ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по психологии (старшая группа)

Филипьева Анастасия Анатольевна

В этой статье говорится о технологии ТРИЗ, и о применении технологии в детских садах. ТРИЗ рассматривается как эффективная технология развития у дошкольника креативного мышления, фантазии, способность решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

А. А. Филипьева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 314 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В этой статье говорится о технологии ТРИЗ, и о применении технологии в детских садах. ТРИЗ рассматривается как эффективная технология развития у дошкольника креативного мышления, фантазии, способность решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Ключевые слова: ТРИЗ, творчество, ребенок, творческая личность.

  1. A. Philipieva

TRIZ TECHNOLOGY IN THE IN THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Annotation: The article describes TRIZ technology in the in the preschool education system. TRIZ technology is an effective way to develop creative thinking and imagination, ability to solve complex problems with effective methods.

Keywords: TRIZ technology, creativity, child, the creative person.

Дошкольное образовательное учреждение – это часть непрерывного образования, которая в свою очередь является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Однако, сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю – не знаю, умею – не умею, а там, где есть девиз «Ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности. В связи с этим, меняются и задачи педагога – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать, не вести ребенка за собой, а идти с ним вместе.

Именно поэтому, современному миру нужны гибкие, смелые, творческие, активные, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них результативный, педагоги, которые ориентируются на творческое развитие ребенка, индивидуализацию обучения. Однако стоит отметить, что российская система образования сохраняет традиционный подход в обучении. Такой подход во многом ограничивает детей, лишает их возможности испытывать радость при новых возможностях и открытиях.

Разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения. Данная технология учит детей нестандартно мыслить, дает возможность проявить себя, развивает нравственные качества, а самое главное, позволяет получать знания без перегрузок и длительных заучиваний [3, с. 10 - 35]. Технология ТРИЗ «работает» под девизом «Творчество во всем».

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основными преимуществами программы ТРИЗ в детском саду является:

− развитие аналитических способностей;

− умение рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать личную точку зрения;

− преодоление застенчивости и замкнутости;

− формирование умений постепенно находить выход из сложных ситуаций.

Педагогический поиск – это наше основное средство работы с воспитанниками в ТРИЗ технологии. Мы ставим перед воспитанниками задачу, которую нужно решить [1]. Игровые ситуации могут быть как реальные (у мамы день рождение, как приготовить маме подарок, при этом не выходить из дома), так и выдуманные, придуманные, сказочные (как сделать Бабу Ягу доброй). Но, главное, они должны быть решаемыми. Каждый ребенок предлагает свой вариант ответа из сложившейся ситуации. Если ребенок задал вопрос, не надо давать готовый ответ. Необходимо с помощью размышлений и рассуждений подвести его к собственному ответу. Тем самым ребенок самостоятельно найдет идеальное конечное решение.

В процессе нашей работы с детьми мы используем:

- метод Робинзона Крузо;

- метод фокальных объектов;

- метод противоречий;

- метод фокальных объектов;

- кольца Луллия;

- мозговой штурм;

- системный оператор;

- морфологический анализ;

- составление лимериков;

- загадки, метод каталога;

- страна сказок.

Предлагаемые методы и приемы помогают совершенствовать речевые навыки воспитанников, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей [2]. В результате обучения и индивидуального общения у детей возникает положительный, эмоциональный настрой. Возрастают познавательная активность и интерес к занятиям; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. У воспитанников расширяется кругозор, появляется интерес к новому, к фантазированию, а диалогическая речь становится образной и логичной.

Мониторинг на сентябрь 2020 года позволяет утверждать, что использование на занятиях адаптивных методов и приемов ТРИЗ повышает результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов ТРИЗ Г. С. Альтшуллера у воспитанников повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
  2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина 2010. — 143 с.
  3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Под ред. Т. А. Сидорчук. Ульяновск: М.: Аркти, 2010 - 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Система дошкольного образования в Законе РФ "Об образовании"

Источник: http://fullref.ru/job_4e819c548856625030a34563b53c9970.html...

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...