Рабочая программа педагога-психолога по социализации и адаптации несовершеннолетних иностранных граждан
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Рост числа мигрантов способствует тому, что необходимо разрабатывать программы адаптации и социализации детей, начиная с ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 161.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Актуальность разработки рабочей программы педагога-психолога по адаптации детей мигрантов в условиях детского сада обусловлена рядом факторов:
Рост числа детей мигрантов.
За последние годы число детей мигрантов, прибывающих в Россию и интегрирующихся в детские сады, значительно увеличилось. Это связано с процессами миграции населения, изменением демографической структуры регионов и необходимостью решения вопросов мультикультурного воспитания.
По данным на конец июля 2025 года, в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре отмечается увеличение количества иностранных граждан, состоящих на миграционном учете. За семь месяцев текущего года их число достигло 45 972 человек, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (44 795 человек). Как и в предыдущие годы, основная цель приезда иностранцев— трудовая деятельность. Около 80% прибывших составляют граждане Узбекистана и Таджикистана. Согласно статистике, доля граждан Узбекистана составляет 46% (20 208 человек), Таджикистана - 28% (13 314 человек). По сравнению с июнем доля каждой из этих стран увеличилась на 1%.
Проблемы адаптации.
Для многих несовершеннолетних иностранных граждан, лиц без гражданства переход в новое социокультурное пространство сопровождается трудностями, такими как языковые барьеры, различия в семейных ценностях и привычных формах общения. Без своевременной психологической поддержки дети испытывают трудности в установлении контактов с местными сверстниками, и педагоги сталкиваются с проблемами в обучении и взаимодействии.
Необходимость формирования толерантности.
Современное общество требует уважения и понимания представителей разных народов и культур. Детям важно научиться общаться и понимать друг друга вне зависимости от этнического происхождения. Программы, направленные на развитие социальной компетентности и принятие различий, способствуют гармоничному развитию детской личности.
Повышение роли психологии в образовании.
Современные требования к качеству образовательной среды предполагают активное участие педагога-психолога в создании комфортной атмосферы для всех детей, включая тех, кто недавно прибыл в страну. Профессиональная поддержка специалиста помогает минимизировать риски негативных последствий культурного шока и обеспечить полноценное включение ребенка в образовательный процесс.
Таким образом, разработка и внедрение программы «Социализация и адаптация несовершеннолетних иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих миграционную историю обучающихся в образовательных организациях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры» является актуальной задачей современного детства, обеспечивающей комплексную помощь и содействие благополучному росту новых поколений россиян.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для интеграции ребенка в детский коллектив детского
сада.
Основные задачи программы:
- Стимулировать мотивацию к общению со сверстниками и взрослыми.
- Развивать умение выражать свои чувства и эмоции словами.
Формировать базовые социальные навыки взаимодействия и сотрудничества.
Развивать личностную сферу: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Организовывать работу с родителями для повышения эффективности воспитания и обучения.
Целевые группы участников:
Дети старшего возраста (от 6 до 7 лет).
Воспитатели групп, работающие с несовершеннолетними иностранными гражданами. Родители (законные представители) несовершеннолетних иностранных граждан.
Форма работы: возможно индивидуальная и подгрупповая. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Время занятия: 30 минут.
Срок реализации программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение тревожности и страхов у несовершеннолетних иностранных граждан во время общения с другими.
- Активизация познавательной активности и мотивация к обучению, развитие эмоционального интеллекта.
- Улучшение взаимоотношений с ровесниками и педагогами.
- Повышение самооценки у ребенка.
- Положительное отношение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Программа состоит из: 5 консультаций для родителей и 34 занятий с ребенком. Сроки и этапы реализации программы:
Программа реализуется с сентября 2025 года по июнь 2026 годы в три этапа:
Содержание программы
I этап- Подготовительный
Подготовительный этап - сентябрь 2025 год
Цель этапа: Диагностика показателей социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на начало года и социального статуса семьи.
Задачи этапа: сбор информации о семье, традициях, обычаях семьи. Изучение специфики проживания семьи в регионе, ситуации переезда.
Определение проблемных зон в развитии ребёнка и готовности к адаптации.
