Песочная терапия
методическая разработка по психологии
Метод психологической коррекции в дошкольных оразовательных организациях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 778 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятия
Приветствие.
Знакомство с правилами поведения в песочнице (на первом занятии, на последующих уроках для закрепления):
- . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- . Нельзя бросать песок в других, брать его в рот, трогать руками глаза.
- После игры надо убрать все игрушки на свои места.
- До и после игры в песке нужно вымыть руки.
Правила поведения составлены также в виде ряда пиктограмм («Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде»). Пиктограммы - «схемы правил» - помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, понять, что нельзя делать на занятиях с песком, а что выполнить необходимо. При использовании подобных схем меняется характер деятельности ребенка: он не только слышит обращенную к нему речь, но и имеет возможность ее «видеть». Пиктограммы облегчают запоминание правил поведения, помогают ребенку разобраться в последовательности событий.
Часть 1: Знакомство с песком (первое занятие в каждой группе учащихся)
Из камней он появился, Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый Или светло-серый.
То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой! (Песок)
Просьба поздороваться с песочком разными способами:
- Ученик прикасается к песку поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ученик прикасается поочерёдно внешней и внутренней стороной ладони к песку, говорит о своих ощущениях (теплый, холодный, прохладный песок).
Часть 2: Взаимодействие/игра с песком в деревянной песочнице
Упражнения на развитие мелкой моторики в ящике с песком/песочнице Дидактические игры (этап прикосновений и игр на поверхности песка):
- Ученик легко, или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу, контролируя струйку песка, бегущую из-под мизинца.
- Ученик перетирает песок между пальцами, затем перетирает его ладонями.
- Погладили песок, разровняли поверхность. Движения влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
- Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы.
- Поиграть на песке, как на пианино.
- Осторожное «откапывание» руки другого учащегося, стараясь не коснуться ее.
- Изготовление тайников - спрятать в песке маленькую игрушку и дать возможность ребенку ее найти, потом поменяться местами с учителем или с другим ребенком, если он работает в паре.
- «Кладоискатель»: плоскую ракушку закопать кисточкой в песок, затем откопать сначала одной рукой, затем другой.
- «Поиск сокровищ»: спрятать в песке несколько игрушек и предложить ребёнку найти их, кисточкой осторожно раскопать предмет.
- Игра «Следы животных» развивает тактильные ощущения и воображение: «Идут слоны» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают кузнечики» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – ребёнок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки» – ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
- Ребенок сначала медленно, потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь).
- «Песочный дождик»: набрать песок в кулак, посыпать из своего кулачка на маленькую игрушку.
- «Дорожки из песка»: насыпать из песка дорожки к различным предметам в песочнице.
- «Песочные горки»: собрать песок в горки разной высоты.
- «Норки»: выкопать в песке несколько норок, а затем "поселить" в них маленькую игрушку.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый/или партнёр сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем можно поменяться ролями.
- На каждом этапе игры учитель задаёт вопросы про то, какие ощущения ребёнок испытывет: тепло/холодно, приятно/неприятно, твёрдо/мягко…
- «Пальчиковые шаги» на песке с речевым сопровождением. Примеры текстов:
«Гусеничка» Ползу я по дорожке, Перебираю ножки,
Мечтаю бабочкою стать, Чтоб по цветам легко порхать.
«Ступеньки»
Раз ступенька, два ступенька Мы идём по лесенке.
Вместе мы не унываем, Распеваем песенки.
Считалка «Отыскать Бармалея» ( Автор: Натали Самоний) Раз, два, три, четыре, пять –
Нас сегодня не унять. Ветер – просто чудеса: Кроны, словно паруса! Мы в песочнице плывём,
А за бортом – страшный шторм.
Мы – пираты всех морей, Есть средь нас и Бармалей. Раз, два, три, четыре, пять – Вот ему и догонять!
«Песочница» (Автор: А.Орлова) Морскими песками Песочницы полны,
Я глажу руками Песочные волны. Песочные воды Заманчиво зыбки, Там плавают плавно Песочные рыбки.
В песочных волнах Провести я готов Немало счастливых Песочных часов!
И может услышу Как где-то на дне Солёное море Дышит во сне.
- «Песочный ветер»: осторожно подуть на песок из трубочки.
- «Песочные прятки»: закопать ручки ребёнка в песок и, раскапывая пальчики, называть их "по именам".
