Песочная терапия
методическая разработка по психологии

Мелещенко Светлана Яковлевна

Метод психологической коррекции в дошкольных оразовательных организациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятия

Приветствие.

Знакомство с правилами поведения в песочнице (на первом занятии, на последующих уроках для закрепления):

  1. . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  2. . Нельзя бросать песок в других, брать его в рот, трогать руками глаза.
  1. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
  2. До и после игры в песке нужно вымыть руки.

Правила поведения составлены также в виде ряда пиктограмм («Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде»). Пиктограммы - «схемы правил» - помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, понять, что нельзя делать на занятиях с песком, а что выполнить необходимо. При использовании подобных схем меняется характер деятельности ребенка: он не только слышит обращенную к нему речь, но и имеет возможность ее «видеть». Пиктограммы облегчают запоминание правил поведения, помогают ребенку разобраться в последовательности событий.

Часть 1: Знакомство с песком (первое занятие в каждой группе учащихся)

Из камней он появился, Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый Или светло-серый.

То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой! (Песок)

Просьба поздороваться с песочком разными способами:

  • Ученик прикасается к песку поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
  • Ученик прикасается поочерёдно внешней и внутренней стороной ладони к песку, говорит о своих ощущениях (теплый, холодный, прохладный песок).

Часть 2: Взаимодействие/игра с песком в деревянной песочнице

Упражнения на развитие мелкой моторики в ящике с песком/песочнице Дидактические игры (этап прикосновений и игр на поверхности песка):

  • Ученик легко, или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу, контролируя струйку песка, бегущую из-под мизинца.
  • Ученик перетирает песок между пальцами, затем перетирает его ладонями.
  • Погладили песок, разровняли поверхность. Движения влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
  • Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы.
  • Поиграть на песке, как на пианино.
  • Осторожное «откапывание» руки другого учащегося, стараясь не коснуться ее.
  • Изготовление тайников - спрятать в песке маленькую игрушку и дать возможность ребенку ее найти, потом поменяться местами с учителем или с другим ребенком, если он работает в паре.
  • «Кладоискатель»: плоскую ракушку закопать кисточкой в песок, затем откопать сначала одной рукой, затем другой.
  • «Поиск сокровищ»: спрятать в песке несколько игрушек и предложить ребёнку найти их, кисточкой осторожно раскопать предмет.
  • Игра «Следы животных» развивает тактильные ощущения и воображение: «Идут слоны» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают кузнечики» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – ребёнок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки» – ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

  • Ребенок сначала медленно, потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь).
  • «Песочный дождик»: набрать песок в кулак, посыпать из своего кулачка на маленькую игрушку.
  • «Дорожки из песка»: насыпать из песка дорожки к различным предметам в песочнице.
  • «Песочные горки»: собрать песок в горки разной высоты.
  • «Норки»: выкопать в песке несколько норок, а затем "поселить" в них маленькую игрушку.
  • Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый/или партнёр сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем можно поменяться ролями.
  • На каждом этапе игры учитель задаёт вопросы про то, какие ощущения ребёнок испытывет: тепло/холодно, приятно/неприятно, твёрдо/мягко…
  • «Пальчиковые шаги» на песке с речевым сопровождением. Примеры текстов:

«Гусеничка» Ползу я по дорожке, Перебираю ножки,

Мечтаю бабочкою стать, Чтоб по цветам легко порхать.

«Ступеньки»

Раз ступенька, два ступенька Мы идём по лесенке.

Вместе мы не унываем, Распеваем песенки.

Считалка «Отыскать Бармалея» ( Автор: Натали Самоний) Раз, два, три, четыре, пять –

Нас сегодня не унять. Ветер – просто чудеса: Кроны, словно паруса! Мы в песочнице плывём,

А за бортом – страшный шторм.

Мы – пираты всех морей, Есть средь нас и Бармалей. Раз, два, три, четыре, пять – Вот ему и догонять!

«Песочница» (Автор: А.Орлова) Морскими песками Песочницы полны,

Я глажу руками Песочные волны. Песочные воды Заманчиво зыбки, Там плавают плавно Песочные рыбки.

В песочных волнах Провести я готов Немало счастливых Песочных часов!

И может услышу Как где-то на дне Солёное море Дышит во сне.