Методы диагностики: наблюдение, беседы с ребёнком и родителями, воспитателями, анкетирование родителей (Приложение 1).
этап. Основной
Основной этап – с октября 2025 – май 2026 год
Цель этапа: создание комфортных условий и оказание индивидуальной поддержки каждому ребёнку.
Задачи этапа:
- Развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
- Проведение консультаций с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан.
Основные мероприятия:
Проведение индивидуальных занятий с использованием арт-терапии, сказкотерапии, игровых методов.
Психологические занятия в малых группах.
Совместные игры и творческие проекты с участием всех детей группы. Индивидуальные консультации педагогов и родительские собрания.
Ознакомление детей с культурой региона, в котором находится детский сад.
- этап.
Заключительный (аналитический)- июнь 2026 год
Цель этапа: оценка результатов работы, подготовка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребёнка.
Задачи этапа:
- Формулирование рекомендаций по дальнейшей работе с ребенком, учитывающих выявленные трудности и успехи.
- Предложение мер по совершенствованию процесса адаптации новых
несовершеннолетних иностранных граждан.
- Советы родителям и педагогам по поддержанию стабильного эмоционального и социального благополучия ребенка.
Мероприятия:
Повторная диагностика уровня адаптации и социального развития ребёнка. Консультации для родителей по вопросам дальнейшего развития ребёнка дома. Оформление портфолио достижений ребёнка за период участия в программе.
Подготовка методических материалов для воспитателей и рекомендации по дальнейшей работе с ребёнком.
Формы организации работы:
Игровая деятельность (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры). Арт-терапия (рисование, лепка, работа с песком).
Сказкотерапия и рассказывание историй.
Занятия по развитию мелкой моторики и сенсорному восприятию. Музыкально-двигательные упражнения.
Групповые и индивидуальные встречи с родителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
№ занятия | Основное содержание | Задачи |
ЗАНЯТИЕ 1 | Игра «Познакомимся» Игра «Внимание, флажок» Игра «Что перепутал художник» Игра «Сложи картинку» Игра «Обведи и раскрась» Игра «Лабиринт» Сказка-терапия «Поможем Ежу» | развитие внимания. развитие восприятия, активизация словарного запаса; развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. |
ЗАНЯТИЕ 2 | Игра «Назови как можно больше». Игра «Угадай на ощупь». Игра «Найди такой же». Игра «Дорисуй картинку» | развитие логического мышления, речи и памяти. развитие восприятия, активизация словарного запаса; |
ЗАНЯТИЕ 3 | Выложить из палочек по образцу. Игра «Пожелания» Игра «Гномик» Упражнение «Соедини точки» Упражнение «Танграм» Песочная терапия «Сказочная история» | Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие логического мышления, речи и памяти. развитие восприятия, развитие внимания, воображения |
ЗАНЯТИЕ 4 | Упражнение «Рисование 8» Игра «Гномик» Упражнение «Разгладим платочки» Упражнение «Волшебный мешочек» Упражнение «Найди отличия» | Развитие мелкой моторики, развитие внимания, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. |
ЗАНЯТИЕ 5 | Игра «Кто больше завяжет узелков?» Игра «Выложи фигурку» Игра «Найди такое же колечко» Игра «Танграм» Игра «Составим все вместе» | Развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия развитие внимания. |
ЗАНЯТИЕ 6 | Игра «Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика) Игра «Нарядные бусы» Игра «Назови как можно больше..» Игра «Сравни картинки» Игра «Воробышки» | пальчиковая гимнастика активизация словарного запаса; развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 7 | Игра «Соедини точки и раскрась» Игра «Ловкие руки» Игра «Что перепутал художник» Игра «Разрезные картинки» Арт-терапия «Веселая радуга» | стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал Развитие мелкой моторики, совершенствование выразительных движений. |
ЗАНЯТИЕ 8 | Запомнить и нарисовать геометрические фигуры Игра «Раскрась рисунок» Игра «Попрыгунчики» Игра «Рисование по клеточкам» Игра «Составим все вместе» | развитие внимания. развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 9 | Игра «Будь внимательным» Игра «Не ошибись!» Игра «Группировка» Игра «Четвертый лишний» Игра «На что это похоже» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти |
ЗАНЯТИЕ 10 | Игра «Найди двух братцев» Игра «Конкретизация понятий» Упражнение «Время года- зима. Найти все признаки» Игра «Почемучки» Игра «Группировка» Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | развитие логического мышления, речи и памяти стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений. Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. |
ЗАНЯТИЕ 11 | Игра «Кто, где спрятался?» Игра «Четвертый лишний» Игра «Загадки-отгадки» Игра «Телеграмма» Сколько в комнате. впереди- позади Арт-терапия «Сказочный лес» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. совершенствование выразительных движений. |
ЗАНЯТИЕ 12 | Игра «Четыре стихии» Игра «Что лишнее и почему?» Игра «На что это похоже?» Игра «Запомни картинки» Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос» | развитие внимания. развитие восприятия, развитие памяти развитие логического мышления, речи, умения ориентироваться в своем теле. |
ЗАНЯТИЕ 13 | Игра «Внимание, можно начинать» Найти предметы одного цвета. Игра «Повторяем друг за другом» Игра «Лишнее слово» Игра «Продолжи предложение» Театрализованная деятельность «Теремок» | Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие внимания. развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти, воображения |
ЗАНЯТИЕ 14 | Игра «Что изменилось?» Игра «Что лишнее и почему?» Игра «Сгруппируй и запомни» Игра «Танграм» Игра «Сложи картинку» Кинезиологическое упражнение «Дерево» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. совершенствование выразительных движений, развитие пространственных представлений |
ЗАНЯТИЕ 15 | Игра «Мы в лес ходили» Игра «Непрерывный рассказ» Игра «Четвертый лишний» Игра «Кто быстрее заполнит баночку?» Дыхательная гимнастика–анти- стресс. | Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления, речи и памяти, развитие умения справляться с тревогой. |
ЗАНЯТИЕ 16 | Игра «Дорисуй узор» | Развитие воображения |
Время года- зима. Найти все признаки. Игра «Запомни слова парами» Игра «Разрезные картинки» Игра «Что запоминали?» Игра «Танграм» | развитие логического мышления, речи и памяти. | |
ЗАНЯТИЕ 17 | Найти предметы на букву «М» Игра «Кто живет в аквариуме?» Игра «Какой рыбки не хватает?» Игра «Запоминалки» Игра «Продолжи предложение» | стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 18 | Игра «Зеркало» Игра «Чем отличаются клоуны?» Игра «Последовательность событий» Игра «Запоминаем вместе» Игра «Найди по описанию» | совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления, речи и памяти. развитие внимания. |
ЗАНЯТИЕ 19 | Игра «Дружные хлопки» Игра «Узнай фигуры» Игра «Что сначала, что потом?» Игра «Говори наоборот» Игра «Из какого материала?» | развитие внимания. развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ20 | Игра «Что изменилось?» Игра «Последовательность событий» Игра «Какой фигуры не хватает?» Игра «Вспоминалки» Игра «Оркестр» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. |
ЗАНЯТИЕ 21 | Игра «Не зевай» Игра «Животные» Игра «Запомни картинки» Игра «Найди предметы» Игра «Помоги найти портрет» | развитие внимания. совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 22 | Игра «Найди предмет» Игра «Лабиринт» Игра «Найди предмет не похожий на другие» Что пропало? Игра «Танграм» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. активизация словарного запаса; |
ЗАНЯТИЕ 23 | Игра «Воспроизведение рассказа» Игра «Соблюдай правила» Игра «Собери картинку по образцу» Игра «Поем вместе» Игра «Найди спрятавшихся зверей» | активизация словарного запаса; развитие логического мышления, речи и памяти. развитие внимания. |
ЗАНЯТИЕ 24 | Игра «Карта» Расположить геометрические фигуры относительно центра. Игра «Собери вещи» Ига «Найди билет» Игра «Повторяем и рисуем» Песочная терапия «Поможем герою найти клад» | Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие восприятия, развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. совершенствование выразительных движений. |
