Ниткография как арт-терапия
план-конспект занятия по психологии

Снятие стресса, работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nitkografiya_kak_art.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Ниткография как арт-терапевтический метод для педагогов дошкольных учреждений: снятие напряжения и развитие креативности

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей ниткографии как эффективного инструмента для повышения эмоциональной устойчивости и развития творческой активности педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОО). Исследование включает разработку методики проведения мастер-класса, ориентированного на создание образов, отражающих внутреннее эмоциональное состояние участника, используя музыкальное сопровождение и работу с нитью как средством самовыражения.

 Введение. Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к педагогическим кадрам, включая необходимость поддерживать высокий уровень профессиональной компетенции и эффективно справляться с профессиональными стрессорами. Одним из способов преодоления эмоционального истощения является использование методов арт-терапии, способствующих раскрытию творческого потенциала и снятию накопленного напряжения. Среди множества методик особое внимание привлекает техника ниткографии, позволяющая создавать художественные образы путем плетения нитей различного цвета и фактуры.

Цель настоящего исследования — разработка и апробация программы мастер-классов по ниткографии для педагогов ДОУ с целью улучшения их эмоционального состояния и повышения профессионального ресурса.

Материалы и методы. Мастер-класс проходил в три этапа:

1. Теоретическое введение: знакомство с основами техники ниткографии, демонстрация образцов готовых работ, ознакомление с инструментами и материалами.

2. Практическая часть: выполнение индивидуальной композиции под руководством психолога. Участников попросили представить определённое настроение («радость», «грусть», «спокойствие») и создать рисунок, передающий данное ощущение, используя различную технику переплетения нитей. Для усиления воздействия на эмоциональное восприятие в ходе практической работы использовалась специально подобранная музыка, соответствующая заданному настроению.

3. Обсуждение итоговых композиций: совместный анализ созданных рисунков, обсуждение чувств и ассоциаций, возникших в процессе работы над проектом.

Группа состояла из 25 педагогов ДОУ. После окончания каждого занятия были проведены опросники, направленные на оценку изменений в эмоциональном состоянии участников.

Результаты и обсуждение. Полученные результаты показали значительное снижение уровней тревожности и депрессивных состояний среди участников мастер-класса. Большинство педагогов отметили положительный эффект техники ниткографии на свое самочувствие и общее качество жизни. Анализ высказанных участниками ощущений позволил сделать вывод о наличии четких связей между выбранным цветом нитей, техникой плетения и передаваемым эмоциональным состоянием. Использование музыкального сопровождения позволило углубить погружение в процесс создания художественных образов, усилить эмоциональную вовлеченность и активизировать творческий потенциал педагогов.

Заключение. Метод ниткографии оказался эффективным инструментом для профилактики профессиональных стрессов и поддержания высокого уровня мотивации педагогов ДОО. Проведение регулярных мастер-классов позволяет существенно снижать уровни нервно-психического напряжения, повышать удовлетворённость работой и способствовать развитию креативности. Работа в данном направлении представляется перспективной для дальнейшего изучения механизмов влияния ниткографии на когнитивные процессы и эмоциональное благополучие взрослых и детей.

Список литературы:

 1. Василевская Т.Н. Арт-терапия в работе с детьми // Психотерапия в образовании и воспитании. — № 3. — 2017.

2. Рудестам К. Групповая терапия. Перевод с английского. — СПб.: Издательство «Союз», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Ниткография "Солнечная система"

Мною было разработано и проведено занятие, которое очень понравилось детям, а его результат впечатлил взрослых....

Бисероплетение, ниткография, Sand-art

показать родителям способы развития мелкой моторики руки у старших дошкольников с ОНР с помощью шнурка (нити), бисера, песка. Значение этих техник для развития ребёнка и речи....

Занятие по рисованию методом ниткографии "Осень"

Занятие по рисованию методом ниткографии, сочетающее в себе элементы арттерапии....

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...