ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Р.ШТЕЙНЕР)
статья по психологии
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Р.ШТЕЙНЕР)
Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Р.ШТЕЙНЕР)
Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.
Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.
Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру. Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Валъдорф-Астория», при которой была организована школа.
Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.
Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение - антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Задача вальдорфской педагогики − воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения.
Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике − классный учитель. Он организует практически всю учебно-воспитательную работу со своими учениками в течение первых 8 лет обучения. В классе обычно около 30 человек. Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает тесное взаимодействие между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану, его действия определяются с учетом индивидуальности каждого ученика.
Р. Штейнер развитие человека рассматривал как цепь внутренне присущих человеку ступенчатых преобразований, протекающих под влиянием биогенетического закона. На ступени всестороннего развития действие биогенетического закона преодолевается, и человек достигает подлинной духовной свободы.
Вальдорфская педагогика исключает прямое воздействие на волю, допускаются только косвенные воздействия, общий принцип которых «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». В вальдорфских школах большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие живого мышления и прочной воли.
Обучение делится на три ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска.
В начальном обучении преимущественно используются образные формы изложения материала. Предметы учащиеся проходят так называемыми «эпохами»: в течение 3−4 недель ежедневно на первых уроках изучается один и тот же предмет. Учебники не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Тексты до 8-го класса, как правило, диктуются или формируются совместно всеми в классе.
На старшей ступени ученики самостоятельно записывают сообщаемый материал. Таким образом, у каждого ученика рождается свой индивидуальный учебник. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.
Вальдорфские школы основаны на принципе самоуправления, должности директора школы и его заместителя упразднены. Коллективное руководство школой осуществляется на еженедельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учителя. Вопросы материального обеспечения и финансирования решает школьное объединение, состоящее из всех учителей и родителей учащихся.
Перед тем как приступить к обучению письму, учитель особое внимание обращает на развитие образного восприятия ребенка и навыков работы руками. Для этого существует специальный предмет − рисование форм. На занятиях, опираясь на игры и сказки, учитель «прошагивает» основные геометрические фигуры большого размера (круг, прямоугольник, спираль и т. д.). Эту же фигуру ученик описывает в воздухе рукой. Затем переносит форму движения на бумажный лист.
Буквы не просто перечисляются детям, учитель рассказывает историю о каждой букве, в которой раскрывается ее характер, например: буква «д» − дом, в котором жила добрая старушка; «ж» − жадный жук; «к» − смелый королевич.
Учитель рассказывает сказку о храбром королевиче, который освобождает прекрасную принцессу из плена. Ученики рисуют на весь тетрадный лист королевича с мечом, который он занес над змеем-горынычем. В сознании ребенка долго живет образ храброго королевича, и иногда даже на втором году обучения некоторые дети пририсовывают к букве «к» корону и меч. Со временем это исчезает, но ученик уже не воспринимает букву как пустой, не наполненный смыслом звук.
Основные концептуальные положения:
- природосообразность – развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков;
- свободное воспитание и обучение – все без принуждения, без насилия духовного и телесного;
- свобода как средство воспитания;
- воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним;
- ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества;
- обучение неотделимо от воспитания – всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности;
- экология здоровья, культ здоровья;
- культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства;
- подражание как средство обучения;
- единство развития ума, сердца и руки;
- опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8–9 лет;
- школа для всех;
- единая жизнь педагога и учеников.
Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем:
- гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и трудового аспектов образования;
- широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);
- межпредметные связи;
- обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка;
- большое место в учебном плане трудового воспитания.
В развитии ребенка Штейнер выделял три возрастных периода. Ребенок «рождается» в несколько ступеней, первая из которых – рождение физического тела. В возрасте 7 лет рождается первое душевное тело, благодаря которому начинается самостоятельная внутренняя эмоциональнообразная жизнь. В возрасте 14 лет «рождается второе душевное тело», создающее возможность для самостоятельной эмоциональной жизни и мышления, а в 21 год происходит рождение человеческого «я», человек становится взрослым.
Каждый из этих циклов, или отрезков, жизни ставит перед процессом воспитания и обучения свои требования, конкретные задачи: от рождения до 7 лет (воспитание воли); от 7 до 14 лет (формирование чувств); от 14 до 21 года (развитие мышления.) Р.Штейнер исходил из того, что все наше мироздание пронизано ритмами: лунные и солнечные ритмы, смена времен года, дня и ночи. Жизнь человека тоже ритмична: ритм дыхания, пульс, сон, бодрствование.