ЗАНЯТИЕ 25 | Игра «Найди и сосчитай» Игра «Повтори рисунок» Игра «Посмотри и запомни» Игра «Сравни картинки» Игра «Незаконченные рисунки» | развитие внимания. развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти. развитие воображения |
ЗАНЯТИЕ 26 | Игра «Запрещенной движение» Игра «Разведчики» Игра «Составь фигуру» Игра «Переложи палочки» Игра «Сравни картинки» Пластилинотерапия «Домашние животные» | Контролировать свои движения. совершенствование выразительных движений. развитие внимания. Развитие мелкой моторики, развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. |
ЗАНЯТИЕ 27 | Игра «Найди отличия» Игра «Расположи картинки по порядку» Игра «Запомни картинки» Игра «Запомни и нарисуй геометрические фигуры» Игра «Дорисуй картинку» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. Развитие воображения |
ЗАНЯТИЕ 28 | Игра «Распредели картинки по порядку» Игра «Составь картинку» Игра «Выложи из палочек» Игра «Найди отличия» Игра «Выполни движения» Игра «Зоопарк» | развитие логического мышления, речи и памяти. развитие восприятия, Развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, слуховой памяти. Доводить начатое до конца. |
ЗАНЯТИЕ 29 | Игра «Поставь фигуры» Игра «Четыре стихии» Игра «Найди заплатку» Игра «Шарфики» | Контролировать свои движения. развитие зрительного восприятия развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 30 | Игра «Поручения» Игра «Музыканты» Игра «Сравни картинки» Игра «Небылицы» Игра «Классификация» | Развитие мелкой моторики, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал развитие логического мышления, речи и памяти. |
ЗАНЯТИЕ 31 | Игра «Разноцветные цепочки» Игра «Продолжи предложение» Игра «Сколько фигур нарисовано?» Игра «Дорисуй узоры» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. развитие воображения |
ЗАНЯТИЕ 32 | Игра «Найди отличия» Игра «Расположи картинки по порядку» Игра «Запомни картинки» Игра «Запомни и нарисуй геометрические фигуры» Игра «Дорисуй картинку» | развитие внимания. развитие логического мышления, речи и памяти. Развитие воображения |
ЗАНЯТИЕ 33 | Игра «Дорисуй узор» Время года- зима. Найти все признаки. Игра «Запомни слова парами» Игра «Разрезные картинки» Игра «Что запоминали?» Игра «Танграм» | Развитие воображения развитие логического мышления, речи и памяти. Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. |
ЗАНЯТИЕ 34 | Игра «Дружные хлопки» Игра «Узнай фигуры» Игра «Что сначала, что потом?» Игра «Говори наоборот» Игра «Из какого материала?» | Контролировать свои движения. развитие внимания. развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти. |
Всего: | 34 занятия | |
Работа с родителями |
Мониторинг по выявлению индивидуальных затруднений при обучении через анкетирование педагогов и родителей. Индивидуальные беседы педагогов и специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда и т.д.). 9. Организация спортивных мероприятий с детьми и родителями |
Темы консультаций для родителей детей мигрантов:
- «Ваш ребенок впервые пришел в детский сад»,
- «Информационно-методическая поддержка для родителей несовершеннолетних иностранных граждан по адаптации и интеграции детей»,
- «Театральные игры как средство социального эмоционального развития ребенка»,
«Общаемся легко»: игры и упражнения на развитие навыков коммуникации и взаимопонимания.
5. «Маленькие победы большого пути»: поощрение успехов каждого ребёнка, укрепление уверенности в себе.
Для достижения поставленной цели применялись различные формы работы: игротерапия, индивидуальные консультации, совместные мероприятия с родителями, тренинги и занятия по развитию коммуникативных навыков. Особое внимание уделялось созданию дружелюбной и доверительной атмосферы, исключающей проявления нетерпимости и враждебности.
Итоги реализации программы показали положительную динамику в развитии социальной компетенции несовершеннолетних иностранных граждан. Многие воспитанники продемонстрировали заметный прогресс в формировании коммуникативных навыков, повысили уровень уверенности в себе и снизили тревогу и страх перед новыми ситуациями.
Дальнейшие шаги будут сосредоточены на углубленной проработке отдельных направлений программы, расширении спектра используемых методик и технологий, повышении квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...