- «Пальчики-машинки»: проложите на песке несколько дорожек и предложите ребёнку пальчиком-машинкой проехать по дороге.
- «Угадай на ощупь: что это?»: ребёнок отворачивается, учитель прячет в песок игрушку/камень/шишку/пуговицу/ракушку. Задача: найти предмет и на ощупь (глаза должны быть закрыты) угадать, что это. Цель: развитие мышления и моторики рук.
- Игры со специальным набором формочек.
- Игры-упражнения с мелкими игрушками (змейки, лягушки и пр.)
Психопрофилактические игры:
- «Личное пространство»: создать свой мир на песке при помощи предметов, сопровождая рассказом о себе.
- «Победитель злости»: фигуры и их трансформация из мокрого песка.
- «Моё, твоё, наше» - игра в паре.
- Песочный круг или круг радости выкладывается на песке при помощи камешков марблс (заряд положительной энергии) при помощи рук.
- Сказкотерапия.
Юнг утверждал, что «игра в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), которые можно выполнять как в ящике в песком/песочнице, так и на световом столе:
Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Первоначально сложны в выполнении, так как требуют концентрации внимания и терпения, но после многократных проработок достаточно хорошо получаются у детей.
- «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают два/три/четыре положения руки на песке, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на поверхности песка, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на песке, распрямленная ладонь на поверхности песка. Ребенок выполняет движения вместе с учителем, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении учитель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- Усложняем упражнение «Кладоискатель»: держим кисточки в обеих руках, две плоских ракушки закапываем одновременно в песок, затем откапываем их сразу двумя руками. Цель: улучшение концентрации внимания.
- «Лягушка». Положить руки на песок. Одна рука сжата в кулак, другая лежит (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
- «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, зеркального восприятия. Указательными пальцами правой и левой руки необходимо одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки (разнонаправленные линии, плюс, минус, круг, овал, квадрат, треугольник, буквы и пр.).
Часть 3: Занятия с цветным песком
Аппликация и рисования цветным песком — это один из методов изотерапии, творческий метод, который позволяет ребёнку понять себя, оказывает развивающее действие (к сожалению, многие родители это недооценивают). В процессе рисования ребёнок выражает своё отношение к действительности, сбрасывает напряжение, а рисунок отображает эмоциональное состояние ребёнка.
Изготовление песочной фрески (аппликация из песка)
Техника «Аппликации цветным песком»:
- На плотном картоне сделать заготовку рисунка (или предложить нарисовать самому).
- При помощи кисточки намазать клеем одну часть.
- Насыпать песок выбранного цвета.
- Отсыпать лишнее.
- Пока сохнет, работаем со следующей частью, которая не соприкасается с предыдущей.
- В случае необходимости второго оттеночного слоя, нужно, чтоб работа высохла.
- Зубочисткой подкорректировать слой песка, когда клей ещё мокрый. Этапность:
- Сначала использовать любые творческие материалы, а потом песок.
- Фон раскрашивается первым.
- Чёткий контур (одинаковое количество клея везде).
- Эффект мазков — вторым слоем.
- Самые маленькие части в последнюю очередь (вторым слоем). Материалы:
- Плотная бумага, картон, цветной картон (выбранный для фона рисунка). Глянцевый материал не использовать!
- Клей ПВА (налить в маленькую ёмкость).
- Кисточки (толстые и тонкие).
- Любые творческие материалы (при необходимости).
Идеи использования техники «Аппликация цветным песком»:
- Графика ////////// //////////, линии.
- Открытки.
- Кленовые листья.
- С натуры - гроздь рябины.
- Валентинки.
- Амулеты.
- Герб семьи.
- Песок использовать как рамочку для любого рисунка или портрета.
- Пасхальные яйца.
- Салют.
- Рисунок восковыми мелками + песок.
- «Каракули»-облака.
- Матрёшки.
- Ёлочные игрушки.
- Снежинки и снеговики с использованием ватных дисков.
- Роспись стаканов и тарелок.
- Рисунки к сказкам, стихам, басням.
- Рисунки-отгадки к загадкам.
- Мандалы.
- Пластилин+песок: гусеница из пластилина в песке на зубочистке.
- Рисунки к определенным темам (геометрические фигуры, буквы, цифры, имена, фрукты, овощи, цветы, явления природы и пр.)
