Рабочая программа педагога-психолога по социализации и адаптации несовершеннолетних иностранных граждан
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Анастасия Викторовна Лазарева

Рост числа мигрантов способствует тому, что необходимо разрабатывать программы адаптации и социализации детей, начиная с ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_programmy_migranty.docx161.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\Screenshot_20251030-164251_AnyScanner - PDF Scanner.jpg

Актуальность.

Актуальность разработки рабочей программы педагога-психолога по адаптации детей мигрантов в условиях детского сада обусловлена рядом факторов:

Рост числа детей мигрантов.

За последние годы число детей мигрантов, прибывающих в Россию и интегрирующихся в детские сады, значительно увеличилось. Это связано с процессами миграции населения, изменением демографической структуры регионов и необходимостью решения вопросов мультикультурного воспитания.

По данным на конец июля 2025 года, в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре отмечается увеличение количества иностранных граждан, состоящих на миграционном учете. За семь месяцев текущего года их число достигло 45 972 человек, что на 2,6% больше, чем за аналогичный        период        прошлого        года        (44 795        человек). Как и в предыдущие годы, основная цель приезда иностранцев— трудовая деятельность. Около 80% прибывших составляют граждане Узбекистана и Таджикистана. Согласно статистике, доля граждан Узбекистана составляет 46% (20 208 человек), Таджикистана - 28% (13 314 человек). По сравнению с июнем доля каждой из этих стран увеличилась на 1%.

Проблемы адаптации.

Для многих несовершеннолетних иностранных граждан, лиц без гражданства переход в новое социокультурное пространство сопровождается трудностями, такими как языковые барьеры, различия в семейных ценностях и привычных формах общения. Без своевременной психологической поддержки дети испытывают трудности в установлении контактов с местными сверстниками, и педагоги сталкиваются с проблемами в обучении и взаимодействии.

Необходимость формирования толерантности.

Современное общество требует уважения и понимания представителей разных народов и культур. Детям важно научиться общаться и понимать друг друга вне зависимости от этнического происхождения. Программы, направленные на развитие социальной компетентности и принятие различий, способствуют гармоничному развитию детской личности.

Повышение роли психологии в образовании.

Современные требования к качеству образовательной среды предполагают активное участие педагога-психолога в создании комфортной атмосферы для всех детей, включая тех, кто недавно прибыл в страну. Профессиональная поддержка специалиста помогает минимизировать риски негативных последствий культурного шока и обеспечить полноценное включение ребенка в образовательный процесс.

Таким образом, разработка и внедрение программы «Социализация и адаптация несовершеннолетних иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих миграционную историю обучающихся в образовательных организациях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры» является актуальной задачей современного детства, обеспечивающей комплексную помощь и содействие благополучному росту новых поколений россиян.

 Цель программы:

Создание благоприятных условий для интеграции ребенка в детский коллектив детского

сада.


Основные задачи программы:

  1. Стимулировать мотивацию к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать умение выражать свои чувства и эмоции словами.

Формировать базовые социальные навыки взаимодействия и сотрудничества.

Развивать личностную сферу: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

  1. Организовывать работу с родителями для повышения эффективности воспитания и обучения.

Целевые группы участников:

Дети старшего возраста (от 6 до 7 лет).

Воспитатели групп, работающие с несовершеннолетними иностранными гражданами. Родители (законные представители) несовершеннолетних иностранных граждан.

Форма работы: возможно индивидуальная и подгрупповая. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Время занятия: 30 минут.

Срок реализации программы: 1 учебный год

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение тревожности и страхов у несовершеннолетних иностранных граждан во время общения с другими.
  2. Активизация        познавательной        активности        и        мотивация        к        обучению,        развитие эмоционального интеллекта.
  3. Улучшение взаимоотношений с ровесниками и педагогами.
  4. Повышение самооценки у ребенка.
  5. Положительное отношение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Программа состоит из: 5 консультаций для родителей и 34 занятий с ребенком. Сроки и этапы реализации программы:

Программа реализуется с сентября 2025 года по июнь 2026 годы в три этапа:

 Содержание программы

I этап- Подготовительный

Подготовительный этап - сентябрь 2025 год

Цель этапа: Диагностика показателей социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на начало года и социального статуса семьи.

Задачи этапа: сбор информации о семье, традициях, обычаях семьи. Изучение специфики проживания семьи в регионе, ситуации переезда.

Определение проблемных зон в развитии ребёнка и готовности к адаптации.

Методы диагностики: наблюдение, беседы с ребёнком и родителями, воспитателями, анкетирование родителей (Приложение 1).