  • «Песочный ветер»: осторожно подуть на песок из трубочки.
  • «Песочные прятки»: закопать ручки ребёнка в песок и, раскапывая пальчики, называть их "по именам".
  • «Пальчики-машинки»: проложите на песке несколько дорожек и предложите ребёнку пальчиком-машинкой проехать по дороге.
  • «Угадай на ощупь: что это?»: ребёнок отворачивается, учитель прячет в песок игрушку/камень/шишку/пуговицу/ракушку. Задача: найти предмет и на ощупь (глаза должны быть закрыты) угадать, что это. Цель: развитие мышления и моторики рук.
  • Игры со специальным набором формочек.
  • Игры-упражнения с мелкими игрушками (змейки, лягушки и пр.)

Психопрофилактические игры:

  • «Личное пространство»: создать свой мир на песке при помощи предметов, сопровождая рассказом о себе.
  • «Победитель злости»: фигуры и их трансформация из мокрого песка.
  • «Моё, твоё, наше» - игра в паре.
  • Песочный круг или круг радости выкладывается на песке при помощи камешков марблс (заряд положительной энергии) при помощи рук.
  • Сказкотерапия.

Юнг утверждал, что «игра в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), которые можно выполнять как в ящике в песком/песочнице, так и на световом столе:

Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Первоначально сложны в выполнении, так как требуют концентрации внимания и терпения, но после многократных проработок достаточно хорошо получаются у детей.

  • «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают два/три/четыре положения руки на песке, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на поверхности песка, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на песке, распрямленная ладонь на поверхности песка. Ребенок выполняет движения вместе с учителем, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении учитель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  • Усложняем упражнение «Кладоискатель»: держим кисточки в обеих руках, две плоских ракушки закапываем одновременно в песок, затем откапываем их сразу двумя руками. Цель: улучшение концентрации внимания.
  • «Лягушка». Положить руки на песок. Одна рука сжата в кулак, другая лежит (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
  • «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, зеркального восприятия. Указательными пальцами правой и левой руки необходимо одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки (разнонаправленные линии, плюс, минус, круг, овал, квадрат, треугольник, буквы и пр.).

Часть 3: Занятия с цветным песком

Аппликация и рисования цветным песком — это один из методов изотерапии, творческий метод, который позволяет ребёнку понять себя, оказывает развивающее действие (к сожалению, многие родители это недооценивают). В процессе рисования ребёнок выражает своё отношение к действительности, сбрасывает напряжение, а рисунок отображает эмоциональное состояние ребёнка.

Изготовление песочной фрески (аппликация из песка)

Техника «Аппликации цветным песком»:

  1. На плотном картоне сделать заготовку рисунка (или предложить нарисовать самому).
  2. При помощи кисточки намазать клеем одну часть.
  3. Насыпать песок выбранного цвета.
  4. Отсыпать лишнее.
  5. Пока сохнет, работаем со следующей частью, которая не соприкасается с предыдущей.
  6. В случае необходимости второго оттеночного слоя, нужно, чтоб работа высохла.
  7. Зубочисткой подкорректировать слой песка, когда клей ещё мокрый. Этапность:
  1. Сначала использовать любые творческие материалы, а потом песок.
  2. Фон раскрашивается первым.
  3. Чёткий контур (одинаковое количество клея везде).
  4. Эффект мазков — вторым слоем.
  5. Самые маленькие части в последнюю очередь (вторым слоем). Материалы:
  1. Плотная бумага, картон, цветной картон (выбранный для фона рисунка). Глянцевый материал не использовать!
  2. Клей ПВА (налить в маленькую ёмкость).
  3. Кисточки (толстые и тонкие).
  4. Любые творческие материалы (при необходимости).

Идеи использования техники «Аппликация цветным песком»:

  1. Графика //////////        //////////, линии.
  2. Открытки.
  3. Кленовые листья.
  4. С натуры - гроздь рябины.
  5. Валентинки.
  6. Амулеты.
  7. Герб семьи.
  8. Песок использовать как рамочку для любого рисунка или портрета.
  9. Пасхальные яйца.
  10. Салют.
  11. Рисунок восковыми мелками + песок.
  12. «Каракули»-облака.
  13. Матрёшки.
  14. Ёлочные игрушки.
  15. Снежинки и снеговики с использованием ватных дисков.
  16. Роспись стаканов и тарелок.
  17. Рисунки к сказкам, стихам, басням.
  18. Рисунки-отгадки к загадкам.
  19. Мандалы.
  20. Пластилин+песок: гусеница из пластилина в песке на зубочистке.
  21. Рисунки к определенным темам (геометрические фигуры, буквы, цифры, имена, фрукты, овощи, цветы, явления природы и пр.)