Педагогический процесс соответственно должен строиться ритмично. Во-первых, в обучении используется не традиционная (параллельная), а периодическая система преподавания. В течение 3 – 5 недель в сдвоенных утренних занятиях изучается один из основных образовательных предметов. Следующие два часа – с 10 до 12 – изучаются предметы художественно–эстетического цикла. Последние два часа – с 12 до 14 – дети учатся шить, вязать, готовить, переплетать книги, вырезать по дереву, обрабатывать землю и т.п. Во-вторых, ритмично строится урок. Он начинается с пения ритуального гимна, песен, декламации. Затем идет изложение учебного материала по одной из теоретических дисциплин. Примерно через 20 минут учитель переключает детей на другой вид деятельности: они записывают услышанное, зарисовывают схемы. Затем снова идет изложение учебного материала, перемежаемое паузами, заполненными ритмическими движениями, упражнениями. Заканчивается урок басней, рассказом нравоучительного содержания.
Главное действующие лицо в Вальдорфской педагогике – классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса около 30 человек). Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы. К учителю вальдорфской школы предъявляются высокие требования. Он должен хорошо знать природу ребенка и в работе руководствоваться девизом: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». В вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному и трудовому воспитанию. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося. Сдаются экзамены итоговые после 8–го класса и выпускные после 12–го (в присутствии государственного школьного инспектора). Прием в вальдорфскую школу осуществляет комиссия, состоящая из учителей, врача, а, психолога, которая проверяет готовность ребенка к обучению. Изучается социальная, учебная, моторная, мотивационная компетентность и самостоятельность ребенка. Если ребенок признается «неподготовленным», ему предоставляется возможность в течение года бесплатно послушать подготовительный класс. Вальдорфская школа – самоуправляемое учреждение, работающее без директора, руководство осуществляется на коллегиальной основе учителями, имеющими стаж работы более двух лет. Коллективно решаются организационные (прием детей в школу, учителей на работу и т.п.), п.), финансовые вопросы, в том числе и распределение заработной платы с учетом потребностей каждого учителя в данное время и собственно педагогические проблемы. Одна из особенностей в организации вальдорфской школы – роль родителей. Основателями школы обычно выступают родители. Во многих школах один день в неделю (суббота) – родительский. Родители приходят в школу и занимаются эвритмией (один из предметов) в залах, ручным трудом – в школьных мастерских, рисованием и музыкой – в тех же помещениях, что и их дети. Потом бывает какая-то лекция, либо беседа о текущей жизни школы, или небольшой концерт силами родителей. Вальдорфские школы не зависят от государства. Обучение в них по необходимости является платным. Однако плата эта дифференцирована. Вальдорфская школа, в какой бы стране не существовала, – это национальная школа. Она имеет ярко выраженный национальный образовательный компонент, проявляющийся в обращении к национальному наследию – сказкам, песням, традициям и обрядам. Это учебное заведение, в котором национальное не замыкается в узком пространстве, а является стимулом для овладения достояниями общечеловеческой мировой культуры. Вальдорфская школа является неконфессиональной, однако в ней присутствует значительный элемент христианства как основания современной культуры и морали.
Вальдорфская педагогика появилась в России на рубеже 80-90-х годов, когда российское образование было охвачено волной инновационного движения, идеями педагогики сотрудничества, демократизации школы.
В 1990 г. появились классы, где отдельные учителя начали учить детей по вальдорфскому методу. Один из первых таких классов в дальнейшем вырос в школу «Семейный лад» в Москве, еще два – в Самарскую и Смоленскую вальдорфские школы в 1991 году, а уже в 1992 году начали открываться школы по всей стране.
К 2016 году в России работали 20 школ (14 негосударственных и 6 государственных), около 60 детских садов, два семинара по подготовке учителей, одна социально-педагогическая инициатива, несколько лечебно-педагогических учреждений. Количество организаций, разделяющих принципы вальдорфской педагогики и работающих на её основе, постоянно растет. Официальное признание в нашей стране вальдорфская педагогика получила во многом благодаря усилиям директора московской школы №1060 Анатолия Пинского. В этой же школе работали «Учитель года России 2009» Михаил Стародубцев и «Учитель года России 2010» Михаил Случ.
В 2006 году утверждены Образовательные программы Российских вальдорфских школ. Вальдорфские школы России объединены в Ассоциацию. Российская Ассоциация в свою очередь входит в Международную Ассоциацию вальдорфской педагогики (IAO) и Европейский Совет Вальдорфского образования (ECSWE).
Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более восьмидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени. Школы Штейнера представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вальдорфская педагогика в детском саду
Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...

Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад.
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и пе...

Эссе: «Постулаты Вальдорфской педагогики в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР»
laquo;Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны»...

План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».
Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской ...
Принципы вальдорфской педагогики. Советы для родителей.
Консультация для родителей Принципы вальдорфской педагогики. Советы для родителей....

Самые часто задаваемые вопросы: «Что такое - группа кратковременного пребывания в вашем саду? Что такое вальдорфская педагогика?»
Статья включает в себя описание работы кратковременной группы детского сада работающей с использованием методов вальдорфской педагогики...
