Методические разработки по проблеме развития социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения
методическая разработка по теме

Лиханова Юлия Александровна

Это методический материал из опыта работы по теме: «Игра, как средство развития социально – бытовой ориентировки». Он поможет воспитателям при организации специальных коррекционных занятий с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 62 г. Хабаровска.

Методические разработки по проблеме развития

социально – бытовой ориентировки детей с нарушением зрения

Воспитатель 1- квалификационной категории                                                                  Лиханова Юлия Александровна

2011 г.

Проблема поиска эффективных средств приспособления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения к социальной среде и организация собственного поведения в бытовом пространстве имеет большую социально - педагогическую и коррекционно – психологическую значимость.

Специальные исследования доказывают, что снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку ребенка – дошкольника в бытовой и социальной жизни. Нарушение зрительного восприятия препятствует полноценному познанию окружающего мира и отношений в нем.

Для себя я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений по ориентировки в социальном и бытовом пространстве.

Я отобрала и систематизировала игры, и игровые задания по основным темам коррекционного раздела «Социально – бытовая ориентировка»: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь». Игровой материал подобран мною по возрастам: 3-4, 4-5 и 5-7 лет.

Игры и игровые задания аккумулирован в следующих задачах:

- Информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами (согласно возрастным возможностям) окружающего социально – бытового пространства.

- Информирование о социальном окружении и социальных связях, развитие умения отражать в деятельности (игровой, художественно – продуктивной и так далее) явления социальной и бытовой жизни. Побуждение к установлению контактов с окружающими, адаптирование навыков культуры поведения и общения через игровую деятельность и общение. Выработка приемов, направленных на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве.

Основное внимание при перспективном планировании в младше – среднем возрасте я уделяла дидактическим играм, поскольку это, прежде всего игры обучающие, а детей этой категории, как считают специалисты,  необходимо подводить к игре, то есть создавать специфические условия, обеспечивающие обучения его игровым действиям, по отображению социальной действительности. Игры, вошедшие в перспективное планирование, я использовала в равной степени, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Ценность игры для детей с нарушением зрения, по моему мнению, состоит в том, что в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

На начальном этапе обучения основная моя задача была направлена на информирование воспитанников о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, о социальных связях и способах конструктивного взаимодействия. Я осуществляла обучение детей игровым и ролевым действиям, развивала представления об окружающем мире для дальнейшего сюжетного отображения его в игре.  Например, в результате специально организованных дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь» и т.п. мною формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?»,  «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет» и т.п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.

Далее я предлагала игры – инсценировки. Первоначально они организовывались мною на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Игровые действия закреплялись и развивались в процессе совместной деятельности с детьми и в самостоятельной игре. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»).

Мною отмечено, что развитие умения ориентироваться в социально - бытовом пространстве служило средством более полного общения и самопроявления слабовидящего ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей.

Приложение 1

Описание игр, способствующих развитию социально – бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения

Представленные ниже игры применялись мною на разных занятиях с целью формирования и расширения общественного и социального опыта слабовидящих дошкольников. Данные игры широко использовались и в совместной деятельности с детьми во вне учебное время.

Чтобы сделать процесс практического обучения навыкам самообслуживания более привлекательным в младшем возрасте я использовала серию дидактических игр:  «Искупаем  куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Накормим куклу Катю обедом», «Кукла Катя проснулась» (игры из сборника А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» – М.: Просвещение, 1991. – 157 с.; Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Просвещение, - 1998. – с. 316.).

Умению адаптироваться в социально – бытовом пространстве, повышению информированности о нем, навыкам коллективного взаимодействия способствовала такая игра, как «Новая кукла».

Цель: Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к новеньким.

Игровое правило: Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обратилась кукла; если она обратилась ко всем детям, то отвечают все хором.

Игровое действие: Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры: Когда дети садятся на стульчики, чтобы поиграть, в группе слышен стук. Педагог, говорит, что к детям кто-то пришел в гости. В группу пришла новая кукла. Педагог обращается к ней:

- Как зовут тебя, малышка? Выясняется, что куклу зовут Валя. Она хочет остаться в группе жить. Детям предлагается показать кукле группу.

- Давайте покажем кукле нашу группу.

Затем обращаемся к кукле Вале:

 - Сейчас мы тебе все покажем и расскажем.

Кукла согласна. Дети называют кукле предметы. Мы вместе с детьми подходили к предметам и, имитируя вопросы куклы, спрашивали у детей: «А это что у вас?». Так кукла постепенно знакомилась со всеми игрушками в группе и с предметами, которые были в группе и выясняла, для чего они нужны.

В итоге, кукла хвалила детей за порядок в группе, благодарила за внимание к ней.

