Тренинг для педагогов «Психолог и его команда»
материал

Цель  Цель тренинга: Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov._psiholog_i_ego_komanda.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Психолог и его команда».

Цель тренинга: Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия

Задачи:

  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; 
  • объединить участников в единую группу, придать общий эмоциональный положительный фон деятельности;
  • повысить групповую сплоченность;
  • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов.
  • задуматься о своих лучших качествах, которые должны стать ресурсом для дальнейшей эффективной работы.

Условия проведения:

Приглашаются все желающие педагоги, группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия: 1-1,5 ч.

Оборудование: мяч; клубок; листы чистой бумаги; ручки, карандаши, заготовленные бланки с лепестками; макет «сердца группы»; музыка в аудиозаписи (по выбору психолога);

заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана, на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Блок 1 Вводная часть

Цель: Настроить на дальнейшую работу участников: объединить участников в единую группу, придать общий эмоциональный положительный фон деятельности.

Приветствие.

  Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге!

Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Упражнение   «Давайте поздороваемся»

 Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Упражнение № 1 «Связующая нить»

Инструкция: Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...»

Упражнение № 2 «Пожелай другому…»

   Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Правила работы в группе

Инструкция. (После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия участников группы).

Педагог-психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила:

- Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

- Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

- Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

- Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, в противном случае ничего не говорить; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

- Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

- Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

- Недопустимость непосредственных оценок человека.

(Принятые правила записываются мелом на доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно дополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости).

Основная часть

2 Блок упражнений.  Часть 2

Теоретическая  часть.

Цель: повышение уровня работоспособности участников. Эмоционально-психологическое сближение участников. Повысить групповую сплоченность.

Упражнение – игра № 1  «Передача ритмов»

Инструкция: Участники усаживаются на ковре или стульях; держатся за руки.

Педагог-психолог: «Сжатая правая рука - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку соседу справа. Так рукопожатие переходит справа на лево, пока не вернется ко мне. Первый раз мы можем работать медленно». Во втором раунде темп увеличивается. Можно передать до пяти рукопожатий подряд. В заключении участники должны сжать руки обоим соседям двое кратным рукопожатием.

Упражнение № 2 «Все мы чем-то похожи»

Педагог-психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Каждой группе  нужно составить список того, что объединяет вас. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть работа...», «Любимый цвет каждого из нас - синий» и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Упражнение № 3 «Встаньте...»

Инструкция: Все педагоги садятся по кругу.

Педагог-психолог. Я буду называть числа. Какое число названо - именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь, на действия друг друга.

Обсуждение: - Трудно было выполнять задание?

    - Уважаемые коллеги, как вы думаете, что обозначает слово «сплоченность»?

Сплоченность - это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо слышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

- Сплоченность – это:

- совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

- атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

- активная, эмоционально насыщенная совместная деятельности, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

3 Блок упражнений  Часть 3

Разминочный

Цель: улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Упражнение № 1 «Передай сигнал»

Инструкция: Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.) Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

Повторяется несколько раз.

Упражнение № 2 «Неожиданные картинки»

 Педагог-психолог: Сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях надо упражнение остановить после 8-10 смен или попросить передавать рисунок через одного.

Обсуждение: - Трудно ли было создавать картину вместе?

- В чем именно заключалась трудность? Если не получилось, то почему?

- Что с вами происходило?

Упражнение № 3 «Накопительные комплименты»

Педагог-психолог:  Все мы любим, получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д.

4 Блок.  Часть 4

Практический

Цель: Развитие коммуникативных навыков. Задуматься о своих лучших качествах, которые должны стать ресурсом для дальнейшей эффективной работы.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов.

Упражнение № 1 «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что...». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Обсуждение: - Что испытывали при выполнении задания?

- Какие эмоции испытывали во время упражнения?

- Что нового узнали о других?

- Что интересное узнали?

Упражнение № 2 «Лепестки»

Этапы работы: Педагоги делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через 10 минут можно пройти по комнате, показать остальным свой «цветок» и поговорить о том, что написано на каждом лепестке. Надо следить за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

  • Три вещи, которые мне нравятся
  • Три вещи, которые мне не нравятся
  • Человек, которым я восхищаюсь
  • Три места, где я жил
  • Что бы я хотел сделать
  • Чем я горжусь

              Упражнение № 3 «Слепой танец»

Инструкция: Участникам предлагается разделиться на пары. Одному завязывают глаза, а другой видит все происходящее и сможет водить свою пару. Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2-3 мин.), после чего меняются ролями.

Обсуждение:

  • Чувствовали ли вы себя уверенно со своими партнерами, когда у вас были завязаны глаза?
  • Как  больше понравилось танцевать – с открытыми глазами или с закрытыми?

Почему? 

Дыхательное упражнение «Семь свечей»

- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно…Вы дышите глубоко и ровно…Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей…Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно сильнее задуть  одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…».

(Упражнение выполняется под спокойную негромкую музыку). Обсуждение:

- Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?

- Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

5 Блок. Заключительная

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Упражнение № 1 «Оживи ладони»

Инструкция. Каждому участнику выдается вырезанный силуэт ладони взрослого человека. На каждом пальце ладони необходимо записать свои ресурсы - качества личности, черты характера (например, трудолюбие, ответственность, активность, жизнерадостность, оптимизм и т.д.), которые есть у участника или которые ему необходимы. В центре – кто может помочь их дать.

С обратной стороны ладони нужно написать пожелание самому себе.

Упражнение № 2 «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Рефлексия 

Педагог-психолог: «Наш тренинг подошел к завершению.

- Что для вас сегодня было важным?

- Какие чувства вы испытывали?

- Нужны ли вам дальнейшие такие тренинги?

(Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о прошедшей встречи и ее значимости для них).

Прощание.

Педагог-психолог: Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога по теме:"Путешествие дружной команды"в подготовительной группе.

Занятие из программы тренинга общения для детей старшего дошкольного возраста.  Представлено в форме увлекательной игры-путешествия.Преодолевая препятствия, ребята учатся согласовывать свои дейст...

Занятие педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию коммуникативных навыков, сплочению группы "Мы - команда"

В дошкольном возрасте необходимо учить детей эффективно взаимодействовать друг с другом, не забывая при этом о новообразовании дошкольного возраста - произвольности. В процессе занятия используются иг...

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...