот. Например, группа поднимает вверх руки, а «белая ворона» - опускает, все поворачиваются направо, а «белая ворона» - налево, вся группа улыбается, «белая ворона» - хмурится и т.д.
- Поднимите руки вверх (белая ворона опускает), повернитесь и наклонитесь вправо, улыбнитесь.
- Нейроупражнения «Звёзды, планеты», «Телескоп».
Вопросы для участников игры:
- Один человек из группы выступал в роли «белой вороны». Вы заметили его?
-Что вам хотелось сделать по отношению к "белой вороне"?
- Мешала ли вам "белая ворона "? Отвлекала ли она вас?
- Как вы чувствовали себя в роли «белой вороны»?
- Вам было трудно - быть не таким, как все?
- Чтобы вы чувствовали если бы ситуация повторялась регулярно?
- Часто люди не похожие на нас, или не умеющие за себя постоять попадают в ситуации когда их травят, притесняют.
- Сегодня, мы рассмотрим понятие «буллинг» и изучим его влияние на микроклимат в детском коллективе.
Упражнение «Ассоциации».
- Какие у вас возникают ассоциации со словом буллинг? (ответы педагогов);
- Что такое буллинг, по вашему мнению? (ответы педагогов).
Буллинг это – длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение.
Моббинг – психологическое давление, насилие и угнетение группой лиц какого-либо человека в коллективе.
Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия как во внешности, так и в поведении.
Эмоции от буллинга
- Кто хочет поделиться, рассказав о ситуации буллинга, когда он был участником, либо свидетелем?
Анализ ситуации.
- Назовите эмоции, которые вы чувствовали в тот момент? Какие эмоции вызвали эти воспоминания сейчас?
Просмотр мультфильма «Про Миру и Гошу».
- В данном мультфильме ярко показан мальчик Гоша, который мог стать жертвой буллинга, если бы мама девочки не разъяснила бы, что дети могут быть разными, но у них много и общего.
II. Основная часть.
- Как вы считаете, актуальна ли проблема буллинга в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте, дети не осознают до конца своих действий. У дошкольников нет предварительной стадии обдумывания, отсутствует чувство вины и понимание последствий. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами.
Отличительные особенности буллинга:
- то, что участники буллинга, как правило, являются представителями одной и той же социальной группы;
- регулярная повторяемость на протяжении времени;
- буллинг - агрессивное поведение, включающее антисоциальные (хулиганские) действия. В этом заключается разница между буллингом и случайными драками или ссорами, которые, иногда, имеют место быть.
Формы буллинга
Физический - пинки, удары, шлепки, толчки и прочие виды физического насилия.
Словесный - систематическое использование обидных слов, фраз, чтобы унизить, либо запугать жертву.
Эмоциональный - это косвенная травля, когда исключают из общения, игнорируют (бойкот).
Кибербуллинг – характерен для школьников, когда дети публикуют провокационные материалы о жертве, либо угрожают, пугают сообщениями. В основном используют в чатах, где нет взрослых. Это встречается в школьном возрасте.
Дошкольный возраст - является возрастом первоначального становления личности ребенка. Дети до трех лет, не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться, поэтому требуют и отбирают игрушки друг у друга.
В пять-шесть-семь лет устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия, появляется определённый уровень самоконтроля. Именно в этом возрасте, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.
Дети часто копируют поведение, которое транслируется у них дома или копируют увиденное в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист.
Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки - это часть жизни детского коллектива. В детском саду авторитетом для детей является воспитатель. Он обязательно должен приучать детей справляться с агрессией внутри себя.
Проблема буллинга, решённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка.
Психологический портрет возможной жертвы (работа по цепочке).
- Давайте подумаем, какие дети в группе детского сада, по вашему мнению, могут стать жертвами буллинга?
Жертвами буллинга в детском коллективе, могут стать:
- дети с нарушениями в физическом и психическом развитии (дети с ОВЗ);
- дети с личностными особенностями: застенчивые, с низкой самооценкой;
- дети, которые регулярно ябедничают взрослым.
Часто ребенок может считать себя виноватым в том, что он жертва, ведь его выбрали по принципу, что он не такой, как другие. И это способствует молчанию, боясь осуждения от взрослых, либо попросту расстроится мама. Поэтому важно следить за косвенными признаками буллинга.
Упражнение «Признаки жертвы буллинга».
Цель: ознакомление с поведением детей, подверженных притеснению.
- Я назову поведенческие признаки детей. Кто согласен, что это может быть проявлением результата буллинга, поднимает руку.
Поведенческие признаки:
- систематическое нежелание идти в детский сад;
- постоянно жалуется на самочувствие по дороге в сад, в саду, в результате может на самом деле заболеть;
- подавлен;
- молчалив;
- симптомы страха;
- избегает общения с определенными детьми;
- не остается наедине с детьми (туалетная комната, раздевалка);
- перестает делиться новостями своей группы дома, нежелание рассказывать о детском саде.
Часто родители сомневаются, стоит ли вмешиваться в детские проблемы или ребенок должен сам научиться постоять за себя.
Дети дошкольного возраста никогда не справятся с буллингом сами!
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Первое, что следует делать в таких случаях — обращаться к специалистам!
- Не игнорировать, не преуменьшать значение детского буллинга.
Необходимо, чтобы воспитанники и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны сверстников.
- Занять бескомпромиссную позицию.
Воспитатель или родитель, узнавший о проявлениях травли или ставший её свидетелем, должен занять жёсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.
- Провести беседу с агрессором.
В рамках беседы воспитатель, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в саду не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к сверстникам, занимающимся травлей.
