Развитие мелкой моторики у девочек дошкольного возраста (гендерное направление)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бердичевская Валентина Васильевна

Учитывая интересы и способности девочек, мы создали в группе кружок «Бисероплетения» и «Вязания крючком». Работа по развитию мелкой моторики рук на протяжении всего дошкольного периода, просмотрелась сразу на первых занятиях в этих видах продуктивной деятельности. Бисероплетение и вязание крючком увлекло девочек своей кропотливостью и к тому же необычной в нашем современном мире деятельностью. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

рук, с учётом полоролевых

особенностей, как основа

подготовки руки к письму.

МДОУ№15 Воспитатель: Бердичевская В.В.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работа известных учёных доказала влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизации работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, мышления речи).

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. У детей дошкольного возраста мелкая моторика развивается через игры, упражнения, разные виды продуктивной деятельности и правильной организации развивающей среды направленной на развитие мелкой моторики. Сохранить физическое и психическое здоровье детей, развить речь и интеллектуальные способности, оградить от дополнительных трудностей обучения в школе - подготовить руку ребёнка к письму.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук.

•   Игры на развитие тактильного восприятия.

•   Игры с водой и песком.

•   Фольклорные пальчиковые игры.

•   Упражнения с предметами.

•   Упражнения с ученической ручкой.

•   Самомассаж рук.

•   Игры на выкладывание.

•   Игры на нанизывание.

•   Игры с конструкторами.

•   Ниткопись.

•   Работа со штампами.

•   Не традиционное раскрашивание( в виде овала, круга, ромба, квадрата, точки, снежинки, крестики, галочки) превращает рисунок в картину.

•   Работа с бросовым материалом.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют такие различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание ит.д.) Чтобы понять особенности развития ребёнка, как его воспитывать, обучать и развивать мелкую моторику рук нельзя не учитывать полоролевые особенности детей.

Мальчик и девочка - это два разных мира. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Именно в сюжетно - ролевой игре учитываются социальные отношения, которые позволяют детям сформировать умения принимать и менять роль в процессе игры. Групповое пространство и игры, разделённые по полоролевому признаку, дают возможность овладеть культурой в сфере взаимоотношений полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе. Например: игры « Нефтяник», « Электромонтёр», « Столяр - плотник» созданные в группе, дают возможность детям реализовать свои творческие способности, развивать моторику рук и координацию движения пальцев рук. Работа с инструментами позволяет мальчикам крутить гайки, болтики, краны.

На занятиях учитывается дифференцированный подход. Так как девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. А мальчики же рассказывают долго.

У девочек лучше развита « исполнительная» часть речи, совершенство речевого процесса.

У мальчиков лучше развита сообразительность, находчивость, изобретательность.

Например: на математике девочкам предложить работать с фасолью, а мальчикам с косточками абрикоса, персика.

Тактильные ощущения развивают мозг.

Полоролевые особенности нужно учитывать и в изобразительной деятельности и декоративном рисовании, развитие эстетического и художественного вкуса.

Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нём лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, детали.

Видимо срабатывают разные уровни, разные механизмы. У мальчиков всё происходит на уровне смысловых образований.

Опыт работы с детьми показал, что возраст от 5 до 7 лет считается подготовительным периодом к школе. И то, на сколько педагог планомерно и продуктивно поставит свою работу с детьми, по развитию мелкой моторики рук учитывая полоролевые особенности детей, зависит результат работы педагога и ребёнка в целом.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму должна начинаться до поступления детей в школу. Совместная работа, родителей и воспитателей способствует более эффективной подготовленности детей к школе. Ведь если развивать пальцы рук, развивать речь и мышление ребёнка, то проблем в обучении не будет. И вести эту работу надо сообща с родителями.

Слушать ребёнка, фантазировать с ним, играть, тем самым погружаться в мир детства. Только понимая своего ребёнка, а не отталкивая, можно добиться больших результатов в его развитии.

А сделать окончательный вывод, а полоролевом развитии, пока невозможно, потому что слишком мало мы ещё знаем и мало опыта в раздельном воспитании, а тот который есть, плохо отслежен и проанализирован специалистами.

Наша основная цель - педагогов и родителей, не навредить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у мальчиков дошкольного возраста (гендерное направление)

Чтобы понять особенности развития ребёнка, как  развивать мелкую моторику рук  мальчика нельзя не учитывать полоролевые особенности детей.   Игры и упражнения по  развитию руч...

Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

Одно из важных условий проведения игр и  занятий - хорошее настроение у Вас и у детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке, в игровой форме. Лучше заниматься в утренние часы или когда...

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

Сборник пальчиковых игр, направленных на развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук оставлен с учетом ФГОС, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка - это игра, планирование деятельности по развитию дет...

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Улыбка» (6 – 7 лет) по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста по средствам техники скрапбукинг»

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности  «Улыбка» (6 – 7 лет) по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возр...