Занятия проводятся в группе до 6 человек. 2-4 года — ребёнок+родитель — занятия 45 минут — входит свободная игра в деревянной песочнице (15 минут в конце занятия на расслабление); 4-7 лет — 50 минут; от 7 лет — 1 час.

Метод динамического рисования

В своей работе я использую авторский метод Оксаны Михайловой - арт-терапевта, руководителя арт-студии «Рисуем песком»в городе Санкт-Петербург, Россия.

Рисование песком:

  • Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.
  • Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но        и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.
  • В этом арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
  • Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально.
  • Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что

  • процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.

  • рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.

  • работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Во время работы с песком под музыку активны зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения.

  • техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук, а также для людей, работающих за компьютером.

  • рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию.

  • парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию!

Рисовать можно на парте, полу (линолеуме), на ватмане, на подносе (желательно с бортом 2-3 см).

  1.  ​Методы насыпания:
  • Набираем песок в кулак, насыпаем тонкой струйкой из кулачка. Руку держать ближе к подносу.
  • С открытой ладони - фон.
  • Тонкая линия - двумя пальцами.
  • Кидаем песок.
  • Движение «посолить» одной рукой и другой.
  1.  ​Методы прорисовывания/протирания:
  • Подушечкой указательного пальца.
  • Широкие линии большим пальцем.
  • Одновременно 4мя пальцами (волна).
  • Шаг 3мя пальцами.
  • Ребром ладони/мизинцем/всей ладонью.
  • Тонкие линии ноготком или палочкой.
  1.  ​Трафаретные методы:
  • Вырезанные трафареты.
  • Камешки.
  • Пуговицы разные: большие и маленькие.
  • Ладонь.

Поднос предварительно обрабатывается антистатиком, иначе песок прилипает.

Идеи заданий в технике динамического рисования песком:

  1. Изобразить время года, эмоцию (выразить своё настроение, состояние), время суток и пр.
  2. Насыпать песок на готовую иллюстрацию, картину, сохраняя цветовую гамму и контуры автора.
  3. На большой фотографии сделать элементы песком.
  4. «Волшебные узоры»: создание узоров, орнаментов, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков (например, по теме «Зима»: снежинка, украшение камешками, бусинами). Дополнение узора камешками, фасолью.
  5. «Круг»: рисование предметов, состоящих из круга (например, по теме «Зима»: снеговик), использование трафарета.
  6. «На неизведанных дорожках...»: прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
  7. Рисунок с ориентиром: есть контур рисунка, необходимо его раскрасить песком. Вариант: разукрасить песком разукрашку.
  8. Метафорические карты: продолжить рисунок песком.
  9. Упражнение на 2-3 цвета (на ресурс).
  10. Создать изображение ограниченным количеством цветов (по выбору или назначить).
  11. Рисовать непривычной для себя рукой. Рисовать только левой рукой, двумя руками (например, бабочку).
  12. Автопортрет в полный рост — силуэт на обоях.
  13. Силуэт дерева на полу — групповая работа на сплочение коллектива.
  14. Творческая абстракция с камешками и пуговицами.
  15. После медитации: проговаривается текст (ученики сидят с закрытыми глазами), а потом нарисовать то, что представили.
  16. Маленьким детям - рисование пальчиком на созданном фоне из песка.
  17. Мандала.
  18. Рисунок в круге, пасхальное яйцо, салфетка.
  19. Космическая тема.
  20. Географическое задание (Например, нарисовать карту, океан и пр.)
  21. Сказкотерапия.
  22. Работа со страхами: трансформация одного в другое (злая сова превращается в добрую собаку).
  23. В день рождения предложить нарисовать торт, свечки, украсить камешками марблс.
  24. Подводный мер.
  25. Времена года.
  26. На улице, на асфальте - «просёлочная дорога».
  27. Создание песочной копии с картины Ван Гога «Звёздная ночь».
  28. Динамическая открытка.
  29. Рисование чужой рукой.
  30. Групповая работа: договориться между собой, что делать (задание на сплочение).

Часть 4: Развивающие игры с кинетическим/космическим пластичным песком (такого рада песок используется как расслабляющее и терапевтическое средство, игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики).

Игры с песком - одно из самых любимых занятий детей с раннего детства. Ребёнок сам тянется к песку, и надо только придать этому стремлению творческую составляющую, и из обычных игр с песком получится образовательный процесс.

Пластичный песок  это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования. Подходит для детей с нарушением внимания, для развития воображения и пространственного мышления (представления), так как получается объемный образ. Работа с кинетическим песком проходит через ощущения. Дети используют ведущую руку (правую) и неведущую (левую), что даёт возможность им приспосабливаться к окружающей среде. Через руки наш мозг активно обучается, есть конкретная связь: мозг побуждает руки что-то сделать (взять, пощупать, погладить, помять, слепить) - важен не результат, а взаимодействие с материалом.

