Тренинг для педагогов-психологов «Мастерство общения»
учебно-методический материал по психологии

Подолинская Лидия Евгеньевна

Тренинг для развития коммуникативных навыков педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов-психологов «Мастерство общения»

“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

(Антуан де Сент Экзюпери) .

Цель: развитие коммуникативных навыков педагогов (родителей) .

Задачи:

1. Обучить эффективным способам общения.

2. Продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

3. Расширить возможность установления контакта в различных ситуациях общения.

4. Развить умения невербального общения.

Метафора общения.

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал свой путь.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий. Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто окружает нас, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.

Упражнение «Комплимент»

Ведущий: Для этого я попрошу всех Вас встать в круг. Приветствовать мы будем следующим образом: первый человек называет своё имя, а сосед слева называет Ваше имя и на первую букву вашего имени прилагательное, которое, по его мнению, характеризует вас во взаимодействии с другими людьми. После называет своё имя, и следующий участник произносит имя соседа и прилагательное на первую букву.

Комментарии: О чём вы задумывались, когда придумывали прилагательное на первую букву имени незнакомого вам человека?

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Упражнение «Перефразирование»

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами, развитие взаимодействия участников между собой.

Ведущий: Я предлагаю Вам выполнить упражнение с помощью которого мы покажем, как важно уметь грамотно и чётко передавать информацию, чтобы вас понимали.

Вам предлагается четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нём передавалось иным словом или словосочетанием. Например, Я можно превратить в автора или лицо, дорогу в путь. Важно, чтобы другие смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Помимо вербального общения, есть невербальное общение. Невербальное общение - это сигналы, символы, жесты, манеры, мимика. То есть - не речевая форма общения, взаимопонимания. И с помощью следующего упражнения продемонстрируем, насколько хорошо мы можем понимать друг друга без слов.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Упражнение «Кто вы? »

Ведущий: С помощью мимики и жестов  изобразите, а мы попытаемся догадаться, то, что у вас на бумажке.  «не сходя со стула посидите так, как сидит …»

Обезьяна

Кассир на рабочем месте

Царь на троне

Пчела на цветке

Побитая собака

Невеста на свадьбе

Человек на кактусе

Кошечка

Работник паспортного стола

3-х летний ребёнок

Ведущий: Очень многое зависит от того, как мы можем общаться на невербальном уровне. Порой наши жесты, мимика говорят о нас быстрее, чем наши слова. И понять человека можно и без слов.

Упражнение  «Составь рассказ»

При помощи следующего упражнения увидим ещё одно немаловажное умение при общении, умение  работать в команде, умение договариваться.

Совместно составьте коротенький рассказ из 20 слов, чтобы все слова начинались с буквы С, К, Н

"МОЯ ГАЛАКТИКА"

  1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

   Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

        Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

        Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

        Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

  1. Выполнение практического задания тренинга.

        А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

        В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

        С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?        

        Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Заключительная игра “Солнышко”

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Закончить нашу встречу хотелось бы одной притчей.

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

-Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

- Ну, я слышал это от других.

- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

- Совсем нет.

- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

- Сомневаюсь.

-Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Желаем Вам, творческих успехов, приятных собеседников, понимания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Тренинг для педагогов «Психолог и его команда»

Цель  Цель тренинга: Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия....

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения»

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на...

Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения» В старшей группе №2

Профилактика возникновения дискомфорта в общении у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе....