Современные здоровье-сберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ
материал по психологии

Костерина Дарья Дмитриевна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
                                                                                            В.А.Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sb.tehnologii.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные здоровье-сберегающие технологии

в работе   педагога-психолога ДОУ»


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
                                                                                            В.А.Сухомлинский

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.  
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровье сберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

Виды, время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные игры. Как часть занятия, на прогулке, в группе – малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

Релаксация. В зависимости от эмоционального состояния детей, целей, педагог подбирает интенсивность технологии. Упражнения с использованием релаксационной музыки.

Пальчиковая гимнастика. Используется с младшего возраста как часть образовательной деятельности с детьми. Рекомендуется всем детям, проводится в любое время.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые (тренинги, игротерапия). Проводятся во второй половине дня, в зависимости от целей проведения. Процесс включения специалиста в процесс игровой деятельности детей.

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды, игры разной степени подвижности, рисование и др.

3. Коррекционно-развивающие технологии

Арттерапия. Сеансы по 10-12 занятий, начиная со среднего возраста. Занятия проводятся по подгруппам 10-13 человек, программа состоит из диагностического инструментария, конспектов занятий, рекомендаций для педагогов и родителей.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах занятий в зависимости от целей работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 25-30 мин. Занятия используют для терапевтической и развивающей работы.

Технологии воздействия цветом. Специально организованные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Уделяется особое внимание цветовой гамме интерьеров учреждения. Подбираются цвета, которые способствуют снятию напряжения.

Технологии коррекции поведения. По специальной программе ведется работа с группой детей 8-10 человек. Проводятся по особым методикам. В группы входят дети с разными проблемами. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический материал.

Психогимнастика. 1-2 раза в неделю, начиная со среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся по специальным методикам с использованием этюдов, созданий игровых ситуаций.

4. Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; релаксация; физминутки и динамические паузы.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. 
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений, направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. 
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. 

5. Технологии обучению здоровому образу жизни: игротерапия;
 коммуникативные игры; самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн.

Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры-  игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж  – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. 
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.  
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.    

6. Коррекционные технологии:
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.   Можно использовать следующие методические приемы:  - Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;  - Отгадывание сюжета или персонажей;  - Превращение в сказку любой жизненной истории;  - Сочинение сказки экспромтом.

7. Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.

8. Технология воздействия      цветом (цветотерапия) — это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.  

9. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»                                              Жан-Жак Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Современные образовательные технологии в работе педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников

В статье изложены образовательные технологии и методы, применяемые педагогом-психологом ДОУ...

Здоровье сберегающие технологии  в работе  педагога – психолога ДОУ

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими....

здоровье-сберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Программа подгрупповых занятий по сказко-терапии и песочной терапии с детими 4-7 лет,подборка двигательных, пальчиковых и кинезеологических игр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Применение современных образовательных технологий в работе педагога-психолога.

  Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи,  а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое о...