Упражнения и игры с кинетическим песком оказывают положительное влияние на развитие

  • Мелкой моторики, тактильных ощущений;
  • Речи и памяти;
  • Усидчивости, внимания и трудолюбия;
  • Образного и пространственного мышления;
  • Коммуникативных и социальных навыков;
  • Креативности, фантазии, детского воображения;
  • Творческих и когнитивных навыков.

Преимущества кинетического песка:

  • Можно построить замок для своих игрушек;
  • Весело играть одному и с друзьями;
  • Ребенок может выразить свой внутренний мир.

При первом знакомстве с кинетическим песком учитель показывает ребёнку, как можно играть с песком, объясняет, что играть нужно аккуратно и не раскидывать песок.

Упражнения на развитие моторики:

  1. «Дорожки из песка»: насыпать из песка дорожки к различным предметам в песочнице или на столе.
  2. «Песочные горки»: собрать и утрамбовать песок в горки разной высоты.
  3. «Норки»: выкопать в песке несколько норок, а затем "поселить" в них маленькую игрушку.
  4. «Поиск сокровищ»: спрятать в песке несколько игрушек и предложите ребёнку найти их.
  5. «Песочные прятки»: закопать ручки ребёнка в песок и, раскапывая пальчики, называть их "по именам".
  6. «Пальчики-машинки»: проложите на песке несколько дорожек и предложите ребёнку пальчиком- машинкой проехать по дороге.
  7. Игры        со        специальным        набором        формочек        (морские        животные,        замки,        буквы,        цифры, геометрический фигуры, динозавры и пр.).
  8. Грядки.
  9. Учимся резать (использование пластикового ножа).
  10. Отпечатки.
  11. Делаем секретики.
  12. «Втыкалочки».
  13. «Кондитерские изделия»: скалкой раскатываем песок, делаем форму торта, украшаем. Используем формочки в виде пирожных, кексов.
  14. Упражнение на развитие межполушарных связей: две руки делают одно и то же.

Упражнения на развития тактильной чувствительности:

«Необыкновенные следы»: предложить ребенку изобразить с помощью рук на песке, как передвигаются животные, например,

  • «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Змейки» - ребёнок пальцами делает поверхность песка волнистой в разных направлениях;
  • «Насекомые» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение жучков/паучков;
  • «Слонята» - ребёнок кулаками с силой надавливает на песок.

«Самая лучшая игрушка для детей - куча песка» (К.Д.Ушинский).

Чтобы превратить урок в игру, предложите ребёнку выполнить следующие задания:

  1. Смоделировать букву из песка (для быстрого запоминания). Проговорить, назвать предметы, которые начинаются на эту букву, слепить их.
  2. Слепить предметы на различные темы ( фрукты, овощи, животные леса и пр.).
  3. Смоделировать цифру.
  4. Испечь куличи.
  5. Украсить выпечку камешками марблс.
  6. Работа со скалкой -"разравниватель" для песка.
  7. Игры с машинками в песочнице: делать дороги, туннели, пересыпать песок ковшом игрушечного экскаватора, трактора.
  8. Создавать целые игрушечные города в песочнице.
  9. Сделать целый остров в океане (использовать выкрашенную в        синий цвет юнгенианскую песочницу). Оживить его при помощи миниатюрных фигурок. Поговорить о жизни на этом острове.
  10. Закапывать в песок различные "сокровища», а потом их искать и откапывать. (Чтобы сделать такие игры с песком более развивающими, можно закапать в песок буквы или цифры. Ребенок находит и называет их.)
  11. Игра в палеонтологов: формочки разных видов динозавров.
  12. Предложить ребёнку слепить свой страх (спросить, чего он боится), а затем трансформирвать эту фигуру в весёлого персонажа.
  13. Свободная тема: слепить фигуру из песка, используя различные подручные материалы.
  14. Найти отличия.
  15. «Кафе», «магазин».
  16. Морская тематика.
  1. Маски (лицо).
  2. Задание вслепую: выполняем задание с закрытыми глазами, потом смотрим, что получилось.
  3. Трансформация одного героя в другого, болезнь в здоровье, страх в смех и пр.

Вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и другой бросовый, природный и подручный материал.

Для чего на занятиях ещё дополнительно можно использовать кинетический песок?

