«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»
консультация по психологии (подготовительная группа)
«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 604.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»
Консультация педагога-психолога
родителям
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.
Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются:
1. физическая готовность,
2. мотивационная готовность,
3. интеллектуальная готовность,
4. эмоционально-волевая готовность,
5. готовность в сфере общения.
Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, и могут компенсировать развитие друг друга.
Остановимся на одном из них более подробно и рассмотрим готовность детей к школе в сфере общения.
По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе и с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
— развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
— умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
— развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:
1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
— доброжелательность;
— уважение к товарищам;
— общительность;
— готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона
в общении.
3. Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
— умение согласовывать действия с другими;
— осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:
- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
- Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.
- Наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактным, с неадекватной самооценкой, с агрессивным поведением.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
- умение слушать собеседника, не перебивая его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.
Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители.
«Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «Узнать, какой фильм идёт в кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» - эти и другие ситуации, разыгранные вами с ребёнком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.
Также важно, чтобы изначально у ребенка сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения.
Родителям и специалистам следует приложить максимум усилий для того, чтобы облегчить ребенку начало нового жизненного этапа. Необходимо помнить о том, что все эти замечательные качества, указанные выше, могут стать надежным залогом успешной учебы малыша. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Кроме того, не стоит забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт практически любому школьному начинанию.
Таким образом, это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка необходимые положительные качества.
Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №250» Котова Анна Александровна
Источник: Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога..
Е.В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Готовность детей к школе в сфере общения
Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения...

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ» Консультация психолога
laquo;ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»Консультация психологаСоциально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодар...

Семинар для педагогов "Профилактика трудностей обучения в школе. Коммуникативная готовность ребенка к школе" выступление с темой "Коммуникативная готовность детей к школе".
Коммуникативная готовность к школе...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...
консультация " Готовность ребенка к школе в сфере общения
Готовность ребенка к школе в сфере общения или социально – психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения с взрослыми и сверстниками ...











