Причины нежелательного поведения у ребёнка раннего возраста
консультация по психологии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Причины нежелательного поведения у ребёнка раннего возраста
Основными причинами нежелательного поведения, исследователи выделяют:
1 причина. Сенсорную дисфункцию или дисфункцию сенсорной интеграции, состояние при котором сигналы, поступающие из окружающего мира и от разных органов чувств, воспринимаются слишком сильно (гиперчувствительность/ сенсорная зашита) или слишком слабо (гипочувствительность/сенсорный поиск).
При гиперчувствительности ребёнок будет стараться избегать те сигналы, которые для него особо неприятны. Он избегает предметы или события, которые доставляют ему неприятные или очень интенсивные ощущения, его нервная система при этом перегружается, и ребенок стремится уменьшить интенсивность этих стимулов. При гипочувствительности ребенок постоянно ищет для себя ощущения, которые помогают найти внутренний баланс ощущений, получить столько сенсорного опыта, чтобы «насытить ими нервную систему.
Самая большая трудность в том, что такая пониженная чувствительность мешает обычному функционированию ребёнка, заставляя его отодвинуть обычную игровую деятельность и сосредоточиться на восстановлении обычной чувствительности. У ребёнка со сложностью восприятия сигналов присутствуют «странные» формы поведения, которые не являются типичными для поведения обычного ребёнка: постоянные прыжки, потряхивания руками, кружения, необычные наклоны головы и рассматривание предметов под нестандартным углом зрения, пищевые предпочтения, желание все жевать и кушать несъедобные предметы, крики и вокализации, похожие на чаек и дельфинов, раскачивания, игры, в которых ребенок врезается в других людей, падает, заползает постоянно на небезопасную высоту, стремится к постоянному телесному контакту, постоянно держит мелкие предметы в руках. А также поведение, когда ребёнок настойчиво избегает физического контакта, старается спрятаться в шкаф, коробки, раздевается, или, напротив, не позволяет расчесывать свои волосы, надевать перчатки, носки и обувь. Ребенок может демонстрировать резкую реакцию на собственный голод, часто не понимает, когда он устал и продолжает много двигаться, а затем сильно и долго капризничает и не может справиться со своим состоянием без сторонней помощи. Также, на уровне поведения, это навязчивые состояния, ритуалы, самостимуляции, частое ощущение стресса, беспокойство или приступы гнева.
При сенсорной дисфункции со сложностью обработки информации, поступающие сигналы от сенсорных систем (тактильной, зрительной, слуховой, проприоцептивной, висцеральной) обрабатываются мозгом неверно, в результате чего выдается слишком сильный или слишком слабый ответ. Это влияет на сформированность праксиса и его компонентов: планирование действий и их практической реализации.
Простыми словами, нарушение обработки воспринимаемой информации мешает ребёнку выполнять инструкции. Он слышит инструкции, но не может организовать свое тело, для того, чтобы ее выполнить (взять деталь и поставить на место, застегнуть молнию), визуально такая сенсорная дисфункция выглядит как моторная неловкость.
При сложностях обработки информации ребенок промахивается мимо мяча, когда хочет его пнуть, наступает на разбросанные игрушки, часто спотыкается, бросает мяч не в ту сторону, в которую хотел. Такому ребёнку очень трудно сосредоточиться, мы часто имеем дело с так называемым полевым поведением, когда ребёнку невозможно замедлиться и сконцентрироваться. Отмечается беспокойство, усталость, сложности в формировании исполнительных функций, снижение рабочей памяти, трудности с выделением важной информации.
Стереотипное поведение Стереотипиии – еще один вид нежелательного поведения который не ведет к порче имущества и не представляет опасности для ребенка, но мешает организации взаимодействия, обучению, концентрации внимания. Стереотипное поведение - повторяющиеся движение тела или повторяющиеся действия с предметами. Стереотипии могут настолько захватить внимание ребенка что он будет не в состоянии наблюдать за окружающими и учиться у них, такое поведение мешает осваивать новые навыки.
2 причина. Несформированность навыков управления своим поведением. Несформированность адаптивных способностей – навыков саморегуляции, умение справляться со стрессами и психологическими нагрузками, выполнение задачи, подходящей по возрастному уровню. Эта причина нежелательного поведения проявляется в большей степени у детей с расстройством аутистического спектра, также ярко выражены сложности адаптивных способностей у детей с органическими нарушениями центральной нервной системы. Степень выраженности несформированности адаптивных способностей зависит от тяжести нарушения.