  • это расслабление;
  • снятие напряжения;
  • расслабляющий момент после занятий/взаимодействий с глиной;
  • возможность выровнять дыхание;
  • «растормошить» тех деток, которые скованы в своих движениях.

Часть 5: Занятия на световом столе        -        это возможности коррекции недостаточного внимания, гиперактивности, нетерпеливости, агрессии. Атмосфера сакральности (подсветка) при работе на световом столе тоже оказывает влияние.

  • это новые движения для рук;
  • коммуникация;
  • тактильные ощущения вводят в состояние комфорта;
  • всё можно поправить («Я могу» вырастает у ребёнка);
  • включение тела в процесс рисования;
  • ребёнок работает не на результат, а на процесс (работу как рисунок нельзя повесить на стену);
  • интеллектуальный процесс (исходя из того, какая поставлена задача);
  • ассиметрия;
  • овладение навыками письма, приобретение графомоторных навыков;
  • развитие правого полушария, которое помогает любому творчеству, а также возможность писать и рисовать левой рукой.

В начале занятия провести пальчиковую гимнастику.

Идеи для заданий на световом столе:

  1. Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
  2. «Ловкие змейки»: выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
  3. «Прокладываем железную дорогу».
  4. «Делай, как я»: в паре с учителем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
  5. «Море волнуется»: шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
  6. Рисование по образцу.
  7. Рисование на свободную тему.
  8. «Расчесывание песка».
  9. Рисуем сказку: чем младше дети, тем короче сказка. Сначала проговорить, потом приступить к работе. Вариант: придумать сказку самому, придумать сказку про предложенных героев (Например,

про круг, треугольник, квадрат. Цель: усвоение геометрических форм.)

  1. Прослушать сказку или стихотворение, обсудить, нарисовать понравившиеся моменты, героя (иллюстрация к произведению).
  2. Отпечатки, следы.
  3. Автопортрет.
  4. Мои сны.
  5. Фантазии.
  6. То, что я люблю и не люблю.
  7. Пейзаж.
  8. Изображение звуков.
  9. Буквы и цифры.
  10. Преобразовать свои страхи (из злого в доброе).
  11. «Кисть и художник» - упражнение в паре на доверие и контроль (Один говорит, что рисовать, второй -рисует. Поменяться местами, обсудить).
  12. Дорисовать картину (упражнение на развитие воображения).
  13. Отсечение лишнего с рисунка (убрать лишний песок).
  14. Работа с эмоциями при помощи пиктограмм.
  15. Рисование по трафарету.
  16. Рисование дополнительным материалом (рисование мячиком, кисточкой, шпателем, визиткой и пр.).
  17. Мандалы (можно украсить их).
  18. Силуэты из кулачка.
  19. Каракули пальцами (упражнение на релаксацию).
  20. Натюрморты.
  21. Рисование в паре, не договариваясь об элементах рисунка.
  22. Алфавит, цифры, знаки.
  23. Написать и украсить первую букву своего имени.
  24. Рисование двумя руками.
  25. Место, в котором хочу быть.
  26. Рисунок большим пальцем широкими линиями.
  27. Космос (подув на песок из трубочки, образуются кляксы).
  28. Рисунок по подражанию.
  29. Портрет мамы.
  30. Подводный мир.
  31. Обвести ладонь, украсить рукавичку.
  32. Ограниченный метод рисования (например, дать задание рисовать только штрихами или точками).
  33. Цветным корабликам из бумаги на световом столе нарисовать волны, берег, морское дно.
  34. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов.
  35. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.
  36. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий.
  37. Изображение графических знаков в заданных пространственных позициях: «Нарисуй круг в середине листа, наверху листа, внизу листа». Относительно друг друга: «Нарисуй кружок сверху от домика, снизу от домика, точку – между домиком и деревцем».
  38. Выполнение разных типов штриховки.
  39. Обведение предметов по контуру.
  40. Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.
  41. Игрушка в центре светового стола. Нарисовать дорожку для неё, ступеньки, различные предметы.

Часть 6: Рефлексия

Игра «До свидания, песочек»!

От имени песочной феи просьба «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка .

Обсуждение

  • Понравилось ли наше занятие?
  • Что больше всего понравилось делать во время нашего занятия? Что не понравилось?
  • Появилось ли желание поиграть с песком в следующий раз?

Список использованной литературы

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». - СПб.: Речь, 2005 -340 с.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - М.: Речь, 2005.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».- СПб.: Речь, 2006.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Материалы, предоставленные Арт-студией «Рисуем песком», Спб.

  1. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьёй и детьми. - СПб.: Речь, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.

Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....