Я побуждала воспитанников участвовать в играх - диалогах, которые были направлены на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками, содействовали расширению представлений об окружающем мире и человеке, развивали самосознание детей. Игровые материалы заимствовала у таких авторов, как Алябьева Е.А. Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками – М.: Творческий центр, 2004. – с. 124; Дурова Н.В. Очень важный разговор. М.: Мозаика – Синтез, 2001. – с. 99; Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Социально – нравственное воспитание – М.: Книголюб, 2005. – 80 с. и другие.

Игры указанных мною авторов формировали навыки общения со сверстниками и взрослыми, обучали вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желания и мнения других, тем самым, обогащая социальный опыт каждого ребенка.

Большое внимание при этом уделялось созданию условий для организации речевой практики детей.

Когда дети хорошо усвоили, как строиться диалог, мы переходили к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание и максимально приближены к жизни. Я активно использовала игры – диалоги по типу «Разговор по телефону».

Практика работы показала, что дети не только охотно играют с использованием телефона по готовым сценариям, но и вносят новое содержание в беседу, импровизируют, выступают инициаторами игр. В этих играх на начальных этапах я приводила образец ответа или встречного вопроса в виде подсказки, а ребенок повторял, усваивая речевые обороты.

«Разговор с другом по телефону»

Цель: обучение диалогическому общению детей друг с другом и взрослым.

Выполнение: Я начинала беседу с вопросов:

 - У кого дома есть телефон? Вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу?

 - Сегодня мы будем учиться вежливо, разговаривать с другом или подругой по телефону. Хотите научиться? Тогда начинаем нашу телефонную игру.

 - Да, но мы забыли сказать, о чем можно поговорить по телефону с другом? (Подсказка – о выходе в кино, на прогулку в парк, о том, чтобы пригласить друга в гости, договориться о встрече и так далее).

Следующий этап  - включение телефонных разговоров в содержание сюжетно – ролевых игр в целях обогащения ролевого общения. Этому способствуют сами дети, охотно принимая предложение взрослого партнера как игру.

Игра «Найди свою группу»

Цель: развивать навык участия в дискуссиях посредством активного обмена мнениями.

Оборудование: несколько наборов картинок. Например: картинки с изображением мужской, женской и детской одежды. Количество картинок соответствует числу детей.

Описание игры: Детям предлагается взять по одной картинке.

- Внимательно рассмотрите картинку, доставшуюся вам, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что – то общее.

Основание для решения задачи не дается.

По окончанию игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе. Прав ли он, решает не ведущий, а все вместе.

Примечание: на начальном этапе знакомства с игрой лучше организовать дискуссию в упрощенном виде: один говорит – все остальные хлопают, выражая согласие или топают, выражая несогласие.

Данная игра предоставляла возможность ребенку раскрыть собственный потенциал и обрести уверенность в себе. Дети незаметно для себя преодолевают неприятное состояние растерянности, у них возникает потребность к речевому общению в процессе совместной деятельности.

Игра «Какое слово я задумала»

Цель: формирование умения рассуждать, вступая в диалог в процессе решения проблемной ситуации.

Проведение: Мы сообщали детям, что будем играть в одну интересную игру.

 - Я задумала слово, - начинали мы игру.

 - Какое?  - интересовались дети.

 - А вот это у меня как раз и надо выпытать, задавая мне вопросы.

Мы заслушивали детей и подсказывали им, какой вопрос лучше всего задать в том или ином случае.

Обучению дошкольников умению общаться, взаимодействовать со сверстниками на принципах игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом способствовали коллективные подвижные игры.

Отмечается, что коллективные подвижные игры побуждали воспитанников к гуманному отношению к своим сверстникам, развивали социальное доверие и социальные эмоции.

Игра «Паровозик»

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.

Игровые этюды и игры на воспроизведение положительных черт характера (по методике М.И. Чистяковой) будут оказывать коррекционно-профилактическое воздействие на сферу взаимоотношения детей с такими проблемами как застенчивость, эгоизмом, жадностью, другое.

В целях развития коммуникативных навыков, социального доверия и социальных эмоций предлагалась игра «Жучок»

Игра «Жучок» 

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из - под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Приложение 2

Конспект занятия по обучению социально – бытовой ориентировки

в группе детей с нарушением зрения (II младшая группа)

на тему «День рождения куклы Алены»

        Задачи:

1. Развивать и уточнять представления детей о назначении предметов, окружающих нас в быту, о приемах и правилах обращения с ними. Развитие социальной компетентности.

2. Обучать навыкам культуры общения и поведения. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками.

3. Закрепление в собственной практической деятельности умения определять пространственные отношения через понятия «слева», справа», «вокруг», «друг за другом», вверху, внизу, сверху, снизу.  

4.Развитие связной речи, осознанности восприятия, мышления, воображение.

Ход:

К детям пришла кукла Алена. Им предлагаем посмотреть, какая она нарядная.

- Посмотрите ребята, какая красивая наша кукла Алена. У неё сегодня день рождения. Ей исполнилось четыре года.

Алена приглашает вас в гости отпраздновать день рождения.

- Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения? (Выслушиваю ответы детей).