Сложность в формировании навыков саморегуляции проявляется в том, что ребенок при выполнении цепочки необходимых действий, требующих усилий и нахождения решения в возникающих проблемных ситуациях, не может справиться с возникающим напряжением, реагируя криком или истерикой, отказом от деятельности, вызвавшей негативную реакцию. Также, при нарушении формирования навыков саморегуляции, ребенку сложно ожидать, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сложность в управлении стрессами и психологическими нагрузками проявляется при выполнении простых или сложных целенаправленных действий, когда ребенку важно справляться с напряжением, удовлетворяя свои психологические потребности в ситуациях стресса или критических ситуациях. К примеру, при посещении шумного незнакомого места ребенок, может продемонстрировать несколько типов поведенческих реакций: плач, просьбу выйти из обстановки, которая вызывает напряжение, засыпание, апатию. На уровне поведения несформированность адаптивных способностей проявляется в сложности выполнения нескольких задач одновременно (мытье рук – подойти к раковине, открыть кран, подставить руки, надавить мыло, потереть руки, смыть водой, вытереть руки полотенцем), или в выполнении сложной задачи, где необходимо выполнить алгоритм действий (показать жестом на игрушку, взять игрушку в руку, сесть на стульчик, держа игрушку в руке). Или ребенку сложно выполнить одну простую задачу (принести игрушку, показать на желаемый объект, дать предмет).
Сложности в адаптации к изменениям и временным требованиям проявляется в том насколько ребенок умеет принять их, произвести соответствующий поиск решений в ответ на какие то новые требования или изменения в обычной последовательности действий (например, изменения в режиме дня, или изменение привычного маршрута пути от дома до площадки), контролировать свое поведение и выражать эмоции в соответствующей случаю манере в ответ на новые предметы или ситуации. Важным индикатором, в развитии навыков управления своим поведением является умение следовать распорядку (режиму) дня. То, насколько ребенок следует заданным ритмам дня, равномерность дневного и ночного сна.
3 причина. Несформированность коммуникативных навыков (дети с нарушением восприятия речи (сенсорная алалия), продуцированием речи (моторная алалия), а также с сочетанным нарушением (сенсомоторная алалия). Коммуникативные навыки – это способность человека устанавливать контакт с другими людьми, правильно реагировать на их речь, поведение и умение правильно отвечать. Важно то, насколько у ребенка сформированы базовые навыки общения, умение смотреть в глаза, выделять звуки речи, понимать вербальные и невербальные сообщения, соблюдать очередность во время коммуникации (разговора), продуцировать сообщения доступным ребенку способом (движения тела, жесты, карточки)
4 причина. Несформированность социальных навыков (депривированные дети, дети с расстройством аутистического спектра). При несформированности социальных навыков, у ребенка часто отсутствует интерес к людям. Такой ребенок не инициирует совместное с другим человеком внимание, не поддерживает взаимодействие, ему сложно принимать приглашение к взаимодействию от другого человека.
Социальные правила непонятны и ребенок им не следует, он не умеет приветствовать или прощаться. Часто отсутствует просьба (жест указать пальцем на интересующий предмет, или протянуть к нему руку), для просьбы используется рука взрослого, ею ребенок дотягивается до интересующего предмета. Навык выражения несогласия или отказа также недоступен для ребенка, испытывающего сложности с общением. Из-за отсутствия несформированности социальных навыков, ребенок привлекает внимание криком, плачем, паданием на пол и т.п., то есть проявляет нежелательное поведение.
Такой ребенок малоэмоционален, гамма выражаемых им эмоций бедна, гнев, страх, радость. Эмоции проявляются не как социальная реакция (улыбка человеку), а как отражение происходящих внутренних процессов на воспринимаемые стимулы окружающего мира. То есть, другие люди часто не понимают почему сейчас ребенок улыбается, или злится, или отчего он боится. Если возникает агрессия, то ребенок не умеет ею управлять социально приемлемым способом, и чаще всего кусает, бьет близких или себя.
5 причина. Несформированность познавательных навыков (дети с ментальными нарушениями). Проявляется в сложности освоения практических навыков – имитации, повторения действий за другими людьми. Низкий уровень развития праксиса не дает ребенку возможности развивать способность себя организовать. Насколько ребенок умеет решать возникающие проблемы, обращается ли он за помощью при трудностях, каким образом он обращается за помощью (отказывается от решения проблемы и переключается на другое действие, кричит, плачет, или использует социально приемлемую просьбу). Имеются ли у ребенка необходимые по возрасту игровые навыки, так как отсутствие игры приводит к различным стереотипным действиям (выстраивание предметов в ряд, постройка башни из любых находящихся поблизости предметов и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
Консультация для родителей "Причины нарушения сна у детей раннего возраста"
Разобраться в причинах бессонного состояния крохи и решить проблему с дневным сном малыша поможет наша статья, основанная на рекомендациях российских психологов....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...

Причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
описаны основные причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте...

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...


