Психология детей с проблемами в развитии
статья по психологии
Виды норм:
- статистическая норма;
- функциональная (физиологическая) норма;
- индивидуальная норма;
- нормативная норма.
Показатели отклонения от нормы:
1) социальная дезадаптация;
2) затруднённость или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;
3) замедление или деградация развития психики;
4) неадекватное поведение.
Аномальные дети - дети, имеющие значительные физические и психические отклонения, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами, и, вследствие этого, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Классификация аномальных детей по Усановой:
1. Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими повреждениями ЦНС.
2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.
3. Дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций.
Дефект - физический или психический недостаток.
Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функиций.
Типы компенсаций:
* внутрисистемная;
* межсистемная.
Факторы успешной компенсации:
1) возраст ребёнка;
2) степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих;
3) желание самого ребёнка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих условиях, а также его уверенность в себе;
4) способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.
Факторы развития аномального ребёнка:
1) степень и качество первичного дефекта существенно влияют на развитие ребёнка;
2) срок возникновения первичного дефекта.
Уровни нервно-психического реагирования:
1. Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет):
- общая и вегетативная возбудимость;
- повышение температуры;
- нарушение сна и бодрствования;
- нарушение аппетита;
- желудочно-кишечные расстройства.
2. Ппсихомоторный (от 4 до 7 лет):
- психомоторная возбудимость;
- тики;
- заикание;
- страхи;
- неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семье;
- реакции на привыкание к детскому образовательному учреждению;
- неблагоприятные межличностные отношения.
3. Аффективный (от 7 до 12 лет):
- синдром аффективной аозбудимости;
- синдромы страхов;
- синдром нарушения школьных навыков;
- синдром навязчивых состояний;
- психохарактерологические реакции;
- неврастенический синдром.
4. Эмоционально-идиаторный (с 12 до 16 лет):
- патологическое фантазирование;
- сверхценные увлечения и интересы;
- ипохондрические идеи;
- психогенные и психопатические реакции;
- психохарактерологические реакции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...
Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...
Развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним....

Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
В статье рассказывается об особенностях когнетивного развития детей с проблемами в развитии....

«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»
«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»...

Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"
В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...

Психология детей с проблемами в развитии
Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой субъектом выступает живое существо, целенаправленно воздействует на окружающую действительность и удовлетворяе...