Занятия проводятся в группе до 6 человек. 2-4 года — ребёнок+родитель — занятия 45 минут — входит свободная игра в деревянной песочнице (15 минут в конце занятия на расслабление); 4-7 лет — 50 минут; от 7 лет — 1 час.
Метод динамического рисования
В своей работе я использую авторский метод Оксаны Михайловой - арт-терапевта, руководителя арт-студии «Рисуем песком»в городе Санкт-Петербург, Россия.
Рисование песком:
- Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения.
- Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.
- Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.
- В этом арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
- Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально.
- Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.
Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что
- процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.
- рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.
- работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Во время работы с песком под музыку активны зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения.
- техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук, а также для людей, работающих за компьютером.
- рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию.
- парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию!
Рисовать можно на парте, полу (линолеуме), на ватмане, на подносе (желательно с бортом 2-3 см).
- Методы насыпания:
- Набираем песок в кулак, насыпаем тонкой струйкой из кулачка. Руку держать ближе к подносу.
- С открытой ладони - фон.
- Тонкая линия - двумя пальцами.
- Кидаем песок.
- Движение «посолить» одной рукой и другой.
- Методы прорисовывания/протирания:
- Подушечкой указательного пальца.
- Широкие линии большим пальцем.
- Одновременно 4мя пальцами (волна).
- Шаг 3мя пальцами.
- Ребром ладони/мизинцем/всей ладонью.
- Тонкие линии ноготком или палочкой.
- Трафаретные методы:
- Вырезанные трафареты.
- Камешки.
- Пуговицы разные: большие и маленькие.
- Ладонь.
Поднос предварительно обрабатывается антистатиком, иначе песок прилипает.
Идеи заданий в технике динамического рисования песком:
- Изобразить время года, эмоцию (выразить своё настроение, состояние), время суток и пр.
- Насыпать песок на готовую иллюстрацию, картину, сохраняя цветовую гамму и контуры автора.
- На большой фотографии сделать элементы песком.
- «Волшебные узоры»: создание узоров, орнаментов, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков (например, по теме «Зима»: снежинка, украшение камешками, бусинами). Дополнение узора камешками, фасолью.
- «Круг»: рисование предметов, состоящих из круга (например, по теме «Зима»: снеговик), использование трафарета.
- «На неизведанных дорожках...»: прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
- Рисунок с ориентиром: есть контур рисунка, необходимо его раскрасить песком. Вариант: разукрасить песком разукрашку.
- Метафорические карты: продолжить рисунок песком.
- Упражнение на 2-3 цвета (на ресурс).
- Создать изображение ограниченным количеством цветов (по выбору или назначить).
- Рисовать непривычной для себя рукой. Рисовать только левой рукой, двумя руками (например, бабочку).
- Автопортрет в полный рост — силуэт на обоях.
- Силуэт дерева на полу — групповая работа на сплочение коллектива.
- Творческая абстракция с камешками и пуговицами.
- После медитации: проговаривается текст (ученики сидят с закрытыми глазами), а потом нарисовать то, что представили.
- Маленьким детям - рисование пальчиком на созданном фоне из песка.
- Мандала.
- Рисунок в круге, пасхальное яйцо, салфетка.
- Космическая тема.
- Географическое задание (Например, нарисовать карту, океан и пр.)
- Сказкотерапия.
- Работа со страхами: трансформация одного в другое (злая сова превращается в добрую собаку).
- В день рождения предложить нарисовать торт, свечки, украсить камешками марблс.
- Подводный мер.
- Времена года.
- На улице, на асфальте - «просёлочная дорога».
- Создание песочной копии с картины Ван Гога «Звёздная ночь».
- Динамическая открытка.
- Рисование чужой рукой.
- Групповая работа: договориться между собой, что делать (задание на сплочение).
Часть 4: Развивающие игры с кинетическим/космическим пластичным песком (такого рада песок используется как расслабляющее и терапевтическое средство, игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики).
Игры с песком - одно из самых любимых занятий детей с раннего детства. Ребёнок сам тянется к песку, и надо только придать этому стремлению творческую составляющую, и из обычных игр с песком получится образовательный процесс.