  1.  ​этап. Основной

Основной этап – с октября 2025 – май 2026 год

Цель этапа: создание комфортных условий и оказание индивидуальной поддержки каждому ребёнку.

Задачи этапа:

  1. Развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан.
  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
  3. Проведение        консультаций        с        родителями        (законными        представителями) несовершеннолетних иностранных граждан.

Основные мероприятия:

Проведение индивидуальных занятий с использованием арт-терапии, сказкотерапии, игровых методов.

Психологические занятия в малых группах.

Совместные игры и творческие проекты с участием всех детей группы. Индивидуальные консультации педагогов и родительские собрания.

Ознакомление детей с культурой региона, в котором находится детский сад.

  1.  ​этап.

Заключительный (аналитический)- июнь 2026 год

Цель этапа: оценка результатов работы, подготовка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребёнка.

Задачи этапа:

  1. Формулирование        рекомендаций        по        дальнейшей        работе        с        ребенком, учитывающих выявленные трудности и успехи.
  2. Предложение        мер        по        совершенствованию        процесса        адаптации        новых

несовершеннолетних иностранных граждан.

  1. Советы родителям и педагогам по поддержанию стабильного эмоционального и социального благополучия ребенка.

Мероприятия:

Повторная диагностика уровня адаптации и социального развития ребёнка. Консультации для родителей по вопросам дальнейшего развития ребёнка дома. Оформление портфолио достижений ребёнка за период участия в программе.

Подготовка методических материалов для воспитателей и рекомендации по дальнейшей работе с ребёнком.

Формы организации работы:

Игровая деятельность (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры). Арт-терапия (рисование, лепка, работа с песком).

Сказкотерапия и рассказывание историй.

Занятия по развитию мелкой моторики и сенсорному восприятию. Музыкально-двигательные упражнения.

Групповые и индивидуальные встречи с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

№ занятия

Основное содержание

Задачи

ЗАНЯТИЕ 1

Игра «Познакомимся» Игра «Внимание, флажок»

Игра «Что перепутал художник» Игра «Сложи картинку»

Игра «Обведи и раскрась» Игра «Лабиринт»

Сказка-терапия «Поможем Ежу»

развитие внимания.

развитие восприятия, активизация словарного запаса;

развитие логического мышления, речи и памяти, воображения.

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения.

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Назови как можно больше».

Игра «Угадай на ощупь».

Игра «Найди такой же». Игра «Дорисуй картинку»

развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие восприятия,

активизация словарного запаса;

ЗАНЯТИЕ 3

Выложить из палочек по образцу.

Игра «Пожелания»

Игра «Гномик»

Упражнение        «Соедини        точки» Упражнение «Танграм»

Песочная        терапия        «Сказочная

история»

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие восприятия,

развитие внимания, воображения

ЗАНЯТИЕ 4

Упражнение «Рисование 8» Игра «Гномик»

Упражнение «Разгладим платочки» Упражнение «Волшебный мешочек» Упражнение «Найди отличия»

Развитие мелкой моторики, развитие внимания,

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал

Доводить начатое до конца.

Контролировать свои движения.

ЗАНЯТИЕ 5

Игра «Кто больше завяжет узелков?» Игра «Выложи фигурку»

Игра «Найди такое же колечко» Игра «Танграм»

Игра «Составим все вместе»

Развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия развитие внимания.

ЗАНЯТИЕ 6

Игра        «Птицы        и        птенчики» (пальчиковая гимнастика)

Игра «Нарядные бусы»

Игра «Назови как можно больше..» Игра «Сравни картинки»

Игра «Воробышки»

пальчиковая гимнастика

активизация словарного запаса; развитие логического мышления, речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 7

Игра «Соедини точки и раскрась» Игра «Ловкие руки»

Игра «Что перепутал художник» Игра «Разрезные картинки»

Арт-терапия «Веселая радуга»

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал

Развитие мелкой моторики, совершенствование

выразительных движений.

ЗАНЯТИЕ 8

Запомнить        и        нарисовать геометрические                        фигуры Игра «Раскрась рисунок»

Игра «Попрыгунчики»

Игра «Рисование по клеточкам» Игра «Составим все вместе»

развитие внимания. развитие восприятия,

развитие логического мышления, речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 9

Игра «Будь внимательным» Игра «Не ошибись!»

Игра «Группировка»

Игра «Четвертый лишний» Игра «На что это похоже»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти

ЗАНЯТИЕ 10

Игра «Найди двух братцев»

Игра «Конкретизация понятий» Упражнение «Время года- зима. Найти все признаки»

Игра «Почемучки» Игра «Группировка»

Кинезиологическое        упражнение

«Кулак-ребро-ладонь»

развитие логического мышления, речи и памяти

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

Доводить начатое до конца.