- Спасибо Аленушка,  мы непременно придем к тебе в гости и принесем много – много подарков.

Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), мы по «секрету от куклы» говорим: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Справа от вас, на большом столе, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что – нибудь одно), а потом пойдет к Аленушке и скажет: Аленушка, поздравляю тебя с день рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: «Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: «Я принесла подарок» - и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать.

Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Данил. По дороге он зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Данил к Аленушке и говорит, …..(Данил дарит подарок и показывает, что с ним можно сделать).

 - Спасибо тебе, Данил» - говорит Аленушка. Алена благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть.

Дети по очереди делают подарки, поздравляют Алену.

После того, как все подарки подарены проводится игра «Каравай».

Игра «каравай»

Как на Аленин день рождения испекли мы каравай.

Давайте встанем с вами вокруг Алены, (сидит на стуле).

Как мы стоим? (в кругу).

Кто в середине? (Алена)

Возьмите друг друга за руки и повернитесь друг за другом.

А теперь пойдем. Как мы идем? (друг за другом).

Алена благодарит за игру.

Алена говорит, что её друзья игрушки ей тоже сделали подарок. Игру «Живое лото». Алена приглашает поиграть с ней. В игре есть  большие карты «Дома» и маленькие игровые карточки.

Карточки раскладываю на столе и предлагаю выбирать каждому по одной. Дети ищут соответствующие своим картинкам «Домики». Игра проигрывается в двух вариантах.

«Домик»: лес, вода, стол, игровая полка. Игровые карточки: животные, рыбы, сладости и посуда, игрушки.

Алена тоже участвует в игре, спрашивая у детей, правильно ли она выполняет игровые правила. В конце игры Алена благодарит детей за веселую игру и помощь.

Внимание детей обращается на то, что именинникам в день рождения дарят цветы. Дети дарят кукле Алене букет цветов в вазе. – На ватмане наклеена ваза для цветов. Дети приклеивают заранее сделанные цветы в верхней части листа и «опускают» их в вазу, проводя линии зеленым маркером (стебель). Затем методов обрывания бумаги делают лепестки и при помощи клея приклеивают их к стебелькам.

Игра на проговаривание слов и выполнение под них движений «Мяч».

Вместо подведения итога занятия, Алена говорит, что у неё был очень веселый праздник, ей понравились подарки, подаренные детьми, и они её очень пригодятся. Она весело провела время, играя с ними. Дети были вежливые, дружные и внимательные друг к другу.

Приложение 3

Консультация по теме: «Особенности социальной адаптации

дошкольников с нарушением зрения»

Слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляет собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия, что влияет на весь процесс формирования и развития личности ребенка. Нарушение зрительного восприятия при слабовидении препятствует познанию окружающего мира и отношений в нем. У детей с нарушением зрения искажаются и сужаются представления о социальном мире, возникают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими, у них в замедленном темпе формируются предметно – практические действия.

Расширение общественного и социального опыта, установление более тесных контактов с окружающим миром лежит в основе социальной адаптации слабовидящих детей дошкольного возраста.

Игры со сверстниками особенно важны для личностного и социального развития слабовидящего ребенка. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом по поводу игры непрерывно возникают ситуации.

Совместная с взрослыми деятельность помогает развивать представления детей об окружающем до оптимального уровня, побуждают к познанию новых предметов, обогащают опыт предметной деятельности. Общение с родителями и окружающими способствует расширению представлений о жизненном пространстве, окружающем ребенка, социальных связях  и отношениях в нем. Важную компенсаторную роль в этом развитии играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании ребенка со зрительными нарушениями создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом (признаком), словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным осязательным обследованием.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками - М.: Творческий центр, 2004. – с. 124.

2. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» – М.: Просвещение, 1991. – 157 с.

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор - М.: Мозаика – Синтез, 2001. – с. 99.

4. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Просвещение, - 1998. – с. 316.

5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Социально – нравственное воспитание – М.: Книголюб, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением зрения «В гостях у повара»

Представляю вашему вниманию конспект подгруппового занятия по социально-бытовой ориентировке старших дошкольников...

Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе

Перспективное планированиеразвития пространственной ориентировки детей с нарушением зренияв младшей группе...

Методическая разработка Многофункциональная игра «Шарики и колечки» для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Шарики и колечки», которая составлена с учётом методических...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Методическая разработка по ФЭМП в средней группе для детей с нарушением зрения Тема: «Путешествие с Крошем»

Методическая разработка по ФЭМПв средней группе для детей с нарушением зренияТема: «Путешествие с Крошем»Цель: Развитие представления детей о геометрических фигурах.Задачи:1. Закреплять...


 

Комментарии

Лиханова Юлия Александровна

Уважаемые коллеги. Представленные материалы будут полезны не только для работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Эти материалы можно применять в работе по развитию социальной компетентности детей дошкольного возраста. У меня есть ещё перспективное планирование по всем возрастным группам, подборки занятий, составленные мною, если кому надо - вышлю.