Улица полна неожиданностей.
статья (средняя группа) по теме

Воротилина Юлия Николаевна

 

Улица полна неожиданностей.

         Детей с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт, интересные неизвестные предметы, животные, растения.

         Безопасное поведение ребенка на улице - это не просто сум­ма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях (Р.Б. Стеркина).

         Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопас­ности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

         •    Как дошкольник ориентируется на дороге?

         •    Как изучить имеющиеся у детей знания о правилах безо­пасности на улице?

         •    Как помочь детям запомнить самые важные правила пове­дения, обеспечивающие их безопасность вне дома?

         •    Какие формы и методы обучения лучше использовать для ознакомления его с правилами безопасности?

         •    Как органично включать их в педагогический процесс?

         •    Какой можно использовать литературный материал?

         •    Какими способами родители могут обеспечить безопасность ребенка на улице?

         Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущих­ся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными со­бытиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

         Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчаст­ных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, боль­шинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать до­рогу на близком расстоянии от проходящего транспорта — это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети выры­ваются из рук родителей при переходе улицы или пытаются пере­бежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёст­ки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происше­ствий с детьми является незнание ими правил дорожного движе­ния, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

         Психологи уже давно установили, что дети в силу своих воз­растных психологических особенностей не всегда могут правиль­но оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрас­положенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологи­ческого развития, как:

         •    неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

         •    быстрое образование условных рефлексов и быстрое их ис­чезновение;

         •    процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

         •    потребность в движении преобладает над осторожностью;

         •    стремление подражать взрослым;

         •    недостаток знаний об источниках опасности;

         •    переоценка своих возможностей.

         Французский психолог Дюваль утверждает: "Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличает­ся от нашей". Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, от­куда доносится шум приближающейся машины, детям значи­тельно труднее определить его направление.

         Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психоло­ги считают, что сектор обзора ребенка на 15—20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незаме­ченными. Он видит только то, что находится напротив.

         Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспри­нять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходитпримерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

         Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

         Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со зна­чительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уло­вить одновременно более одного явления. Внимание ребенка со­средоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распростра­ненными ошибками, которые совершают дети, являются: неожи­данный выход на проезжую часть в неустановленном месте, вы­ход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас — взрослых.

         Несчастные случаи, происходящие в природных условиях, плохо освещаются и кажутся редкими. Городские жители к тому же могут из-за недостатка знаний недооценивать всех опаснос­тей в этой области.

         Так, хотя считается общепризнанным, что пребывание на воде предоставляет собой повышенную опасность, не все имеют четкое представление, в чем именно она заключается. Обследование дна в местах ныряния в воду во избежание травмирующего столкновения с предметами и попадания воды в дыхательные органы в результа­те потери сознания или неверных действий при испуге (что может привести к летальному исходу); слежение за временем купания и температурой воды для исключения возможности переохлаждения, эти и другие меры безопасности — все это зачастую игнорируется даже в отношении детей. В работе СМ. Мартынова констатируется, что родителями не уделяется достаточного внимания обучению ори­ентирования на местности и распознаванию ядовитых растений. Бе­лена, бузина, вороний глаз, вех и др. растения могут стать причи­ной тяжелейшего отравления, и даже смерти. Причем, вредоносное воздействие может оказать и небольшое количество плодов или других частей растения. Некоторые семьи, имея представление об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в от­пуске, например, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети и взрослые могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами.

         Улица и природа — это еще и встреча с животными. Познавая окружающий мир, ребенок, может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или одомашненны­ми животными, причинить вред себе или им. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду, или собаки на улице могут пред­ставлять угрозу здоровью и жизни. "Отсюда одна из основных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей природной среде: дать детям элементарные навы­ки правильного поведения и общения с животными, растения­ми". "Правильное поведение" на природе включает в себя не только способность предупредить несчастный случай, но и умение и желание не навредить, а наоборот - сохранить и защитить. Вос­питывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о приро­де, человек заботится о себе и своем будущем; то, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Для примера: что­бы сохранить здоровье, человек должен потреблять чистую воду, в свою очередь, для того, чтобы вода сохранилась чистой, необ­ходимо предотвращать ее загрязнение и следить за экологиче­ским состоянием планеты в целом.

         Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.

         Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

        

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно вести себя на улице!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД "Улица полна неожиданностей"

Проект по ПДД для средней группы детского сада....

Познание – конструктивная деятельность. «Улица полна неожиданностей»

Цель- расширить представления детей о правилах поведения на улице- учить детей видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья- закрепить знания детей о правилах перехода через ...

"Улица полна неожиданностей"

Расширить представления детей о правилах дорожного движения  и о правилах  поведения во дворе и на улице; учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья; закрепить...

Занятие по окружающему миру по теме: "УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ"

ТЕМА: "УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ" (Как вести себя на улице) Цель: Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть все то, что представляет опасность для и...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе. Тема: «Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)» (Сентябрь)

Расширяем представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, учим видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья....

Конспект занятия по познавательному развитию № 3 в средней группе Тема: «Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)»...


 

Комментарии

Воротилина Юлия Николаевна

Французский психолог Дюваль утверждает: "Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличает­ся от нашей". Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, от­куда доносится шум приближающейся машины, детям значи­тельно труднее определить его направление.