Пластичный песок — это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования. Подходит для детей с нарушением внимания, для развития воображения и пространственного мышления (представления), так как получается объемный образ. Работа с кинетическим песком проходит через ощущения. Дети используют ведущую руку (правую) и неведущую (левую), что даёт возможность им приспосабливаться к окружающей среде. Через руки наш мозг активно обучается, есть конкретная связь: мозг побуждает руки что-то сделать (взять, пощупать, погладить, помять, слепить) - важен не результат, а взаимодействие с материалом.
Упражнения и игры с кинетическим песком оказывают положительное влияние на развитие
- Мелкой моторики, тактильных ощущений;
- Речи и памяти;
- Усидчивости, внимания и трудолюбия;
- Образного и пространственного мышления;
- Коммуникативных и социальных навыков;
- Креативности, фантазии, детского воображения;
- Творческих и когнитивных навыков.
Преимущества кинетического песка:
- Можно построить замок для своих игрушек;
- Весело играть одному и с друзьями;
- Ребенок может выразить свой внутренний мир.
При первом знакомстве с кинетическим песком учитель показывает ребёнку, как можно играть с песком, объясняет, что играть нужно аккуратно и не раскидывать песок.
Упражнения на развитие моторики:
- «Дорожки из песка»: насыпать из песка дорожки к различным предметам в песочнице или на столе.
- «Песочные горки»: собрать и утрамбовать песок в горки разной высоты.
- «Норки»: выкопать в песке несколько норок, а затем "поселить" в них маленькую игрушку.
- «Поиск сокровищ»: спрятать в песке несколько игрушек и предложите ребёнку найти их.
- «Песочные прятки»: закопать ручки ребёнка в песок и, раскапывая пальчики, называть их "по именам".
- «Пальчики-машинки»: проложите на песке несколько дорожек и предложите ребёнку пальчиком- машинкой проехать по дороге.
- Игры со специальным набором формочек (морские животные, замки, буквы, цифры, геометрический фигуры, динозавры и пр.).
- Грядки.
- Учимся резать (использование пластикового ножа).
- Отпечатки.
- Делаем секретики.
- «Втыкалочки».
- «Кондитерские изделия»: скалкой раскатываем песок, делаем форму торта, украшаем. Используем формочки в виде пирожных, кексов.
- Упражнение на развитие межполушарных связей: две руки делают одно и то же.
Упражнения на развития тактильной чувствительности:
«Необыкновенные следы»: предложить ребенку изобразить с помощью рук на песке, как передвигаются животные, например,
- «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
- «Змейки» - ребёнок пальцами делает поверхность песка волнистой в разных направлениях;
- «Насекомые» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение жучков/паучков;
- «Слонята» - ребёнок кулаками с силой надавливает на песок.
«Самая лучшая игрушка для детей - куча песка» (К.Д.Ушинский).
Чтобы превратить урок в игру, предложите ребёнку выполнить следующие задания:
- Смоделировать букву из песка (для быстрого запоминания). Проговорить, назвать предметы, которые начинаются на эту букву, слепить их.
- Слепить предметы на различные темы ( фрукты, овощи, животные леса и пр.).
- Смоделировать цифру.
- Испечь куличи.
- Украсить выпечку камешками марблс.
- Работа со скалкой -"разравниватель" для песка.
- Игры с машинками в песочнице: делать дороги, туннели, пересыпать песок ковшом игрушечного экскаватора, трактора.
- Создавать целые игрушечные города в песочнице.
- Сделать целый остров в океане (использовать выкрашенную в синий цвет юнгенианскую песочницу). Оживить его при помощи миниатюрных фигурок. Поговорить о жизни на этом острове.
- Закапывать в песок различные "сокровища», а потом их искать и откапывать. (Чтобы сделать такие игры с песком более развивающими, можно закапать в песок буквы или цифры. Ребенок находит и называет их.)
- Игра в палеонтологов: формочки разных видов динозавров.
- Предложить ребёнку слепить свой страх (спросить, чего он боится), а затем трансформирвать эту фигуру в весёлого персонажа.
- Свободная тема: слепить фигуру из песка, используя различные подручные материалы.
- Найти отличия.
- «Кафе», «магазин».
- Морская тематика.
- Маски (лицо).
- Задание вслепую: выполняем задание с закрытыми глазами, потом смотрим, что получилось.
- Трансформация одного героя в другого, болезнь в здоровье, страх в смех и пр.
Вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и другой бросовый, природный и подручный материал.
