Куклотерапия как эффективный метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по психологии
Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. В психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия как эффективный метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Бубнова Светлана Юрьевна,
Город Нижнекамск
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»
Педагог-психолог
Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. В психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Возможности куклотерапии в психологии творчества позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: справиться с застенчивостью, страхами, ревностью, агрессивностью, невротическими проявлениями.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью.
В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка - можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов: Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь- расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?
В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей является выявление той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В своей работе я использую кукольных героев из телевизионной передачи «Спокойной ночи малыши» Степашки и Хрюши. С помощью этих кукол я учу детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Психолог: «В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто- нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения. Нам в этой игре помогут Степашка и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Степашки, а другой Хрюши. Сейчас мы попробуем разыграть сцену ссоры между ними, например, из-за книжки, которую принес в группу Степашка. (Дети разыгрывают сцену между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну, вот теперь, Степашка и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину, и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сценку по другому. Нужно Степашке предложить Хрюше посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое – машинку, попросить прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого – нибудь?
-Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?»
Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В коррекционно-развивающей работе я использую пальчиковых кукол (сделанных из мячиков для настольного тенниса) с различными эмоциями, дети заходят в кабинет психолога, и выбирают из пальчикового театра человечка с эмоцией, которая отражает сегодняшнее настроение ребенка.
Психолог: «Ребята с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад, выберите того человечка, который соответствует вашему сегодняшнему состоянию».
Дети выбирают человечков и садятся в круг.
Психолог: «Сегодня вы все выбрали человечков, по своему настроению».
Рассматривание пальчиковых кукол, кто выбрал человечка с какой эмоцией.
(Обсуждение). Ребята, а для чего нам нужно хорошее настроение? (Ответы детей). Да, ведь хорошее настроение, это радость, мы хорошо себя чувствуем, с хорошим настроением люди меньше болеют, и всем дарят свои улыбки. Давайте и мы весело улыбнемся друг другу!»
Работа с куклой в позволяет отделить страх от конкретного ребенка. Это не он маленький трусишка, а, например, зайчик или перчаточная собачка. У ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Кроме этого, любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришел зайчик. Любимая игрушка может попасть в «страшную историю», которая благополучно завершится. А игра с куклами для детей дошкольного возраста привлекательна сама по себе. Во время проигрывания сценического образа ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой (либо какой-то другой) на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.
Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Литература:
1. Киселева И.И. Арт-терапия в работе сдетьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М.В.Киселева.-СПб.: Речь,2014.-160с.:ил.
2. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
3. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Изотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовл...

Использование компьютерного тренажера «Здоровое дыхание БОС», как один из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми с СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство у детей. Проблема гиперактивности актуальна на уровне практической помощи детя...

«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогика и методика дошкольного образования Детская практическая психологияПрезентация на тему:«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...
"Игровые методы в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом.Одним из основных принципов ФГОС являетс...

