Метафорический тренинг "Педагог возвращается домой..."
материал по психологии

Кудашкина Наталья Александровна
В процессе Метафорического тренинга применяются игры, каждая из которых есть поведенческая метафора.Упражнения, которые описаны здесь, развивают у участников тренинга -среди прочего -способности к метафоризации, т.е. к метафорическому видению, метафорическому мышлению и созданию метафор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_metaforicheskiy.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорический тренинг «Педагог возвращается домой...»

Цели:

• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;

• эмоциональная поддержка педагога;

• развитие эмпатических умений педагогов;

• тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 – 50 мин.

Ход тренинга:

1.Разминка.

Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление командного духа и создание комфортной доброжелательной обстановки для дальнейшего взаимодействия участников тренинга.

Педагог предлагает продолжить предложение «Если б у меня была волшебная палочка, то я бы тебе подарила…». Педагоги по кругу своему соседу, сидящему справа, дарят воображаемые подарки или пожелания.

2.Упражнение «Сказочный герой»

Цель: способствовать развитию рефлексии педагогов относительно своей роли в жизни или на работе, осознание личностных качеств и профессиональных особенностей через метафорическое восприятие себя в образе сказочного персонажа.

Каждый педагог называет сказочного героя или персонажа, на которого он похож по их мнению. Представляют своего героя коллегам, коротко обозначив характерные черты характера, внешний вид, особенности поведения и взаимодействия с окружающими.

3.Беседа «О метафоре и метафорическом тренинге»

Метафорический тренинг – это тренинг, который развивает у участников тренинга - среди прочего -способности к метафоризации, т.е. к метафорическому видению, метафорическому мышлению и созданию метафор. Метафора (с греч. - перенос) - троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным класса объектов или единичного объекта. Когда мы употребляем названия животных не по отношению к самим животным, а переносим их на объекты другого класса (например, на человека), то это можно считать метафорой. Скажем, фразы о каком-то человеке: Ну, это орел! или Настоящая акула бизнеса — конечно же, являются метафорическими. В расширительном смысле термин " метафора" относят также к другим видам переносного значения слова.

Какое же отношение имеет метафора к психологическому тренингу?

Для реализации тренинга потребуется игра — с введением каких-то особых условий, правил, норм игровой реальности. В этой игровой реальности происходит удивительная встреча текстов - жизненного текста конкретного

участника и событийного текста игры. А "волшебной призмой" для взаимоотражения этих текстов и становится метафора.

4.Упражнение "Педагог возвращается домой..." 

Цели:

• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;

• эмоциональная поддержка педагога;

• развитие эмпатических умений педагогов;

• тренировка гибкости поведения.

Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 – 50 мин.

Психолог: Когда каждый из вас возвращается после работы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание - выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым педагогом, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов. Пока будет проходить это распределение, педагогу надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще на работе. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть - через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено, - прямо называть себя. Задача педагога — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить._ Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина. Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для педагога  привлекательности (например, проверяющего из района, новой болезни, зловредной тетушки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?"

Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из 12

человек можно включить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин. Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем некоторые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах:

• страстная и сильная любовь; • молодость;

• путевка на Канарские острова; • новый холодильник;

• хорошее настроение; • потерявшийся котенок;

• ветерок в форточку; • надежда;

• горячий ужин, приготовленный в новой электроплите;

• букет цветов; • написанный отчет о работе;

• горячая ванна (джакузи); • друг (подруга) детства;

• миллион; • третья (четвертая)комната в двухкомнатной квартире (доме) и т.п.

Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:

• Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?

• Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?

• Есть ли такие гости, которых вы не рады видеть? почему?

• Кого из персонажей вам было особенно трудно определить?

• Кого вы угадали довольно легко? почему?

• Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Если позволяет время, можно повторить упражнение.

5.Работа с Метафорическими ассоциативными картами  

«Ресурсы каждого дня»

Метафорические ассоциативные карты  «Ресурсы каждого дня» - это проективная психологическая  методика. Каждый человек, глядя на картинку, видит что-то своё. Чувства и мысли, которые возникают у одного человека при взгляде на карту, могут кардинально отличаться от впечатлений другого. Метафорические карты способны поддержать вас в трудную минуту, помочь разобраться в себе. Колода ориентирована на поиск ресурсов, которые есть в жизни человека, но о которых он, возможно, позабыл. Сами картинки вызывают прилив позитива и хорошего настроения. Акцентируя внимание на том хорошем, что есть в жизни, можно поднять уровень жизненной и творческой энергии.

Психолог просит каждого участника тренинга выбрать сразу две карты и просит ответить на вопрос «Что делает меня счастливым?». Участникам нужно проговорить или написать всё, что идет в голову.

 6.Рефлексия.

Психолог предлагает участникам поделиться своими впечатлениями и эмоциями от участия в тренинге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога – психолога для родителей на тему: «Как поступить, если ребенок не желает возвращаться домой с прогулки»

Как правило, разыгравшегося на прогулке ребенка, очень тяжело уговорить пойти домой.Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на взбунтовавшегося  малыша. Сначала - порадуйтесь тому, какой в...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Конспект НОД по физическому развитию в средней группе с использованием робота " Робот Валера возвращается домой"

Развивать умение работать со схемами, алгоритмами и кодами. Развивать умение быстро переключаться на разные виды деятельности....

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности "Птицы возвращаются домой"

Конспект Од для детей старшей группы. Тема "Птицы возвращаются домой"...