Контролировать свои движения.

ЗАНЯТИЕ 11

Игра «Кто, где спрятался?» Игра «Четвертый лишний» Игра «Загадки-отгадки» Игра «Телеграмма»

Сколько в комнате. впереди- позади

Арт-терапия «Сказочный лес»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. совершенствование выразительных движений.

ЗАНЯТИЕ 12

Игра «Четыре стихии»

Игра «Что лишнее и почему?» Игра «На что это похоже?» Игра «Запомни картинки»

Кинезиологическое        упражнение

«Ухо-нос»

развитие внимания. развитие восприятия, развитие памяти

развитие логического мышления, речи, умения ориентироваться в

своем теле.

ЗАНЯТИЕ 13

Игра «Внимание, можно начинать» Найти  предметы  одного  цвета. Игра «Повторяем друг за другом» Игра «Лишнее слово»

Игра «Продолжи предложение» Театрализованная        деятельность

«Теремок»

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие внимания.

развитие восприятия,

развитие логического мышления, речи и памяти, воображения

ЗАНЯТИЕ 14

Игра «Что изменилось?»

Игра «Что лишнее и почему?» Игра «Сгруппируй и запомни» Игра «Танграм»

Игра «Сложи картинку» Кинезиологическое    упражнение

«Дерево»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

совершенствование выразительных                движений, развитие        пространственных

представлений

ЗАНЯТИЕ 15

Игра «Мы в лес ходили» Игра «Непрерывный рассказ» Игра «Четвертый лишний»

Игра        «Кто        быстрее        заполнит баночку?»

Дыхательная        гимнастика–анти-

стресс.

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления, речи и памяти, развитие умения

справляться с тревогой.

ЗАНЯТИЕ 16

Игра «Дорисуй узор»

Развитие воображения

Время        года-        зима.        Найти        все признаки.

Игра «Запомни слова парами» Игра «Разрезные картинки» Игра «Что запоминали?»

Игра «Танграм»

развитие логического мышления, речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 17

Найти предметы на букву «М» Игра «Кто живет в аквариуме?» Игра «Какой рыбки не хватает?» Игра «Запоминалки»

Игра «Продолжи предложение»

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал

развитие логического мышления,

речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 18

Игра «Зеркало»

Игра «Чем отличаются клоуны?» Игра «Последовательность событий»

Игра «Запоминаем вместе»

Игра «Найди по описанию»

совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие внимания.

ЗАНЯТИЕ 19

Игра «Дружные хлопки» Игра «Узнай фигуры»

Игра «Что сначала, что потом?» Игра «Говори наоборот»

Игра «Из какого материала?»

развитие внимания. развитие восприятия,

развитие логического мышления, речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ20

Игра «Что изменилось?»

Игра «Последовательность событий» Игра «Какой фигуры не хватает?» Игра «Вспоминалки»

Игра «Оркестр»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

Доводить начатое до конца.

Контролировать свои движения.

ЗАНЯТИЕ 21

Игра «Не зевай» Игра «Животные»

Игра «Запомни картинки» Игра «Найди предметы»

Игра «Помоги найти портрет»

развитие внимания. совершенствование выразительных движений. развитие логического мышления,

речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 22

Игра «Найди предмет» Игра «Лабиринт»

Игра «Найди предмет не похожий на другие» Что пропало?

Игра «Танграм»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

активизация словарного запаса;

ЗАНЯТИЕ 23

Игра «Воспроизведение рассказа» Игра «Соблюдай правила»

Игра «Собери картинку по образцу» Игра «Поем вместе»

Игра «Найди спрятавшихся зверей»

активизация словарного запаса; развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие внимания.

ЗАНЯТИЕ 24

Игра «Карта»

Расположить геометрические фигуры относительно центра.

Игра «Собери вещи» Ига «Найди билет»

Игра «Повторяем и рисуем»

Песочная терапия «Поможем герою найти клад»

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения. развитие восприятия,

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти, воображения. совершенствование

выразительных движений.

ЗАНЯТИЕ 25

Игра «Найди и сосчитай» Игра «Повтори рисунок» Игра «Посмотри и запомни» Игра «Сравни картинки»

Игра «Незаконченные рисунки»

развитие внимания.

развитие восприятия, развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие воображения

ЗАНЯТИЕ 26

Игра «Запрещенной движение» Игра «Разведчики»

Игра «Составь фигуру» Игра «Переложи палочки» Игра «Сравни картинки»

Пластилинотерапия        «Домашние

животные»

Контролировать свои движения. совершенствование выразительных движений. развитие внимания.

Развитие мелкой моторики,

развитие логического мышления, речи и памяти, воображения.

ЗАНЯТИЕ 27

Игра «Найди отличия»

Игра        «Расположи        картинки        по порядку»

Игра «Запомни картинки»

Игра        «Запомни        и        нарисуй геометрические фигуры»

Игра «Дорисуй картинку»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

Развитие воображения

ЗАНЯТИЕ 28

Игра        «Распредели        картинки        по порядку»

Игра «Составь картинку»

Игра «Выложи из палочек» Игра «Найди отличия» Игра «Выполни движения»

Игра «Зоопарк»

развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие восприятия, Развитие мелкой моторики,

развитие зрительного восприятия, слуховой памяти.

Доводить начатое до конца.

ЗАНЯТИЕ 29

Игра «Поставь фигуры» Игра «Четыре стихии» Игра «Найди заплатку»

Игра «Шарфики»

Контролировать свои движения. развитие зрительного восприятия развитие логического мышления,

речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 30

Игра «Поручения» Игра «Музыканты»

Игра «Сравни картинки» Игра «Небылицы»

Игра «Классификация»

Развитие мелкой моторики, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал развитие логического

мышления, речи и памяти.

ЗАНЯТИЕ 31

Игра «Разноцветные цепочки» Игра «Продолжи предложение» Игра «Сколько фигур нарисовано?»

Игра «Дорисуй узоры»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

развитие воображения

ЗАНЯТИЕ 32

Игра «Найди отличия»

Игра        «Расположи        картинки        по порядку»

Игра «Запомни картинки»

Игра        «Запомни        и        нарисуй геометрические фигуры»

Игра «Дорисуй картинку»

развитие внимания.

развитие логического мышления, речи и памяти.

Развитие воображения

ЗАНЯТИЕ 33

Игра «Дорисуй узор»

Время        года-        зима.        Найти        все признаки.

Игра «Запомни слова парами» Игра «Разрезные картинки» Игра «Что запоминали?»

Игра «Танграм»

Развитие воображения

развитие логического мышления, речи и памяти.

Доводить начатое до конца. Контролировать свои движения.

ЗАНЯТИЕ 34

Игра «Дружные хлопки» Игра «Узнай фигуры»

Игра «Что сначала, что потом?» Игра «Говори наоборот»

Игра «Из какого материала?»

Контролировать свои движения. развитие внимания.

развитие восприятия,

развитие логического мышления, речи и памяти.

Всего:

34 занятия

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей «Социальный портрет семьи»
  2. Вовлечение родителей в работу группы и детского сада (по мере возможности)
  3. Методическая копилка «Работа с семьями несовершеннолетних иностранных граждан», «русская культура и традиции», «Двуязычие ребенка»-модель реального социума.
  4. Привлечение родителей для совместной организации выставок в ДОУ и досуговой деятельности «Россия многонациональная страна».
  5. Консультации для родителей по вопросам адаптации ребенка в ДОУ, успешной социализации и укреплению психического здоровья детей.
  6. Совместные с детьми и родителями мероприятия (участие в конкурсах, проектах, совместное изготовление костюмов к праздникам, организация праздников в группе).

Мониторинг по выявлению индивидуальных затруднений при обучении через анкетирование педагогов и родителей.

Индивидуальные беседы педагогов и специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда и т.д.).

9. Организация спортивных мероприятий с детьми и родителями

Темы консультаций для родителей детей мигрантов:

  1. «Ваш ребенок впервые пришел в детский сад»,
  2. «Информационно-методическая поддержка для родителей несовершеннолетних иностранных граждан по адаптации и интеграции детей»,
  3. «Театральные игры как средство социального эмоционального развития ребенка»,

«Общаемся        легко»:        игры        и        упражнения        на        развитие        навыков        коммуникации        и взаимопонимания.

5.        «Маленькие победы большого пути»: поощрение успехов каждого ребёнка, укрепление уверенности в себе.

Для достижения поставленной цели применялись различные формы работы: игротерапия, индивидуальные консультации, совместные мероприятия с родителями, тренинги и занятия по развитию коммуникативных навыков. Особое внимание уделялось созданию дружелюбной и доверительной атмосферы, исключающей проявления нетерпимости и враждебности.

Итоги реализации программы показали положительную динамику в развитии социальной компетенции несовершеннолетних иностранных граждан. Многие воспитанники продемонстрировали заметный прогресс в формировании коммуникативных навыков, повысили уровень уверенности в себе и снизили тревогу и страх перед новыми ситуациями.

Дальнейшие шаги будут сосредоточены на углубленной проработке отдельных направлений программы, расширении спектра используемых методик и технологий, повышении квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...