Для чего на занятиях ещё дополнительно можно использовать кинетический песок?
- это расслабление;
- снятие напряжения;
- расслабляющий момент после занятий/взаимодействий с глиной;
- возможность выровнять дыхание;
- «растормошить» тех деток, которые скованы в своих движениях.
Часть 5: Занятия на световом столе - это возможности коррекции недостаточного внимания, гиперактивности, нетерпеливости, агрессии. Атмосфера сакральности (подсветка) при работе на световом столе тоже оказывает влияние.
- это новые движения для рук;
- коммуникация;
- тактильные ощущения вводят в состояние комфорта;
- всё можно поправить («Я могу» вырастает у ребёнка);
- включение тела в процесс рисования;
- ребёнок работает не на результат, а на процесс (работу как рисунок нельзя повесить на стену);
- интеллектуальный процесс (исходя из того, какая поставлена задача);
- ассиметрия;
- овладение навыками письма, приобретение графомоторных навыков;
- развитие правого полушария, которое помогает любому творчеству, а также возможность писать и рисовать левой рукой.
В начале занятия провести пальчиковую гимнастику.
Идеи для заданий на световом столе:
- Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
- «Ловкие змейки»: выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
- «Прокладываем железную дорогу».
- «Делай, как я»: в паре с учителем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
- «Море волнуется»: шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
- Рисование по образцу.
- Рисование на свободную тему.
- «Расчесывание песка».
- Рисуем сказку: чем младше дети, тем короче сказка. Сначала проговорить, потом приступить к работе. Вариант: придумать сказку самому, придумать сказку про предложенных героев (Например,
про круг, треугольник, квадрат. Цель: усвоение геометрических форм.)
- Прослушать сказку или стихотворение, обсудить, нарисовать понравившиеся моменты, героя (иллюстрация к произведению).
- Отпечатки, следы.
- Автопортрет.
- Мои сны.
- Фантазии.
- То, что я люблю и не люблю.
- Пейзаж.
- Изображение звуков.
- Буквы и цифры.
- Преобразовать свои страхи (из злого в доброе).
- «Кисть и художник» - упражнение в паре на доверие и контроль (Один говорит, что рисовать, второй -рисует. Поменяться местами, обсудить).
- Дорисовать картину (упражнение на развитие воображения).
- Отсечение лишнего с рисунка (убрать лишний песок).
- Работа с эмоциями при помощи пиктограмм.
- Рисование по трафарету.
- Рисование дополнительным материалом (рисование мячиком, кисточкой, шпателем, визиткой и пр.).
- Мандалы (можно украсить их).
- Силуэты из кулачка.
- Каракули пальцами (упражнение на релаксацию).
- Натюрморты.
- Рисование в паре, не договариваясь об элементах рисунка.
- Алфавит, цифры, знаки.
- Написать и украсить первую букву своего имени.
- Рисование двумя руками.
- Место, в котором хочу быть.
- Рисунок большим пальцем широкими линиями.
- Космос (подув на песок из трубочки, образуются кляксы).
- Рисунок по подражанию.
- Портрет мамы.
- Подводный мир.
- Обвести ладонь, украсить рукавичку.
- Ограниченный метод рисования (например, дать задание рисовать только штрихами или точками).
- Цветным корабликам из бумаги на световом столе нарисовать волны, берег, морское дно.
- Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов.
- Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.
- Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий.
- Изображение графических знаков в заданных пространственных позициях: «Нарисуй круг в середине листа, наверху листа, внизу листа». Относительно друг друга: «Нарисуй кружок сверху от домика, снизу от домика, точку – между домиком и деревцем».
- Выполнение разных типов штриховки.
- Обведение предметов по контуру.
- Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.
- Игрушка в центре светового стола. Нарисовать дорожку для неё, ступеньки, различные предметы.
Часть 6: Рефлексия
Игра «До свидания, песочек»!
От имени песочной феи просьба «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка .
Обсуждение
- Понравилось ли наше занятие?
- Что больше всего понравилось делать во время нашего занятия? Что не понравилось?
- Появилось ли желание поиграть с песком в следующий раз?
Список использованной литературы
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». - СПб.: Речь, 2005 -340 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - М.: Речь, 2005.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».- СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Материалы, предоставленные Арт-студией «Рисуем песком», Спб.
- Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьёй и детьми. - СПб.: Речь, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....