- Провести беседу с жертвой.
Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву буллинга, устранить у неё чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребёнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.
- Провести беседу с детским коллективом.
Разговор позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал воспитанников, которые ведут себя позитивно.
7.Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы.
Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.
8.Заставить агрессора нести ответственность за свои действия.
Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.
Именно в дошкольном возрасте нужно следить за местом ребенка в детском коллективе, чтобы не допустить такого явления, как «детский буллинг».
Упражнение «Профилактика буллинга».
Цель: разработать способы профилактики буллинга.
- Я начинаю фразу, а вы ее продолжаете. Последующий начинает с фразы предыдущего. «Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга в группе нужно ...»
- Я принимаю все ваши ответы, они являются профилактикой буллинга в группе.
Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга нужно:
- организовать среду, которая поддерживает эмоциональное благополучие;
- взрослым следить за своей речью: исключить слова агрессии, не обсуждать детей в их присутствии;
- воспитатель обязан обращать внимание на поведение ребёнка, на чьей бы позиции он ни был: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресечь.
Методы работы с застенчивыми детьми.
- Рассмотрим застенчивых детей, которые тоже могут попасть под буллинг.
Застенчивыми не рождаются, а становятся.
- Воспитателям самим не называть ребенка застенчивым и неуверенным и не позволять никому.
- Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.
- Показать ребенку, что Вы его понимаете и сочувствуете его проблемам.
- Обратиться к психологу.
- Тренировать вместе с ребенком контакт взглядом. Объяснить ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе.
- Всегда уверять ребенка, что в случае неудачи взрослый придет на помощь, ставить перед ребенком те цели, которых он может добиться.
- Проиграть театральные этюды (сценку знакомства, начала разговора, беседы).
- Помогать, ребенку осознавать свои чувства и желания. Также помочь ему понять чувства и поведение других детей.
- Развивать ребенка физически. Для застенчивого ребенка это крайне важно. Физическая выносливость и ловкость повысят его уверенность в себе. Любой страх приводит к образованию зажимов в теле. Спорт поможет ребенку расслабиться и снять ненужное напряжение.
Методы работы с детьми с низкой самооценкой.
– Педагоги должны хвалить ребёнка при всех, ругать наедине. Похвала и критика должны быть в меру. Критикуя ребенка, обязательно найдите, за что его можно похвалить -ум, сообразительность, за упорство и силу воли.
– Не сравнивать с другими детьми. Если вы не хотите навсегда посеять зерно конкуренции в детях, стоит остерегаться сравнивать их достижения.
– Воспитывать у ребенка веру в себя. Вера в малыша — главный «секрет» адекватной самооценки у ребенка.
Не ленитесь чаще говорить ему слова поддержки: «я верю, что у тебя все получится» или «ты сможешь легко справится с этим, если захочешь».
Рассмотрим ябедников, которые часто попадают под буллинг.
- Для профилактики ябедничества в детском саду необходимо проводить беседы с детьми на тему «Что такое хорошо или что такое плохо», включать чтение художественной литературы, обучать самостоятельному решению проблем, проигрывание ролевых игр, различных сценариев, которые помогут ребенку понять, что такое ябедничание и как следует вести себя в различных ситуациях.
- Обеспечивать ребенку внимание, это поможет значительно уменьшить число жалоб и доносов. Несколько минут внимания взрослого подкрепляют хорошее поведение и снижают вероятность такого способа привлечения интереса к себе, как ябедничание.
- Педагог, должен быть примером, никогда не подавайте дурной пример, не ябедничайте на ребенка другим, не относитесь критически к поступкам ребенка, будьте внимательным и терпимым, всегда выслушивайте ребенка.
- Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.
- Использовать приёмы сказкотерапии. Читать перед сном терапевтические сказки.
Особенность буллинга в том, что если пустить всё это на самотёк, травля, и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится.
Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка, даже кажущихся вам сущей безделицей. Проигнорировав её один раз, вы больше никогда не добьетесь откровенности и не узнаете, когда и при каких обстоятельствах всё случилось.
Лучшая профилактика буллинга в ДОУ – это внимательность, участие к проблемам каждого ребенка. И любовь ко всем детям. Очень много любви.
III. Рефлексия:
Педагог-психолог: - Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя?
- Нужно ли бить тревогу при первых признаках буллинга?
- Как необходимо проводить профилактику буллинга в детском коллективе?
Педагог образец поведения для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие по профилактике буллинга в детском коллективе
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях воспитанников....
Буллинг в детском саду: причины и профилактика.
Что же такое буллинг?...
Буллинг в детском саду: причины и профилактика
В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не вс...

БУЛЛИНГ в детском саду: причины и профилактика
В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не вс...

Профилактика буллинга в детском саду
Мастер-класс для педагогов на тему: "Дети непохожие на рстальных", профилактика буллинга в детском саду...

«Буллинг в детском саду: причина и профилактика»
Как вы думаете коллеги, актуально ли проблема буллинга в дошкольном возрасте?...

Консультация для педагогов "Профилактика буллинга в детском саду"
Данный материал описывает причины возникновения проявлений буллинга в детских группах и содержит практические приемы и методы для предотвращения буллинга в ДОУ....
- Мне нравится (1)
