«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»
консультация по психологии (подготовительная группа)

Kotova Anna Aleksandrovna

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»

       Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_v_sfere_obshcheniya.docx604.22 КБ

Предварительный просмотр:

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»

Консультация педагога-психолога

родителям

        Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются:

1. физическая готовность,

2. мотивационная готовность,

3. интеллектуальная готовность,

4. эмоционально-волевая готовность,

5. готовность в сфере общения.

Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, и могут компенсировать развитие друг друга.

Остановимся на одном из них более подробно и рассмотрим  готовность детей к школе в сфере общения.

По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе и с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

— развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

— умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

— развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

        Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:

1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

— доброжелательность;

— уважение к товарищам;

— общительность;

— готовность проявить сочувствие.

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона

в общении.

3. Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

— умение согласовывать действия с другими;

— осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

  • Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
  • Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с  неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.
  • Наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактным, с неадекватной самооценкой, с агрессивным поведением.

        Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.C:\Users\ASUS\Downloads\257132558-1536136654_bigstock__d_red_exclamation_mark_on_whi_18984152-111.jpg

        

У детей надо сформировать следующие навыки общения:D:\Психолог - Работа 250 к 2\КАРТИНКИ\школа 8.jpg

  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

        

Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.

        Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители.

        «Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «Узнать, какой фильм идёт в кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» - эти и другие ситуации, разыгранные вами с ребёнком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.

        В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

        Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.

Также важно, чтобы изначально у ребенка сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения.

Родителям и специалистам следует приложить максимум усилий для того, чтобы облегчить ребенку начало нового жизненного этапа. Необходимо помнить о том, что все эти замечательные качества, указанные выше, могут стать надежным залогом успешной учебы малыша. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.

Кроме того, не стоит забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт практически любому школьному начинанию.

Таким образом, это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка необходимые положительные качества.

Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №250» Котова Анна Александровна

Источник: Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога..

Е.В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Готовность детей к школе в сфере общения

Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения...

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ» Консультация психолога

laquo;ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»Консультация психологаСоциально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодар...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...

консультация " Готовность ребенка к школе в сфере общения

Готовность ребенка к школе в сфере общения или социально – психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения с взрослыми и сверстниками ...