Психология детей с проблемами в развитии
статья по психологии

Иванова Мария Александровна

Виды норм:

- статистическая норма;

- функциональная (физиологическая) норма;

- индивидуальная норма;

- нормативная норма.

Показатели отклонения от нормы:

1) социальная дезадаптация;

2) затруднённость или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;

3) замедление или деградация развития психики;

4) неадекватное поведение.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные физические и психические отклонения, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами, и, вследствие этого, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Классификация аномальных детей по Усановой:

1. Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими повреждениями ЦНС.

2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.

3. Дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций.

Дефект - физический или психический недостаток.

Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функиций.

Типы компенсаций:

* внутрисистемная;

* межсистемная.  

Факторы успешной  компенсации:

1) возраст ребёнка;

2) степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих;

3) желание самого ребёнка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих условиях, а также его уверенность в себе;

4) способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.

Факторы развития аномального ребёнка:

1) степень и качество первичного дефекта существенно влияют на развитие ребёнка;

2) срок возникновения первичного дефекта.

Уровни нервно-психического реагирования:

1. Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет):

- общая и вегетативная возбудимость;

- повышение температуры;

- нарушение сна и бодрствования;

- нарушение аппетита;

- желудочно-кишечные расстройства.

2. Ппсихомоторный (от 4 до 7 лет):

- психомоторная возбудимость;

- тики;

- заикание;

- страхи;

- неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семье;

- реакции на привыкание к детскому образовательному учреждению;

- неблагоприятные межличностные отношения.

3. Аффективный (от 7 до 12 лет):

- синдром аффективной аозбудимости;

- синдромы страхов;

- синдром нарушения школьных навыков;

- синдром навязчивых состояний;

- психохарактерологические реакции;

- неврастенический синдром.

4. Эмоционально-идиаторный (с 12 до 16 лет):

- патологическое фантазирование;

- сверхценные увлечения и интересы;

- ипохондрические идеи;

- психогенные и психопатические реакции;

- психохарактерологические реакции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

Развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним....

Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.

В статье рассказывается об особенностях когнетивного развития детей с проблемами в развитии....

«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»

«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»...

Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"

В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...

Психология детей с проблемами в развитии

Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой субъектом выступает живое существо, целенаправленно воздействует на окружающую действительность и удовлетворяе...